МУНИЦИНАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Центр развития творчества детей и юношества»
План-конспект открытого занятия в творческом объединении «Роспись по дереву»
«Праздник ложки в городе мастеров»
Столярова Лариса Николаевна
педагог дополнительного образования,
руководитель т/о «Роспись по дереву»,
первая квалификационная категория
Апрель 2024 год
Праздник ложки в городе мастеров
Цели занятия:
Образовательная: расширить познавательные интересы учащихся в декоративно-прикладном творчестве; познакомить с особенностями изготовления русской деревянной ложки; закрепить приёмы хохломской, гжельской и городецкой росписей.
Развивающая: развивать эстетическое чувство вкуса, ритма, соразмерности; знания о традициях художественных промыслов; трудовые умения при работе с художественными принадлежностями; развивать познавательную мотивацию.
Воспитательная: воспитывать у учащихся самостоятельное и добросовестное отношение к труду; чувство прекрасного; чувство гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны; любовь к Родине.
Оборудование: для детей - гуашь, бумажные трафареты ложки, кисти, палитра, таблицы с элементами хохломской, гжельской и городецкой росписей; для педагога - рисунки изделий художественных промыслов (Гжель, Городец, Семёнов "Хохлома").
Зрительный ряд: репродукции изделий из г.Гжели, г.Городца и г. Семёнова.
Ход занятия
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
Беседа: "Что означает выражение "Бить баклуши"? (Бездельничать, ничего не делать).
- А откуда появилось это выражение? (Комментарии детей)
- Так вот. Как рассказывает одна история, в одном селе жил крестьянин Иван Васильевич. И сегодня, вспоминая его, люди говорят о нём с уважением и почтением. А уважали Ивана Васильевича за то, что всю жизнь он бил: баклуши. Из года в год, из месяца в месяц, из недели в неделю, иногда через день, а случалось, что и все дни напролёт.
Оказывается, что бить баклуши - дело не такое уж простое, к нему душа должна лежать и определённый талант требуется.
А начиналось битьё баклуш у Ивана Васильевича с того, что брал он в одну руку топор, а в другую - острозубую пилу и отправлялся в лес. Начинал рубить и подпиливать облюбованную им заранее берёзку. Именно берёзку. Ведь бить баклуши Иван Васильевич любил именно берёзовые - самые для его дела подходящие и лучшие.
- Берёза, - говорил Иван Васильевич, - дерево удивительное: и весёлое, и плакучее, и для всякого дела-случая.
Затем непременно добавлял:
- И хоть нет на ней шишек для белок, зато спрятаны сорок поделок: и чашки и плошки, и миски и ложки!...
После чего принимался Иван Васильевич напиленные чурбаки разбивать топором на мелкие чурочки, которые в народе назывались баклушами. Потом доставал острый как бритва ножик и, чуть слышно приказывал ему: "Прошу тебя, Гришка, не бери лишка!" - начинал снимать с них всё ненужное: срезать сучки, скалывать горбыльки, притёсывать неровности. Сучки - ножиком, горбыльки - кривым резаком, неровности - бруском, а черенки ложек - аккуратно вытачивать пилкою.
- Оказывается, баклуша и ложка взаимосвязаны. Без баклуши не будет и ложки.
(Демонстрация настоящих баклуш, т.е. технологический процесс изготовления ложки, на доске - таблица с этапами данного процесса)
(Таблица №1) Этапы изготовления ложки.
Заготовка ("кряж" делят на маленькие заготовки);
Баклуша;
Обрубка (топор);
Тесление (тесла);
Обрезка (нож);
Вырезка (резец);
Подправка (ножом).
Казалось бы, нет вещи проще, чем деревянная ложка, однако хлопот с нею - великое множество, потому что мало выдолбить из баклуши ложку, - её нужно ещё пригодной для употребления сделать, ведь некрашеной деревянной посудою пользоваться неудобно. Она и загрязняется быстро, и отмывается плохо, и всё в себя - хоть щи, хоть кашу впитывает.
И вот чтобы этого не случалось, придумали мастера следующее.
(Объясняется процесс подготовки ложки к раскрашиванию - этапы.
(Таблица № 2) Этапы подготовки ложки к раскрашиванию.
бельё (токарное изделие);
грунтовка;
олифление;
лужение (алюминиевый порошок);
роспись;
лак;
сушка.
Та самая ложка, которую смастерили из баклуши, по разным источникам, появилась в 16 - 17 в.в. в Нижегородской губернии в заволжских лесах.
История ложки: (презентация)
Как утверждают специалисты, люди перестали есть руками и вооружились ложками ровно 2 тысячи 800 лет назад. Но кто первым изобрёл ложку - история умалчивает. В доисторические времена ложкой служила скорлупа крупных орехов. Потом ложки стали делать из кости. Древние египтяне пользовались бронзовыми ложками, а греки предпочитали серебряные.
В Древней Руси во времена, когда в Европе обычно ели руками, деревянная ложка была уже вполне привычным предметом, о ней упоминается в летописи "Повесть временных лет". И речь там идёт не только о деревянных, но и о серебряных ложках. Ложки, как и ножи, в старину обычно носили при себе. Говорили даже: "Запасливый гость без ложки не ходит". Русские деревянные ложки делались из осины, берёзы, клёна.
А для наших предков ложка была культовым предметом. Она сопровождала человека практически с рождения. Вместо погремушек ложки подвешивали над люлькой младенца; обернув ложку лоскутом ткани, из неё делали куклу для тех, кто постарше..
Несмотря на большое разнообразие ложек, деревянная ложка также остаётся предметом украшения каждого дома. Ложкарное дело не забыто и сегодня. Наследников Ивана Васильевича можно встретить и по сей день.
Наше занятие посвящёно ложке и называется - "Праздник ложки в городе мастеров". И сегодня на нашем уроке присутствуют представители трёх крупнейших художественных промыслов.
(Вывешиваются на доску рисунки изделий художественных промыслов - Гжель, Семёнов "Хохлома", Городец) - Рисунок 1; Рисунок 2; Рисунок 3;
3. Постановка цели урока.
На доске вы видите изделия, выполненные мастерами-художниками. Откуда то или иное изделие, вы уже узнали. Но художники не закончили свои работы, не успели расписать ложки.
Это задача ваша.
Первому ряду даётся задание расписать ложки в гжельском стиле;
Второму ряду даётся задание расписать ложки в хохломском стиле;
Третьему ряду даётся задание расписать ложки в городецком стиле.
(Учащимся раздаются бумажные трафареты ложек)
Вы должны расписать ложки так, чтобы данные изделия можно было представить на ярмарке. Затем познакомить гостей в городе мастеров с тем, откуда вы приехали и что привезли на ярмарку.
(Уточняется задание; эскизы готовы в альбомах учащихся; можно ещё использовать учебник; демонстрируется деревянная расписная ложка и рассматривается вариант росписи)
4. Творческая работа учащихся.
5. Выставка и защита работ.
("Русский сувенир". Музыка В.Сигалова, слова А.Осьмушкина.)
Педагог: Как на ярмарку нашу весёлую
Собиралися, соезжалися
Не сановники басурманские.
Не какие-то гости заморские -
Мастера, мастерицы-искусницы.
Привезли они нам развесёлые
Краски яркие - всё художество,
Коим волости их прославились.
Педагог: Почтенные господа,
Пожалуйте сюда!
Выставляйте на базаре
Ваши лучшие товары!
(Выходят ребята к доске и развешивают свои работы - городецкие ложки)
Педагог:Давно уж вас мы поджидаем,
Без вас не начинаем.
С чем пожаловали к нам?
Дети: Привезли мы вам поклон -
Городецкой песни звон.
Городецкая роспись -
Как её вам не знать.
Здесь и чёрные кони,
Молодецкая стать.
Здесь такие букеты,
Здесь такие сюжеты!
Посмотрите на роспись -
Сочность красок манит.
Городецкая роспись
Душу всем веселит.
Педпгог: Расскажите всем, гости дорогие, откуда вы к нам пожаловали?
Дети: На реке Волге есть старинный городок - Городец. А за ним леса бескрайние, дремучие. Когда-то в Городце строили корабли - древесина под боком, возить её из далёка не нужно. Кораблестроители работали не спеша, делали корабли прочными и красивыми. Расписывали они их самыми разными узорами: птицы, животные, растения - всё для того, чтобы, выходя в плавание, моряк как можно больше с собою земного увёз.
Дети: В Городце сплошь в затейливых узорах и окна, и мебель, и домашняя утварь. Самые нарядные дома по всей России - городецкие. Посмотрите на эти удивительные изделия городецких мастеров.
Вот вам птицы удалые,
Словно радуги цвета.
А эти ложки расписные -
Несказанная краса.
Педагог: А теперь слово:.
(Выходят ребята к доске и развешивают свои работы - гжельские ложки)
Педагог: Расступись, честной народ! Гжель на ярмарку идёт!
Дети: Мы - умельцы гжельские,
Известны на Руси
Керамикой чудесною -
У каждого спроси.
Педагог: Где живут мастера?
Дети: Мы - умельцы гжельские,
Известны на Руси
Керамикой чудесною -
У каждого спроси.
Педагог: Расскажите-ка, откуда
Появилось это чудо.
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.
Да сказки не простой,
А бело-голубой..
Дети: Но ведь это не просто сказка, а ещё и настоящее искусство, которое возникло в 17 веке. В начале мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому - такая посуда называлась майоликой. Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель, которая стала расписываться только синим цветом (это фаянс). Всего одна краска, а какая нарядная роспись! Одним словом, голубая сказка!
Дети: Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.
Дети: Голубизну сквозящую,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на ложку
Легко перенесла.
Педагог: Внимание! Внимание! Продолжается наше гуляние!
(Выходят ребята к доске и развешивают свои работы - хохломские ложки)
Педагог: А вы, гости дорогие, откуда к нам пожаловали?
Дети: Догадайтесь сами!
Привезли мы на базар
Раздиковинный товар.
Здесь и чашки, здесь и ложки,
Здесь и милые матрёшки.
Педагог: Что за чудо перед нами?
К нам приехала сама
Золотая:
Дети: Хохлома.
Педагог: Так откуда же приехала к нам весёлая, золотая хохлома?
Дети: Из Нижегородской области. Русский народный художественный промысел возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным, чёрным, зелёным тонами и золотом.
Дети: Посуда наша
Для щей и каши,
Не бьётся, не плавится,
Всем очень нравится.
На блюде роспись завитая -
Оттого и хохломская.
Каждый стебель вьётся,
Ягоды, цветы на нём -
Хохотуньи солнца.
Педагог: Вот и подошёл к концу наш весёлый праздник.
Отдохнули и по праву
Мастерам воздали славу!
Что узнали, не забудем -
Долго-долго помнить будем.
6. Подведение итогов.
- Чему учились на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- Где вам могут пригодиться знания, полученные на данном уроке?