Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Техкарта урока литературы 5 класс по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"

Техкарта урока литературы 5 класс по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"

в данном материале содержится техкарта урока литературы 5 класс по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб". Это урок открытия "нового" знания. Рассмотрены все этапы урока , где на каждом формируются универсальные учебные действия.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Техкарта урока литературы 5 класс по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"

Технологическая карта урока 

Класс:   5    
Предмет:        Литература
Тема урока:  Доброта, сострадание и умение прощать в сказке К.Паустовского «Теплый хлеб»

Тип урока: урок открытия «нового» знания.
ЦЕЛИ:

Предметные:

- формировать духовно развитую личность;

- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации;

- продолжать учить читать и анализировать художественное произведение, опираясь на связь сюжета с жизнью;

- продолжать учить давать оценку и суждения по поводу прочитанного.

Метапредметные:

- учить умению понимать проблему текста;

- подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

- формулировать выводы.

Межпредметные:

- учить саморегуляции во время письма на уровне орфографии;

- пополнять лексикон.

Воспитательные:

- показать на примере художественного произведения ценности общения между людьми разные поколений;

- помочь в осознании ценностей своей семьи.

Методы диагностики предметных и метапредметных результатов:

- метод рефлексии;

- метод самоанализа.

Планируемые результаты:

Учащиеся умеют: выбирать главное в большом фрагменте текста, выстраивать диалог (полилог) с одноклассниками

понимают: проблему произведения

создают: собственный текст

формулируют: основную мысль текста

Формы обучения:

1. Групповая (основная)

2. Индивидуальная

3. Фронтальная

Оборудование: учебник В. Я.Коровиной, В. П. Журавлёва, В.И. Коровина. Литература 5 класс в двух частях, мультимедийный проектор (для просмотра отрывков озвученного диафильма «Теплый хлеб» к различным этапам урока), компьютерная презентация тестовых заданий,  экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем: видеотрывки к разным этапам урока (озвученный диафильм «Теплый хлеб»)

Презентация «Тест по произведению К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», варианты домашнего задания»

Девиз урока: «Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…» К.Г.Паустовский

Этапы урока

открытия «нового» знания 

Деятельность
учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

П. – познавательные; Р. – регулятивные;

К. – коммуникативные; Л. – личностные;

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для формулирования цели проведения урока

- Ребята, дома вы прочитали сказку  К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

 Она вам понравилась?

Как вы считаете почему автор выбрал именно такое название своему произведению? Какие мысли и чувства вызывают у вас слова

ТЕПЛО (ТЕПЛЫЙ)

ХЛЕБ

Запишем тему урока и эпиграф к нему в тетрадь.  

“Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…» К.Г.Паустовский

Как вы понимаете эти слова ?

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают

ТЕПЛО – тепло дома, одежды, взгляда, рукопожатия, души

ТЕПЛЫЙ - дающий, источающий тепло ; защищающий тело от холода (тёплый свитер); хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната); отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

ХЛЕБ – пища, то без чего нет жизни живому человеку, животному, птице…

Записывают тему урока и эпиграф в тетрадь     

Р. – волевая саморегуляция;
 – целеполагание – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе  познавательной деятельности;

К. – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Л. – действие смыслообразования;

– самоопределение;

– развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Посмотрите отрывок из мультфильма и Ответьте на вопросы:

Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил? В чем была жестокость Филькиного поступка? С помощью каких средств выражено отношение автора к произошедшему?

Отрывок из озвученного диафильма

3 мин. (0- 3:12)

Смотрят отрывок озвученного диафильма (3 мин)

Отвечают на вопросы:

- Филька равнодушный, злой, бездушный, жестокий…

- обидел коня, выкинул хлеб в снег, а конь был голодным

- слеза скатилась…

- ветер

- метель

П. – логические:  анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

– извлечение необходимой информации из текстов;

 –  структурирование знаний;

–  использование знаково-символических средств;

 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– подведение под понятие;

–  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Р.  – контроль, коррекция (если актуализация выполняется при проверке домашнего задания);

 – прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
– выполнение пробного учебного действия;

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

3

Выявление места и причины затруднения.

 

Можно объединить 3 – 5 этапы: Постановка и решение проблемы   

Подумаем вместе Как бабка объяснила Фильке начало мороза?  

 

Словарь :

ПРИТЧА - короткий рассказ с поучительным смыслом.

Каков смысл этой притчи?

Что понял Филька, слушая этот рассказ?

Что, по-вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление?

Как слушал рассказ баки Филька? О чем мог думать во время рассказа бабки Филька?

Верите ли вы, что можно Умереть от охлаждения сердца

 

Чем помогла Фильке бабушка?

     

Смотрят отрывок озвученного диафильма

3 мин. (3-6 мин)

Отвечают на вопросы

- Зло людское стало причиной мороза

Рассуждают о смысле притчи про солдата-инвалида 

Зло – беда  – смерть – ВИНА

   

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

– подведение под понятие;

– определение основной и второстепенной информации;

– смысловое чтение;

– постановка и формулирование проблемы;

– структурирование знаний;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К.  – осознанное использование речевых средств  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

 

ФИЗКУЛЬТ ПАУЗА (медитация)

Ребята, вы устали?

Хотите отдохнуть?

Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.

 

Под слова учителя и тихую музыку  выполняют медитацию

 

4

Построение проекта выхода из затруднения.

 Реализация построенного проекта.

 

Как помог Фильке мельник Панкрат?

 

Какой выход нашел Филька?

       

Как помирился Филька с конём? Тяжело ли просить прощение, прощать? Как переданы чувства Фильки? Но каким себя потом ощутил Филька? Зачитайте. Почему все радовались примирению коня и Фильки?   

Отвечают на вопросы учителя

 

Смотрят и слушают отрывок из диафильма -3 мин (6-9 мин)

Отвечают, рассуждают

   

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации;

– планирование - определение способов действий в рамках предложенных условий и требований;

– прогнозирование;

– структурирование знаний;

– использование знаково-символических средств;

– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р. – целеполагание,  как постановка учебной задачи;

 – планирование – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

– выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

– принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 – волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
К.– осознанное использование речевых средств  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

– разрешение конфликтов;

Л. – самоопределение;

– смыслообразование.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

Усвоение обучающимися нового способа действия.

А теперь давайте вернемся к нашим эпиграфам. Согласны ли вы с этими высказываниями? Как они соотносятся с текстом сказки? Что вы узнали для себя сегодня? Какой урок извлекли из нашей беседы? Чему нас учит эта сказка?

Учащиеся:

Необходимо относиться ко всему с добром. Мы видим, как Филька, благодаря своей внутренней доброте, превращается из грубого невежи в сочувствующего мальчика. И окружающие его люди помогли Фильке, отнеслись к нему с добротой «Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба».Как же произошло примирение?

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

– извлечение из текстов необходимой информации;

– использование знаково-символических средств;

– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы);

– подведение под понятие;

– установление причинно-следственных связей;

– выполнение действий по алгоритму;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
К. – осознанное использование речевых средств  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

– использование критериев для обоснования своего суждения;

– управление поведением партнера;
– достижение договоренностей и согласование общего решения;

Л. – осознание ответственности за общее дело;

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

Домашнее задание в конце презентации

 

Презентация-тест по сказке К.Г.Паустовкого «Теплый хлеб»

   

Домашнее задание - по выбору:

 

1. Напишите речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами.

2. Сочинение-миниатюра « О чём заставила меня задуматься сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»?

   

Самостоятельно работают – отвечают письменно  на вопросы теста в презентации.

Самопроверка-проверка друг друга в парах

Записывают варианты домашнего задания

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

– извлечение из текстов необходимой информации;

– использование знаково-символических средств;

– подведение под понятие;

–  выполнение действий по алгоритму;

– доказательство;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р. – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

–  самоконтроль, самооценка - оценивание качества и уровня усвоения;
коррекция;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К.  – владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– планирование и организация учебного сотрудничества со сверстниками;

– работа индивидуальная, парная, в группах;

– осознанное использование речевых средств  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– использование критериев для обоснования своего суждения, формулирование, аргументирование и отстаивание своего мнения;

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель благодарит ребят за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы сами, но и мир вокруг нас. Мы отдаем частичку своего тепла, своей доброты. И мир вокруг нас преображается. 

Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили о доброте и о злобе. Перед вами лежат кружочки двух цветов - оранжевого и синего (тучки). С чем у вас ассоциируется оранжевый цвет? А синий?

Сейчас, ребята, вы должны выбрать цвет кружочка, исходя из вашего внутреннего состояния, которое у вас осталось после урока.

Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности. 

Оранжевый - с теплотой, с лучиками солнца, цвет свежеиспеченного хлеба)

Синий - Холод, злость, морозы

Учащиеся подходят к солнышку и закрепляют на нем кружочек

– синих пятен нет – туч нет

П. – умение структурировать знания;

Р. – волевая саморегуляция;
– контроль процесса и результатов деятельности;

– оценка – выделение и осознание того, что уже усвоении и что подлежит усвоению;  

– самооценка на основе критерия успешности;

 –  прогнозирование;

К. – осознанное использование речевых средств  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения;

– планирование учебного сотрудничества;

Л. – самооценка на основе критерия успешности  (для себя);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Приложения

Домашнее задание - по выбору:

1. Напишите речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами.

2. Сочинение-миниатюра « О чём заставила меня задуматься сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»?

Релаксация: Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В материале представлены игровые технологии , которые можно применять на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников. Девизом педагогической деятельности в этом случае может стать фраза: «Учение без принуждения». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
0 ₽
Классный час "900 дней мужества" посвящен подвигу Ленинграда. Страшные трагедии Великой Отечественной войны нельзя забывать. И детям необходимо передавать то , что было пережито нашим народом.Чтобы знали какой ценой досталась победа.
0 ₽
Практически каждый учитель является классным руководителем. И не всегда в классе все благополучно. В помощь классному руководителю предлагается схема составления психолого- педагогической характеристики характеристики на учащегося для направления на ПМПК.
0 ₽