Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Конспекты
  3. «Праздник ложки в городе мастеров»

«Праздник ложки в городе мастеров»

План-конспект открытого занятия в творческом объединении «Роспись по дереву» • Образовательная: расширить познавательные интересы учащихся в декоративно-прикладном творчестве; познакомить с особенностями изготовления русской деревянной ложки; закрепить приёмы хохломской, гжельской и городецкой росписей. • Развивающая: развивать эстетическое чувство вкуса, ритма, соразмерности; знания о традициях художественных промыслов; трудовые умения при работе с художественными принадлежностями; развивать познавательную мотивацию. • Воспитательная: воспитывать у учащихся самостоятельное и добросовестное отношение к труду; чувство прекрасного; чувство гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны; любовь к Родине.

Предметы

Конспекты

Категория

Конспекты
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МУНИЦИНАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Центр развития творчества детей и юношества»

План-конспект открытого занятия в творческом объединении «Роспись по дереву»

«Праздник ложки в городе мастеров»

Столярова Лариса Николаевна

педагог дополнительного образования,

руководитель т/о «Роспись по дереву»,

первая квалификационная категория

Апрель 2024 год

Праздник ложки в городе мастеров

Цели занятия:

  • Образовательная: расширить познавательные интересы учащихся в декоративно-прикладном творчестве; познакомить с особенностями изготовления русской деревянной ложки; закрепить приёмы хохломской, гжельской и городецкой росписей.

  • Развивающая: развивать эстетическое чувство вкуса, ритма, соразмерности; знания о традициях художественных промыслов; трудовые умения при работе с художественными принадлежностями; развивать познавательную мотивацию.

  • Воспитательная: воспитывать у учащихся самостоятельное и добросовестное отношение к труду; чувство прекрасного; чувство гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны; любовь к Родине.

Оборудование: для детей - гуашь, бумажные трафареты ложки, кисти, палитра, таблицы с элементами хохломской, гжельской и городецкой росписей; для педагога - рисунки изделий художественных промыслов (Гжель, Городец, Семёнов "Хохлома").

Зрительный ряд: репродукции изделий из г.Гжели, г.Городца и г. Семёнова.

Ход занятия

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

Беседа: "Что означает выражение "Бить баклуши"? (Бездельничать, ничего не делать).

- А откуда появилось это выражение? (Комментарии детей)

- Так вот. Как рассказывает одна история, в одном селе жил крестьянин Иван Васильевич. И сегодня, вспоминая его, люди говорят о нём с уважением и почтением. А уважали Ивана Васильевича за то, что всю жизнь он бил: баклуши. Из года в год, из месяца в месяц, из недели в неделю, иногда через день, а случалось, что и все дни напролёт.

Оказывается, что бить баклуши - дело не такое уж простое, к нему душа должна лежать и определённый талант требуется.

А начиналось битьё баклуш у Ивана Васильевича с того, что брал он в одну руку топор, а в другую - острозубую пилу и отправлялся в лес. Начинал рубить и подпиливать облюбованную им заранее берёзку. Именно берёзку. Ведь бить баклуши Иван Васильевич любил именно берёзовые - самые для его дела подходящие и лучшие.

- Берёза, - говорил Иван Васильевич, - дерево удивительное: и весёлое, и плакучее, и для всякого дела-случая.

Затем непременно добавлял:

- И хоть нет на ней шишек для белок, зато спрятаны сорок поделок: и чашки и плошки, и миски и ложки!...

После чего принимался Иван Васильевич напиленные чурбаки разбивать топором на мелкие чурочки, которые в народе назывались баклушами. Потом доставал острый как бритва ножик и, чуть слышно приказывал ему: "Прошу тебя, Гришка, не бери лишка!" - начинал снимать с них всё ненужное: срезать сучки, скалывать горбыльки, притёсывать неровности. Сучки - ножиком, горбыльки - кривым резаком, неровности - бруском, а черенки ложек - аккуратно вытачивать пилкою.

- Оказывается, баклуша и ложка взаимосвязаны. Без баклуши не будет и ложки.

(Демонстрация настоящих баклуш, т.е. технологический процесс изготовления ложки, на доске - таблица с этапами данного процесса)

(Таблица №1) Этапы изготовления ложки.

Заготовка ("кряж" делят на маленькие заготовки);

Баклуша;

Обрубка (топор);

Тесление (тесла);

Обрезка (нож);

Вырезка (резец);

Подправка (ножом).

Казалось бы, нет вещи проще, чем деревянная ложка, однако хлопот с нею - великое множество, потому что мало выдолбить из баклуши ложку, - её нужно ещё пригодной для употребления сделать, ведь некрашеной деревянной посудою пользоваться неудобно. Она и загрязняется быстро, и отмывается плохо, и всё в себя - хоть щи, хоть кашу впитывает.

И вот чтобы этого не случалось, придумали мастера следующее.

(Объясняется процесс подготовки ложки к раскрашиванию - этапы.

(Таблица № 2) Этапы подготовки ложки к раскрашиванию.

  • бельё (токарное изделие);

  • грунтовка;

  • олифление;

  • лужение (алюминиевый порошок);

  • роспись;

  • лак;

  • сушка.

Та самая ложка, которую смастерили из баклуши, по разным источникам, появилась в 16 - 17 в.в. в Нижегородской губернии в заволжских лесах.

История ложки: (презентация)

Как утверждают специалисты, люди перестали есть руками и вооружились ложками ровно 2 тысячи 800 лет назад. Но кто первым изобрёл ложку - история умалчивает. В доисторические времена ложкой служила скорлупа крупных орехов. Потом ложки стали делать из кости. Древние египтяне пользовались бронзовыми ложками, а греки предпочитали серебряные.

В Древней Руси во времена, когда в Европе обычно ели руками, деревянная ложка была уже вполне привычным предметом, о ней упоминается в летописи "Повесть временных лет". И речь там идёт не только о деревянных, но и о серебряных ложках. Ложки, как и ножи, в старину обычно носили при себе. Говорили даже: "Запасливый гость без ложки не ходит". Русские деревянные ложки делались из осины, берёзы, клёна.

А для наших предков ложка была культовым предметом. Она сопровождала человека практически с рождения. Вместо погремушек ложки подвешивали над люлькой младенца; обернув ложку лоскутом ткани, из неё делали куклу для тех, кто постарше..

Несмотря на большое разнообразие ложек, деревянная ложка также остаётся предметом украшения каждого дома. Ложкарное дело не забыто и сегодня. Наследников Ивана Васильевича можно встретить и по сей день.

Наше занятие посвящёно ложке и называется - "Праздник ложки в городе мастеров". И сегодня на нашем уроке присутствуют представители трёх крупнейших художественных промыслов.

(Вывешиваются на доску рисунки изделий художественных промыслов - Гжель, Семёнов "Хохлома", Городец) - Рисунок 1; Рисунок 2; Рисунок 3;

3. Постановка цели урока.

На доске вы видите изделия, выполненные мастерами-художниками. Откуда то или иное изделие, вы уже узнали. Но художники не закончили свои работы, не успели расписать ложки.

Это задача ваша.

Первому ряду даётся задание расписать ложки в гжельском стиле;

Второму ряду даётся задание расписать ложки в хохломском стиле;

Третьему ряду даётся задание расписать ложки в городецком стиле.

(Учащимся раздаются бумажные трафареты ложек)

Вы должны расписать ложки так, чтобы данные изделия можно было представить на ярмарке. Затем познакомить гостей в городе мастеров с тем, откуда вы приехали и что привезли на ярмарку.

(Уточняется задание; эскизы готовы в альбомах учащихся; можно ещё использовать учебник; демонстрируется деревянная расписная ложка и рассматривается вариант росписи)

4. Творческая работа учащихся.

5. Выставка и защита работ.

("Русский сувенир". Музыка В.Сигалова, слова А.Осьмушкина.)

Педагог: Как на ярмарку нашу весёлую
Собиралися, соезжалися
Не сановники басурманские.
Не какие-то гости заморские -
Мастера, мастерицы-искусницы.
Привезли они нам развесёлые
Краски яркие - всё художество,
Коим волости их прославились.

Педагог: Почтенные господа,
Пожалуйте сюда!
Выставляйте на базаре
Ваши лучшие товары!

(Выходят ребята к доске и развешивают свои работы - городецкие ложки)

Педагог:Давно уж вас мы поджидаем,
Без вас не начинаем.
С чем пожаловали к нам?

Дети: Привезли мы вам поклон -
Городецкой песни звон.
Городецкая роспись -
Как её вам не знать.
Здесь и чёрные кони,
Молодецкая стать.
Здесь такие букеты,
Здесь такие сюжеты!
Посмотрите на роспись -
Сочность красок манит.
Городецкая роспись
Душу всем веселит.

Педпгог: Расскажите всем, гости дорогие, откуда вы к нам пожаловали?

Дети: На реке Волге есть старинный городок - Городец. А за ним леса бескрайние, дремучие. Когда-то в Городце строили корабли - древесина под боком, возить её из далёка не нужно. Кораблестроители работали не спеша, делали корабли прочными и красивыми. Расписывали они их самыми разными узорами: птицы, животные, растения - всё для того, чтобы, выходя в плавание, моряк как можно больше с собою земного увёз.

Дети: В Городце сплошь в затейливых узорах и окна, и мебель, и домашняя утварь. Самые нарядные дома по всей России - городецкие. Посмотрите на эти удивительные изделия городецких мастеров.

Вот вам птицы удалые,
Словно радуги цвета.
А эти ложки расписные -
Несказанная краса.

Педагог: А теперь слово:.

(Выходят ребята к доске и развешивают свои работы - гжельские ложки)

Педагог: Расступись, честной народ! Гжель на ярмарку идёт!

Дети: Мы - умельцы гжельские,
Известны на Руси
Керамикой чудесною -
У каждого спроси.

Педагог: Где живут мастера?

Дети: Мы - умельцы гжельские,
Известны на Руси
Керамикой чудесною -
У каждого спроси.

Педагог: Расскажите-ка, откуда
Появилось это чудо.
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.
Да сказки не простой,
А бело-голубой..

Дети: Но ведь это не просто сказка, а ещё и настоящее искусство, которое возникло в 17 веке. В начале мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому - такая посуда называлась майоликой. Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель, которая стала расписываться только синим цветом (это фаянс). Всего одна краска, а какая нарядная роспись! Одним словом, голубая сказка!

Дети: Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.

Дети: Голубизну сквозящую,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на ложку
Легко перенесла.

Педагог: Внимание! Внимание! Продолжается наше гуляние!

(Выходят ребята к доске и развешивают свои работы - хохломские ложки)

Педагог: А вы, гости дорогие, откуда к нам пожаловали?

Дети: Догадайтесь сами!
Привезли мы на базар
Раздиковинный товар.
Здесь и чашки, здесь и ложки,
Здесь и милые матрёшки.

Педагог: Что за чудо перед нами?
К нам приехала сама
Золотая:

Дети: Хохлома.

Педагог: Так откуда же приехала к нам весёлая, золотая хохлома?

Дети: Из Нижегородской области. Русский народный художественный промысел возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным, чёрным, зелёным тонами и золотом.

Дети: Посуда наша
Для щей и каши,
Не бьётся, не плавится,
Всем очень нравится.
На блюде роспись завитая -
Оттого и хохломская.
Каждый стебель вьётся,
Ягоды, цветы на нём -
Хохотуньи солнца.

Педагог: Вот и подошёл к концу наш весёлый праздник.
Отдохнули и по праву
Мастерам воздали славу!
Что узнали, не забудем -
Долго-долго помнить будем.

6. Подведение итогов.

- Чему учились на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Где вам могут пригодиться знания, полученные на данном уроке?

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

План-конспект интегрированного занятия в творческом объединении «Роспись по дереву» "Тема цветов в художественных и музыкальных произведениях" Тип занятия: Комбинированный Виды деятельности: Декоративное рисование, пение, танец, игра, театрализация. Цели: развитие устойчивой познавательной мотивации обучающихся в области народных промыслов;
0 ₽
План-конспект открытого занятия в творческом объединении «Роспись по дереву» • Образовательная: расширить познавательные интересы учащихся в декоративно-прикладном творчестве; познакомить с особенностями изготовления русской деревянной ложки; закрепить приёмы хохломской, гжельской и городецкой росписей. • Развивающая: развивать эстетическое чувство вкуса, ритма, соразмерности; знания о традициях художественных промыслов; трудовые умения при работе с художественными принадлежностями; развивать познавательную мотивацию. • Воспитательная: воспитывать у учащихся самостоятельное и добросовестное отношение к труду; чувство прекрасного; чувство гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны; любовь к Родине.
0 ₽