МУНИЦИНАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Центр развития творчества детей и юношества»
План-конспект интегрированного занятия в творческом объединении «Роспись по дереву» "Тема цветов в художественных и музыкальных произведениях"
Столярова Лариса Николаевна
педагог дополнительного образования,
руководитель т/о «Роспись по дереву»,
первая квалификационная категория
Апрель 2023 год
Тип занятия: Комбинированный
Виды деятельности: Декоративное рисование, пение, танец, игра, театрализация.
Цели: развитие устойчивой познавательной мотивации обучающихся в области народных промыслов;
приобщение детей к народному искусству.
Задачи:
Образовательные:
продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями;
упражнять в рисовании Городецких цветов, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки;
закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета; учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет;
познакомить с жанром народного творчества «частушка»;
научить народным играм «Мак маковистый», «Цветочная карусель»;
учить передавать характер в музыкальных и сценических произведениях;
Развивающие:
развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, эстетическое восприятие, воображение, умение красиво располагать узор в заданной форме;
развивать музыкальные и творческие способности обучающихся;
Воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма и гордости за наше культурное наследие;
средствами музыки, изобразительного искусства, фольклора способствовать созданию творческой, позитивной атмосферы в коллективе.
Предварительная работа: беседы о русском быте и традициях; рассматривание изделий и иллюстраций с городецкой росписью; рисование элементов городецкой росписи (розаны, купавки, ромашки, бубенчики); чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, загадок; разучивание и пение частушек, песен; слушание народной музыки.
Методические приемы: Рассмотреть предметы с городецкой росписью, определить, в чем отличие от других народных промыслов, художественное слово, ритмический аккомпанемент, театрализация.
Музыка: русские народные песни, частушки, музыкальные игры.
Материалы и оборудование:
Для педагога т/о «Роспись по дереву»:
компьютер, наглядно-демонстрационные пособия, изделия с городецкой росписью;
технологические карты выполнения работ в технике городецкой росписи;
заготовка эскиза разделочной доски - педагогический рисунок.
компьютер, наглядно-демонстрационные пособия,
Ложки;
обруч с лентами.
Для детей:
- затонированные в желтую краску листы бумаги в форме разделочной доски, с предварительным рисунком в карандаше.
- гуашь, тонкие кисти, непроливайки, палитра, салфетки, подставки под кисти.
- музыкальные ударные шумовые инструменты.
Структура занятия:
Организационный момент – 3 мин.
Вступительная беседа – 5 мин.
Компьютерная презентация по теме "Городецкая роспись"- 3 мин.
Творческая работа по росписи - 1 этап – 15 мин.
Физкультминутка (народная игра) – 5 мин.
Творческая работа по росписи -2 этап – 15 мин.
Музыкальная игра «Карусели» - 5 мин.
Заключительный этап росписи – 10 мин.
Компьютерная презентация по теме "Частушка"- 10 мин.
Исполнение частушек – 5 мин.
Итог занятия - 10 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Звучит русская народная песня «Барыня».
Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости дорогие! Наступила весна! Солнце светит тепло и ярко! И в нашем зале – светло и весело. А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.
Здравствуй, солнце золотое! (круг руками)
Здравствуй, небо голубое! (Руки вверх, на носочки)
Здравствуй, вольный ветерок! (Покачивание руками)
Здравствуй, маленький дубок! (руки вперёд)
Я живу в родном краю, всех я вас приветствую! (руки в стороны, поклон)
2. Вступительная беседа
– Посмотрите, какой красивый костюм у меня. Яркий, как весенний цветок! Да, цветы наполняют нашу жизнь красками, ароматами, восхищают и радуют! Цветы можно увидеть не только на клумбах и лесных полянках. Где их можно ещё встретить?
(ответы детей)
Правильно. Но:
Есть на Волге город древний, по названью – Городец.
Славится на всю Россию своей росписью, творец.
Распускаются букеты, ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
– Хотите, мы с вами отправимся в этот русский город, который находится в Нижегородской области? Мы поедем на лошадках. У меня лошадь большая, а у вас – жеребята. Садимся и скачем по дорожке (цокая язычком):
Ритмическая игра.
По дорожке ровной, гладкой
Скачут быстрые лошадки:
Чок, чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.
А вот мы и приехали…
Подходят к «Русской избе»
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!
Здравствуйте, ребятишки! Рада опять видеть вас. Я уже и соскучиться успела. Проходите, гости дорогие! Вы наверно любите загадки отгадывать? Тогда отгадайте загадку:
Коль на досточке девица,
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица –
Это значит… (Городец)
Мы посвятили этой теме несколько занятий. Сегодня « мы продолжаем знакомиться с городецкой росписью и завершаем данную тему итоговой работой: роспись эскиза разделочной доски в технике городецкая роспись. Предлагаю посмотреть презентацию.
3. Компьютерная презентация.
Скоро ярмарка. Изделия с городецкой росписью ценятся дорого, а работы еще много. Нам надо успеть расписать к ярмарке разделочные доски! Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Мы с удовольствием поможем тебе, хозяюшка. Что ж, ребята, вы сейчас превратитесь в городецких мастеров, берите доски и садитесь за столы.
4. Творческая работа по росписи
Обратите внимание на технологические карты (перечислить названия)
Сегодня мы завершаем начатую работу, работать вы будете самостоятельно, на предыдущих занятиях вы сделали рисунок в карандаше эскиза разделочной доски, а сегодня его нужно закончить в цвете.
Повторение последовательности выполнения росписи эскиза разделочной доски
1-й этап росписи. Подмалевок. Роспись элементов эскиза конь – черным. Птицы: (тетерки или петухи) туловище и голова черным, хвост и крылья красным, синим или другим цветом. Цветы розаны и купавки – розовым, голубым. Листья, кустики – зеленым.
2-й этап росписи. Прорисовка. Роспись у коня гривы и седла красным цветом, у птиц расписать перья, гребешки, крылья, у цветов расписать серединки цветов и лепестки.
3-й этап росписи. Оживка. Оживляем белой гуашью все элементы росписи: (птиц, коней, цветы, листья) используем мелкие элементы такие как: капельки, точки, подчеркиваем тонкими контурными линиями. Красным цветом обводим контур эскиза разделочной доски, чтобы работа, выглядела законченной.
Повторение правил техники безопасности труда.
Не размахивать руками, держа в руках острые предметы – карандаши, кисти.
Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения посторонними предметами.
Перед работой нужно убедиться в исправности емкостей, в которых находятся краски.
Загадка:Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)
Вопрос:Кто знает и ответит, как нужно правильно пользоваться кистями и красками?
Практическая самостоятельная работа учащихся – 1 этап (подмалёвок)
(Педагог оказывает индивидуальную помощь по необходимости. Самостоятельная работа сопровождается музыкальным оформлением)
А ведь в деревне не только работали, но еще любили отдыхать! Песни пели и играли. Давайте с вами поиграем в народную игру «Мак маковистый». Становитесь все в круг.
Народная игра «Мак маковистый".
Практическая самостоятельная работа учащихся – 2 этап (прорисовка)
(Педагог оказывает индивидуальную помощь по необходимости. Самостоятельная работа сопровождается музыкальным оформлением)
Хороводная игра «Цветочные карусели»
Описание игры: В центре становится педагог, он держит обруч, на котором привязаны разноцветные ленточки (обруч с ленточками поднять вверх). Педагог спрашивает о цвете того или иного цветка. Назвавший правильно цветок, берётся за ленточку этого цвета. Дети идут по кругу и под музыку выполняют движения под текст песенки:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом —
Все бегом, бегом, бегом.
Сначала дети идут медленно, а после слова «бегом» бегут по кругу.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два —
Вот и кончилась игра.
Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Когда карусель остановится, дети бросают ленточки, и бегают по площадке, а по сигналу педагога, вновь бегут, образуя круг, и берутся руками за ленточки.
Завершение практической работы (оживка)
Н.А. Ребята, мы с вами разучили частушки о городецкой росписи, но я думаю, не все из вас знают, когда и откуда появилась частушка?
Компьютерная презентация о жанре народной музыки "частушка".
Исполнение частушек о Городецкой росписи с ритмическим аккомпанементом.
Итог занятия
Выставка и анализ детских работ, самооценка
Давайте посмотрим, получились ли у нас городецкие доски? Какая доска получилась самой нарядной? Почему? Какая самой веселой? Какая сказочной? Ой, спасибо, ой помогли, ну молодцы! Все доски на славу удались!
Вы сегодня все отлично поработали, и рисовали, и пели, и играли. Узнали много нового и интересного.
Вопросы на закрепление темы:
Назовите область и город, где зародилась городецкая роспись (Нижегородская обл., г. Городец.)
2. Какой материал используют для городецкой росписи? ( дерево),
3. Назовите изделия, которые расписывали мастера городецкой росписи
(Прялки, шкатулки, сувениры. Деревянная посуда: солонки, сахарницы, ложки. Многие изделия становятся сувенирами).
4. Назовите элементы городецкой росписи(Цветы: розан, купавка, розы, ромашки, листья, кустики, городецкие кони, птицы: тетерка, фазан, петух)
Н.А.: 1. Когда появилась частушка? (В 19 веке).
2. Сколько строк бывает в частушках? (2, 4, 6, 8).
3. Сколько строк было в частушках, которые пели вы? (4).
4. Какие народные песни о цветах мы сегодня пели? «Мак маковистый», «Цветочная карусель».
А я вас так просто не отпущу! Я бы хотела, чтобы вы ещё меня повеселили.
Конечно, конечно. Наша родина – Россия богатаразнообразными народными промыслами, песнями, танцами. Мы ей очень гордимся и споём вам песню «Моя Россия», которую написал композитор Г.Струве на стихи Нины Соловьёвой.
Дети исполняют песню "Моя Россия"
Ой спасибо, развеселили меня и помогли. Но просто так из гостей никто не уходит.
Ой, вы гости дорогие!
У нас подарки расписные.
Писали их, старались,
Подарить вам собирались. (Дарят доски гостям)
Благодарим вас за участие!
Работать с вами, дети, - счастье!
На занятия вас ждём с нетерпением,
А сегодня всех вас ждёт угощение!