Урок № 5 по ФГОС
Урок открытия новых знаний
Тема: «Художник - режиссёр-оператор. Художественное творчество в игровом фильме». Урок 3.
Цель:приобщение учащихся к культурным ценностям страны через знакомство с творчеством Л. Гайдая.
Задачи:
Расширить представления детей об особенностях творчества Л. Гайдая (жизнь, фильмы, актёры).
Формировать умение работать в парах, развивать зрительскую культуру, умение работать с текстом.
Воспитание целеустремлённости, умения достигать поставленных целей.
ХОД:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Оргмомент. Настрой на работу. Воспитательный акцент. | Слайд 1-Достижение поставленных целей в задуманном деле[1], положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо -Назовите одним словом УСПЕХ | Синтез |
- Что нужно сделать, чтобы достичьуспеха. - Пробуем расшифровать каждую букву: у- усилия, умения, ум, удача с-стремление, самостоятельность, сила воли, смелость п- прорыв, постоянство, первенство, проблемы (решать), повтор е- единство цели и средств достижения и результата, х- хорошо делать, характер, хитрость, - Что у Вас есть для достижения успеха. | Мозговой штурм | |
Мотивационный этап | Изучили кино в послевоенные годы, двигаемся дальше. Слайд 2. -Посмотрите на фотографию Гайдай + Емельяненко -Попробуйте разобраться, кто на фотографии и определить тему урока. Играем в Данетки. Можете задать 5 вопросов? ВЫВОДИМ: Шурик и режиссёр Тема урока: Творчество Л. Гайдая | Делают выводы. |
Этап актуализации знаний и осуществление первого пробного действия | -По какому плану будем работать. -Подсказка- в тетради таблица: Режиссёр, фильмы, актёры, чему учит -РАБОТАЕМ в парах, заполняем таблицу. Слайд. 3 | Парами работают |
Выявление затруднений: в чём сложность нового материала, что именно создаёт проблему, поиск противоречия | - В чём трудность? Не знают актёров и фильмы | -Парами работают |
Разработка проекта, плана по выходу из сложившегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения | -Подсказка- фото из фильмов. Слайд.5 А где ещё нам можно поискать информацию? - Википедия . Слайд.6 | -По фото дописывают фильмы и актёров Рассуждают |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднений. Это главный этап урока, на котором происходит «открытие» нового знания | Вывести на экран текст- пусть проверят. Слайд.7 | Читают с кадра и дописывают |
Проверка по эталону | Леонид Гайдай -Пёс Барбос и необычный кросс» - «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», -«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» -«Бриллиантовая рука» -Иван Васильевич меняет профессию | Георгий Вицин Евгений Моргунов Юрий Никулин Александр Емельяненко Евгений Миронов Наталья Варлей Наталья Селезнёва Юрий Яковлев |
Мотивационный этап | Актёров знаете, много фильмов знаете. Показать награды Гайдая. Слайд 8.Фильмы Гайдая – очень популярные. А в чём успех Гайдая? | Отчеркнули таблицу. Размышляют. |
Этап актуализации знаний и осуществление первого пробного действия | Запишите в парах Ваше мнение. Секреты успеха Гайдая | В парах |
Выявление затруднений: в чём сложность нового материала, что именно создаёт проблему, поиск противоречия | Всё ли мы назвали? А откуда ещё можем взять информацию | думают |
Разработка проекта, плана по выходу из сложившегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения | -Интернет- информация -Посмотреть фильм | Варианты предлагают |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднений. Это главный этап урока, на котором происходит «открытие» нового знания | Учитель даёт информацию в распечатке по вариантам. Приложение 1 и Приложение 2. - жизненный опыт -характер - юмор, комедия - музыка -монтаж, ускоренные кадры -актёрское мастерство - одни и те же актёры -темп -цитаты и крылатые фразы - сатира | Работают ,записывают |
Первичное закрепление | Смотрим фильм «Пёс барбос и необычный кросс» | Смотрят и ставят + Если нашли какой-то критерий успешности |
Самостоятельная работа и проверка по эталону | Сверяют по эталону .Слайд 9 | Самоанализ |
Включение в систему знаний и умений | - Как зовут режиссёра? - Назовите любимую троицу актёров у Гайдая? -Как по-настоящему зовут Шурика? - Чему учат фильмы Гайдая? | Вспоминают. Закрепляют. |
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности и самоанализ и рефлексию чувств и эмоций | -Что удивило Вас сегодня на уроке? -Какой фильм хотели бы пересмотреть у Гайдая? -Лестница успеха. Слайд. 10 - Что есть у Вас для достижения успеха | Анализируют |
Д/з | -Найти 10 крылатых фраз из фильмов Гайдая. - Найти 5 знаменитых песен из фильмов Л. Гайдая. - Доделать свой фильм. - Записи в тетради знать. | Записывают д/з |
1 вариант
Леони́д Ио́вич Гайда́й —
советский кинорежиссёр, сценарист, актёр; народный артист СССР (1989), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970).
Когда застенчивого из-за шепелявости и картавости мальчика спрашивали, кем он хочет стать, он едва слышно пищал: «Актером». Над ним смеялись, но Гайдаю удалось доказать, что всего в жизни можно добиться, если захотеть.
Подобно другим мальчишкам Леонид боготворил кино, в особенности фильмы Чаплина, которые показывали по воскресеньям. Позднее он рассказывал, что приходил на первый сеанс местного кинотеарта, а по окончанию фильма ложился на пол и тихо заползал под сиденье. Переждав таким образом паузу между сеансами, он снова смотрел ту же картину.
Любовь к искусству у Леонида Иовича появилась после школы – он устроился рабочим сцены Иркутского драматического театра. Вместе с труппой ездил на гастроли и имел возможность смотреть все спектакли. Работу прервала Великая Отечественная война. После войны будущий режиссер окончил театральную студию. Спустя два года он отправился из Иркутска в Москву, где поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Следом Гайдай был принят на работу в «Мосфильм»
В обычной жизни Леонид Иович продолжал оставаться очень скромным человеком. Он никогда не выпячивал свое «я», наоборот, осаждал самопровозглашенных «художников» и «творцов». Не любил давать интервью. Объяснял: «Смотрите мои картины, там все сказано». Архивные фотографии, выполненные на съемках комедий, показывают — режиссер нередко занимал место артиста, объясняя, что необходимо делать. Играл он талантливо, репетируя дома перед зеркалом за всех своих героев.
После выхода каждой новой комедии Леонид Иович говорил, что это последняя, что он будет снимать только что-нибудь серьезное. А потом сам смеялся над собой: «Для меня снимать комедию — это вроде вредной привычки». На самом деле вредной привычкой его было делать работу хорошо. Он часто ходил в кинотеатры и наблюдал — не обветшала ли картина, не замылились ли шутки. К жене возвращался, радостно потирая руки: «Вообрази! Сколько лет прошло, а смеются в тех же местах…».
2 вариант
В чём успех комедий Леонида Гайдая?
«Все, кто смотрит фильмы Гайдая, удивляются: картина снята, мол, будто на одном дыхании. На самом деле процесс съемок всегда был мучительным, кропотливым. Снимать комедии намного тяжелее, чем мелодрамы. Не все знают, что гэги, то есть шутки распределены в фильмах Гайдая с математическим расчетом. Леонид Иович сидел с часами и выверял по минутам, куда вставить очередной комический эпизод. Для него было важно, чтобы не было провала зрительского внимания, чтобы публика не заскучала ни на минуту...» - рассказывала супруга Леонида Иовича Нина Гребешкова.
Сам Гайдай говорил: «Кинокомедия обязана иметь как можно меньше слов. А те, которые есть, должны быть отточенными, лаконичными, бьющими прямо в цель». И он оставался верен своим принципам — монтаж в его лентах был жесточайшим, трюки сыпали, как из рога изобилия, темп не позволял зрителям перевести дыхание, а фразы и слова сразу делались крылатыми. Гайдай варьировал интонации и выражения, пока не достигал такого звучания фраз, что они становились заразительными: «Клиент готов», «Сядем усе», «Не виноватая я», «У вас ус отклеился» и другие.
Большинство фильмов Гайдая— музыкальные комедии. Музыка важна как инструмент организации темпоритма. Режиссер считал необходимым разбавлять действие песенными эпизодами. «Постой, паровоз», «Песня про медведей», «Остров невезения», «Песня про зайцев», «Разговор со счастьем»— десятки хитов вышли из гайдаевских картин и обрели самостоятельное значение.
Впрочем, с большим постоянством Гайдай снималкошек, преимущественно черных. При этом роль животного в действии могла быть разной. Например, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» питомец главного героя влияет на сюжет. Но почему именно кошки? По распространенной версии это был своего рода талисман режиссера, служивший залогом успеха картины.
Гайдай с иронией воссоздавал на экране советского человека в разных проявлениях. В фильмах Гайдай смело критиковал проблемы, существующие в обществе Ну а темы и сюжеты, описанные в фильмах, остались актуальными и злободневными даже в наши дни.