Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Литература
  3. Техкарта урока литературы 5 класс по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"

Техкарта урока литературы 5 класс по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"

в данном материале содержится техкарта урока литературы 5 класс по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб". Это урок открытия "нового" знания. Рассмотрены все этапы урока , где на каждом формируются универсальные учебные действия.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Техкарта урока литературы 5 класс по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"

Технологическая карта урока 

Класс:   5    
Предмет:        Литература
Тема урока:  Доброта, сострадание и умение прощать в сказке К.Паустовского «Теплый хлеб»

Тип урока: урок открытия «нового» знания.
ЦЕЛИ:

Предметные:

- формировать духовно развитую личность;

- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации;

- продолжать учить читать и анализировать художественное произведение, опираясь на связь сюжета с жизнью;

- продолжать учить давать оценку и суждения по поводу прочитанного.

Метапредметные:

- учить умению понимать проблему текста;

- подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

- формулировать выводы.

Межпредметные:

- учить саморегуляции во время письма на уровне орфографии;

- пополнять лексикон.

Воспитательные:

- показать на примере художественного произведения ценности общения между людьми разные поколений;

- помочь в осознании ценностей своей семьи.

Методы диагностики предметных и метапредметных результатов:

- метод рефлексии;

- метод самоанализа.

Планируемые результаты:

Учащиеся умеют: выбирать главное в большом фрагменте текста, выстраивать диалог (полилог) с одноклассниками

понимают: проблему произведения

создают: собственный текст

формулируют: основную мысль текста

Формы обучения:

1. Групповая (основная)

2. Индивидуальная

3. Фронтальная

Оборудование: учебник В. Я.Коровиной, В. П. Журавлёва, В.И. Коровина. Литература 5 класс в двух частях, мультимедийный проектор (для просмотра отрывков озвученного диафильма «Теплый хлеб» к различным этапам урока), компьютерная презентация тестовых заданий,  экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем: видеотрывки к разным этапам урока (озвученный диафильм «Теплый хлеб»)

Презентация «Тест по произведению К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», варианты домашнего задания»

Девиз урока: «Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…» К.Г.Паустовский

Этапы урока

открытия «нового» знания 

Деятельность
учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

П. – познавательные; Р. – регулятивные;

К. – коммуникативные; Л. – личностные;

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для формулирования цели проведения урока

- Ребята, дома вы прочитали сказку  К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

 Она вам понравилась?

Как вы считаете почему автор выбрал именно такое название своему произведению? Какие мысли и чувства вызывают у вас слова

ТЕПЛО (ТЕПЛЫЙ)

ХЛЕБ

Запишем тему урока и эпиграф к нему в тетрадь.  

“Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…» К.Г.Паустовский

Как вы понимаете эти слова ?

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают

ТЕПЛО – тепло дома, одежды, взгляда, рукопожатия, души

ТЕПЛЫЙ - дающий, источающий тепло ; защищающий тело от холода (тёплый свитер); хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната); отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

ХЛЕБ – пища, то без чего нет жизни живому человеку, животному, птице…

Записывают тему урока и эпиграф в тетрадь     

Р. – волевая саморегуляция;
 – целеполагание – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе  познавательной деятельности;

К. – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Л. – действие смыслообразования;

– самоопределение;

– развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Посмотрите отрывок из мультфильма и Ответьте на вопросы:

Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил? В чем была жестокость Филькиного поступка? С помощью каких средств выражено отношение автора к произошедшему?

Отрывок из озвученного диафильма

3 мин. (0- 3:12)

Смотрят отрывок озвученного диафильма (3 мин)

Отвечают на вопросы:

- Филька равнодушный, злой, бездушный, жестокий…

- обидел коня, выкинул хлеб в снег, а конь был голодным

- слеза скатилась…

- ветер

- метель

П. – логические:  анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

– извлечение необходимой информации из текстов;

 –  структурирование знаний;

–  использование знаково-символических средств;

 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– подведение под понятие;

–  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Р.  – контроль, коррекция (если актуализация выполняется при проверке домашнего задания);

 – прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
– выполнение пробного учебного действия;

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

3

Выявление места и причины затруднения.

 

Можно объединить 3 – 5 этапы: Постановка и решение проблемы   

Подумаем вместе Как бабка объяснила Фильке начало мороза?  

 

Словарь :

ПРИТЧА - короткий рассказ с поучительным смыслом.

Каков смысл этой притчи?

Что понял Филька, слушая этот рассказ?

Что, по-вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление?

Как слушал рассказ баки Филька? О чем мог думать во время рассказа бабки Филька?

Верите ли вы, что можно Умереть от охлаждения сердца

 

Чем помогла Фильке бабушка?

     

Смотрят отрывок озвученного диафильма

3 мин. (3-6 мин)

Отвечают на вопросы

- Зло людское стало причиной мороза

Рассуждают о смысле притчи про солдата-инвалида 

Зло – беда  – смерть – ВИНА

   

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

– подведение под понятие;

– определение основной и второстепенной информации;

– смысловое чтение;

– постановка и формулирование проблемы;

– структурирование знаний;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К.  – осознанное использование речевых средств  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

 

ФИЗКУЛЬТ ПАУЗА (медитация)

Ребята, вы устали?

Хотите отдохнуть?

Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.

 

Под слова учителя и тихую музыку  выполняют медитацию

 

4

Построение проекта выхода из затруднения.

 Реализация построенного проекта.

 

Как помог Фильке мельник Панкрат?

 

Какой выход нашел Филька?

       

Как помирился Филька с конём? Тяжело ли просить прощение, прощать? Как переданы чувства Фильки? Но каким себя потом ощутил Филька? Зачитайте. Почему все радовались примирению коня и Фильки?   

Отвечают на вопросы учителя

 

Смотрят и слушают отрывок из диафильма -3 мин (6-9 мин)

Отвечают, рассуждают

   

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации;

– планирование - определение способов действий в рамках предложенных условий и требований;

– прогнозирование;

– структурирование знаний;

– использование знаково-символических средств;

– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р. – целеполагание,  как постановка учебной задачи;

 – планирование – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

– выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

– принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 – волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
К.– осознанное использование речевых средств  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

– разрешение конфликтов;

Л. – самоопределение;

– смыслообразование.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

Усвоение обучающимися нового способа действия.

А теперь давайте вернемся к нашим эпиграфам. Согласны ли вы с этими высказываниями? Как они соотносятся с текстом сказки? Что вы узнали для себя сегодня? Какой урок извлекли из нашей беседы? Чему нас учит эта сказка?

Учащиеся:

Необходимо относиться ко всему с добром. Мы видим, как Филька, благодаря своей внутренней доброте, превращается из грубого невежи в сочувствующего мальчика. И окружающие его люди помогли Фильке, отнеслись к нему с добротой «Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба».Как же произошло примирение?

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

– извлечение из текстов необходимой информации;

– использование знаково-символических средств;

– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы);

– подведение под понятие;

– установление причинно-следственных связей;

– выполнение действий по алгоритму;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
К. – осознанное использование речевых средств  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

– использование критериев для обоснования своего суждения;

– управление поведением партнера;
– достижение договоренностей и согласование общего решения;

Л. – осознание ответственности за общее дело;

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

Домашнее задание в конце презентации

 

Презентация-тест по сказке К.Г.Паустовкого «Теплый хлеб»

   

Домашнее задание - по выбору:

 

1. Напишите речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами.

2. Сочинение-миниатюра « О чём заставила меня задуматься сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»?

   

Самостоятельно работают – отвечают письменно  на вопросы теста в презентации.

Самопроверка-проверка друг друга в парах

Записывают варианты домашнего задания

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

– извлечение из текстов необходимой информации;

– использование знаково-символических средств;

– подведение под понятие;

–  выполнение действий по алгоритму;

– доказательство;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р. – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

–  самоконтроль, самооценка - оценивание качества и уровня усвоения;
коррекция;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К.  – владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– планирование и организация учебного сотрудничества со сверстниками;

– работа индивидуальная, парная, в группах;

– осознанное использование речевых средств  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– использование критериев для обоснования своего суждения, формулирование, аргументирование и отстаивание своего мнения;

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель благодарит ребят за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы сами, но и мир вокруг нас. Мы отдаем частичку своего тепла, своей доброты. И мир вокруг нас преображается. 

Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили о доброте и о злобе. Перед вами лежат кружочки двух цветов - оранжевого и синего (тучки). С чем у вас ассоциируется оранжевый цвет? А синий?

Сейчас, ребята, вы должны выбрать цвет кружочка, исходя из вашего внутреннего состояния, которое у вас осталось после урока.

Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности. 

Оранжевый - с теплотой, с лучиками солнца, цвет свежеиспеченного хлеба)

Синий - Холод, злость, морозы

Учащиеся подходят к солнышку и закрепляют на нем кружочек

– синих пятен нет – туч нет

П. – умение структурировать знания;

Р. – волевая саморегуляция;
– контроль процесса и результатов деятельности;

– оценка – выделение и осознание того, что уже усвоении и что подлежит усвоению;  

– самооценка на основе критерия успешности;

 –  прогнозирование;

К. – осознанное использование речевых средств  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения;

– планирование учебного сотрудничества;

Л. – самооценка на основе критерия успешности  (для себя);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Приложения

Домашнее задание - по выбору:

1. Напишите речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами.

2. Сочинение-миниатюра « О чём заставила меня задуматься сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»?

Релаксация: Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В материале представлены игровые технологии , которые можно применять на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников. Девизом педагогической деятельности в этом случае может стать фраза: «Учение без принуждения». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
0 ₽
Классный час "900 дней мужества" посвящен подвигу Ленинграда. Страшные трагедии Великой Отечественной войны нельзя забывать. И детям необходимо передавать то , что было пережито нашим народом.Чтобы знали какой ценой досталась победа.
0 ₽
Практически каждый учитель является классным руководителем. И не всегда в классе все благополучно. В помощь классному руководителю предлагается схема составления психолого- педагогической характеристики характеристики на учащегося для направления на ПМПК.
0 ₽