Технические аспекты работы над песней на занятиях по современному вокалу
Хоробрых Людмила Ремовна,
педагог дополнительного образования,
концертмейстер,
КОГОАУ ДО
«Дворец творчества - Мемориал»
г.Киров
Занятия вокалом всегда были популярны, и это неслучайно. Пение – уникальный вид творчества. Здесь соединены две составляющие: музыка и слово. Музыка – это тот вид искусства, который проникает сразу в сердце слушателя, затрагивая эмоциональную сферу. А слово несет смысл, содержание, идею. Поэтому вокал, и особенно эстрадный, или как сейчас говорят, современный – один из самых востребованных видов творчества.
Работа над песней очень важна на занятиях по современному вокалу. Ведь именно песня – это то, что вокалист исполняет для зрителей. А если стоит цель стать исполнителем высокого уровня или, более того профессионалом, то нужно понимать, что это требует огромного труда – регулярного и многолетнего.
Есть множество аспектов работы над песней.
Безусловно, очень важна работа с текстом: понимание смысла, трактовка, подтекст, а также работа с дикцией, четкостью и правильностью проговаривания звуков, их сочетаний, слов.
Огромный пласт работы – это точное интонирование. Всегда нужно стремиться петь чисто.
Также вокалисты на занятиях уделяют много времени фразировке и композиции произведения (начало, развитие, кульминация, завершение).
Но даже если есть понимание, как необходимо исполнить произведение, не всегда можно это сделать на желаемом уровне. Большинство вокалистов боятся высоких нот, или их не устраивает качество их звучания, не получается спеть ярко, сильно и при этом достаточно легко, беспокоят переходные ноты, у кого-то не звучат низкие звуки.
Есть новые современные техники, которые позволяют справиться с этими проблемами.
Во-первых, необходимо прорабатывать воздушный поток. В этом случае мелодию нужно петь, используя прием liproll - трель губами и трель языком на «Р». Это помогает наработать умение петь на минимуме воздуха. Если раньше считалось, что чем больше воздуха, тем лучше звук, то в современном подходе это не так. Напротив, большое количество воздуха будет мешать смыканию голосовых складок, звук будет неплотный, неяркий, появится стремление к форсированию звука. Нужно стремиться петь на таком количестве выдыхаемого воздуха, чтобы его было и не слишком много, и не слишком мало. Таким воздушным потоком легко управлять, звук будет качественным.
Конечно, на овладение этим приемом, как и всеми другими, может потребоваться достаточно большое количество времени – не один месяц. В целях сохранения заинтересованности нужно чередовать пение под фонограмму («плюс», «минус»), обязательно в сопровождении фортепиано и без сопровождения (a'capella).
Во-вторых, для яркости, звонкости звука необходимо прорабатывать мелодию песни, используя прием твэнг.
При твэнге происходит сжатие преддверия гортани, поэтому звук становится очень концентрированным, пронзительным, резким. Но не надо этого бояться. Наоборот, чем он будет резче и неприятнее – тем правильнее техника. Звучание напоминает крик чайки, утиный звук, кошачье мяуканье или тявканье маленькой собачки. Эти забавные образы помогают сформировать правильную работу мышц и хрящей гортани, сузить ее преддверие.
Твэнг дает возможность легко и ярко брать ноты любой высоты, расширить диапазон голоса как вверх, так и вниз.
Сначала нужно осваивать технику пения на стаккато на гласную (наиболее удобные «А», «Э», «И»), стаккатировать каждый слог, сокращая при этом мышцы живота.
Важно контролировать, чтобы ни в коем случае не было форсирования звука, иначе есть опасность, что подключатся ложные голосовые складки, и голос будет звучать нечисто, с призвуками. Не нужно стараться петь твэнг громко, он яркий за счет сжатия, исполнять его должно быть легко, как бы играючи.
Петь на стаккато рекомендуется несколько месяцев, затем можно переходить на пение легато. Это намного труднее, сначала сжатие преддверия гортани на легато теряется, но ведь песня будет петься на легато. Поэтому необходимо натренировать твэнг на легато также на удобные гласные.
Следующий шаг – твэнг на стаккато с текстом, а затем легато с текстом. Так же как и в предыдущем приеме, рекомендуется работать с фонограммами («плюс», «минус»), с инструментом и без сопровождения.
Для формирования хорошего твэнга можно на занятиях использовать музыкальный инструмент казу. Это очень интересный маленький духовой инструмент, который сам по себе играть не будет. В него нужно петь! Очень полезен и нравится детям.
В-третьих, для ровного перехода от толстого смыка голосовых складок к тонкому помогает прием cry (плач). При хныканьи наклоняется щитовидный хрящ, голосовые складки немного растягиваются. Таким образом, нужно «прохныкивать» мелодию по той же схеме: каждый звук на стаккато на гласные, затем с текстом. Можно использовать слог «НЯ», петь с интонацией просьбы.
В-четвертых, для силы голоса, яркого, сочного толстого смыкания используются сочетания «БА», «ДА», «ГА» и другие со звонкой согласной. Также можно петь, чередуя слоги «РАЗ – ДВА» или «РАЗ - ДВА – ТРИ». При этом наклоняется другой хрящ – перстневидный.
Здесь необходимо использовать грудной тип дыхания, при котором используется небольшое количество воздуха, следить за высоким положением гортани, опираться на мышцы шеи и спины. Мы как бы приказываем, командуем, зовем кого-то, требуем, но ни в коем случае нельзя переходить на крик.
И заключительный этап – это зонирование песни. Нужно распределить, где какой прием будет использоваться, и прорабатывать уже конкретно в каждом фрагменте песни нужной техникой: в кульминационных моментах чаще всего используется толстое смыкание (слоги «БА», «РАЗ»), на высоких нотах прием сry. Liproll и твэнг будут полезны везде.
Все перечисленные техники помогут вокалисту научиться управлять своим голосом, петь так, как необходимо по смыслу и музыкальному развитию произведения.
Важно отметить, что на овладение данными приемами потребуется не один месяц, но в дальнейшем работа с каждой новой песней будет происходить все быстрее и быстрее.
Заниматься обязательно нужно под контролем педагога, чтобы не навредить своему голосовому аппарату. Кроме того, рекомендуется регулярно посещать врача-фониатра.
Но как бы ни был сложен труд вокалиста, петь – это прекрасно, увлекательно, полезно! Этот вид творчества доступен в любом возрасте. Хорошо поющий человек всегда интересен для окружающих. Поэтому главный совет для педагогов и их воспитанников: учитесь, ищите, не бойтесь, трудитесь, слушайте много прекрасной музыки, пойте для близких, выступайте на концертах, пробуйте себя в конкурсах, растите и идите вперед!