Техкарта урока литературы 5 класс по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"
Технологическая карта урока
Класс: 5
Предмет: Литература
Тема урока: Доброта, сострадание и умение прощать в сказке К.Паустовского «Теплый хлеб»
Тип урока: урок открытия «нового» знания.
ЦЕЛИ:
Предметные:
- формировать духовно развитую личность;
- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации;
- продолжать учить читать и анализировать художественное произведение, опираясь на связь сюжета с жизнью;
- продолжать учить давать оценку и суждения по поводу прочитанного.
Метапредметные:
- учить умению понимать проблему текста;
- подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
- формулировать выводы.
Межпредметные:
- учить саморегуляции во время письма на уровне орфографии;
- пополнять лексикон.
Воспитательные:
- показать на примере художественного произведения ценности общения между людьми разные поколений;
- помочь в осознании ценностей своей семьи.
Методы диагностики предметных и метапредметных результатов:
- метод рефлексии;
- метод самоанализа.
Планируемые результаты:
Учащиеся умеют: выбирать главное в большом фрагменте текста, выстраивать диалог (полилог) с одноклассниками
понимают: проблему произведения
создают: собственный текст
формулируют: основную мысль текста
Формы обучения:
1. Групповая (основная)
2. Индивидуальная
3. Фронтальная
Оборудование: учебник В. Я.Коровиной, В. П. Журавлёва, В.И. Коровина. Литература 5 класс в двух частях, мультимедийный проектор (для просмотра отрывков озвученного диафильма «Теплый хлеб» к различным этапам урока), компьютерная презентация тестовых заданий, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем: видеотрывки к разным этапам урока (озвученный диафильм «Теплый хлеб»)
Презентация «Тест по произведению К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», варианты домашнего задания»
Девиз урока: «Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…» К.Г.Паустовский
Этапы урока
открытия «нового» знания
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД
П. – познавательные; Р. – регулятивные;
К. – коммуникативные; Л. – личностные;
1.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для формулирования цели проведения урока
- Ребята, дома вы прочитали сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
Она вам понравилась?
Как вы считаете почему автор выбрал именно такое название своему произведению? Какие мысли и чувства вызывают у вас слова
ТЕПЛО (ТЕПЛЫЙ)
ХЛЕБ
Запишем тему урока и эпиграф к нему в тетрадь.
“Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…» К.Г.Паустовский
Как вы понимаете эти слова ?
Отвечают на вопросы учителя, рассуждают
ТЕПЛО – тепло дома, одежды, взгляда, рукопожатия, души
ТЕПЛЫЙ - дающий, источающий тепло ; защищающий тело от холода (тёплый свитер); хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната); отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.
ХЛЕБ – пища, то без чего нет жизни живому человеку, животному, птице…
Записывают тему урока и эпиграф в тетрадь
Р. – волевая саморегуляция;
– целеполагание – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе познавательной деятельности;
К. – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Л. – действие смыслообразования;
– самоопределение;
– развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
2
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Посмотрите отрывок из мультфильма и Ответьте на вопросы:
Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил? В чем была жестокость Филькиного поступка? С помощью каких средств выражено отношение автора к произошедшему?
Отрывок из озвученного диафильма
3 мин. (0- 3:12)
Смотрят отрывок озвученного диафильма (3 мин)
Отвечают на вопросы:
- Филька равнодушный, злой, бездушный, жестокий…
- обидел коня, выкинул хлеб в снег, а конь был голодным
- слеза скатилась…
- ветер
- метель
П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;
– извлечение необходимой информации из текстов;
– структурирование знаний;
– использование знаково-символических средств;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– подведение под понятие;
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Р. – контроль, коррекция (если актуализация выполняется при проверке домашнего задания);
– прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
– выполнение пробного учебного действия;
– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
– учет разных мнений;
– использование критериев для обоснования своего суждения.
3
Выявление места и причины затруднения.
Можно объединить 3 – 5 этапы: Постановка и решение проблемы
Подумаем вместе Как бабка объяснила Фильке начало мороза?
Словарь :
ПРИТЧА - короткий рассказ с поучительным смыслом.
Каков смысл этой притчи?
Что понял Филька, слушая этот рассказ?
Что, по-вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление?
Как слушал рассказ баки Филька? О чем мог думать во время рассказа бабки Филька?
Верите ли вы, что можно Умереть от охлаждения сердца
Чем помогла Фильке бабушка?
Смотрят отрывок озвученного диафильма
3 мин. (3-6 мин)
Отвечают на вопросы
- Зло людское стало причиной мороза
Рассуждают о смысле притчи про солдата-инвалида
Зло – беда – смерть – ВИНА
П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
– подведение под понятие;
– определение основной и второстепенной информации;
– смысловое чтение;
– постановка и формулирование проблемы;
– структурирование знаний;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;
– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
– учет разных мнений;
– использование критериев для обоснования своего суждения.
ФИЗКУЛЬТ ПАУЗА (медитация)
Ребята, вы устали?
Хотите отдохнуть?
Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.
Под слова учителя и тихую музыку выполняют медитацию
4
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта.
Как помог Фильке мельник Панкрат?
Какой выход нашел Филька?
Как помирился Филька с конём? Тяжело ли просить прощение, прощать? Как переданы чувства Фильки? Но каким себя потом ощутил Филька? Зачитайте. Почему все радовались примирению коня и Фильки?
Отвечают на вопросы учителя
Смотрят и слушают отрывок из диафильма -3 мин (6-9 мин)
Отвечают, рассуждают
П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– поиск и выделение необходимой информации;
– планирование - определение способов действий в рамках предложенных условий и требований;
– прогнозирование;
– структурирование знаний;
– использование знаково-символических средств;
– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
Р. – целеполагание, как постановка учебной задачи;
– планирование – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
– выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
– принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
К.– осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;
– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
– учет разных мнений;
– использование критериев для обоснования своего суждения.
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
– разрешение конфликтов;
Л. – самоопределение;
– смыслообразование.
6
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Усвоение обучающимися нового способа действия.
А теперь давайте вернемся к нашим эпиграфам. Согласны ли вы с этими высказываниями? Как они соотносятся с текстом сказки? Что вы узнали для себя сегодня? Какой урок извлекли из нашей беседы? Чему нас учит эта сказка?
Учащиеся:
Необходимо относиться ко всему с добром. Мы видим, как Филька, благодаря своей внутренней доброте, превращается из грубого невежи в сочувствующего мальчика. И окружающие его люди помогли Фильке, отнеслись к нему с добротой «Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба».Как же произошло примирение?
П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;
– извлечение из текстов необходимой информации;
– использование знаково-символических средств;
– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы);
– подведение под понятие;
– установление причинно-следственных связей;
– выполнение действий по алгоритму;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– построение логической цепи рассуждений, доказательство;
Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;
– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;
– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;
– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
– использование критериев для обоснования своего суждения;
– управление поведением партнера;
– достижение договоренностей и согласование общего решения;
Л. – осознание ответственности за общее дело;
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
7
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Домашнее задание в конце презентации
Презентация-тест по сказке К.Г.Паустовкого «Теплый хлеб»
Домашнее задание - по выбору:
1. Напишите речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами.
2. Сочинение-миниатюра « О чём заставила меня задуматься сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»?
Самостоятельно работают – отвечают письменно на вопросы теста в презентации.
Самопроверка-проверка друг друга в парах
Записывают варианты домашнего задания
П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;
– извлечение из текстов необходимой информации;
– использование знаково-символических средств;
– подведение под понятие;
– выполнение действий по алгоритму;
– доказательство;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
Р. – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
– самоконтроль, самооценка - оценивание качества и уровня усвоения;
коррекция;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
К. – владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
– планирование и организация учебного сотрудничества со сверстниками;
– работа индивидуальная, парная, в группах;
– осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;
– использование критериев для обоснования своего суждения, формулирование, аргументирование и отстаивание своего мнения;
8
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель благодарит ребят за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы сами, но и мир вокруг нас. Мы отдаем частичку своего тепла, своей доброты. И мир вокруг нас преображается.
Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили о доброте и о злобе. Перед вами лежат кружочки двух цветов - оранжевого и синего (тучки). С чем у вас ассоциируется оранжевый цвет? А синий?
Сейчас, ребята, вы должны выбрать цвет кружочка, исходя из вашего внутреннего состояния, которое у вас осталось после урока.
Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности.
Оранжевый - с теплотой, с лучиками солнца, цвет свежеиспеченного хлеба)
Синий - Холод, злость, морозы
Учащиеся подходят к солнышку и закрепляют на нем кружочек
– синих пятен нет – туч нет
П. – умение структурировать знания;
Р. – волевая саморегуляция;
– контроль процесса и результатов деятельности;
– оценка – выделение и осознание того, что уже усвоении и что подлежит усвоению;
– самооценка на основе критерия успешности;
– прогнозирование;
К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;
– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;
– использование критериев для обоснования своего суждения;
– планирование учебного сотрудничества;
Л. – самооценка на основе критерия успешности (для себя);
– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Приложения
Домашнее задание - по выбору:
1. Напишите речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами.
2. Сочинение-миниатюра « О чём заставила меня задуматься сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»?
Релаксация: Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?
Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.