Технологическая карта учебного проекта «Фишинг. Ловись, рыбка большая и… большая»
Сидоренко Ирина Викторовна
ГБУ ОО ЗО «Вознесенская СОШ №5» г. о. Мелитополь
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ/УЧЕБНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ
Класс (укажите класс, в котором выполняется работа) | 10 класс |
Тема работы | Фишинг. «Ловись, рыбка большая и… большая» |
Тип работы(проект/исследование) | проект |
Форма работы(индивидуальная/групповая) | групповая |
Планируемые результаты (по ФРП):
- гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции правовых норм с учётом осознания последствий поступков; - ценности научного познания: овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, поступков и стремление совершать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
- универсальные учебные познавательные действия: Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). - Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно.
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов; разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (принятие решения в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные: - извлекать из адаптированных источников, публикаций СМИ и интернета информацию о борьбе с различными формами финансового мошенничества; - оценивать собственные поступки и поступки других участников финансового рынка с точки зрения их экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик): формулировать и представлять краткие выводы о способах эффективного использования денежных средств. |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих работу): фишинг, финансовое мошенничество, противодействие мошенническим практикам. | |
Краткое описание (введите аннотацию к работе): | |
ЭОР1(укажите используемый ЭОР, опишите возможности использования данного ЭОР) https://cbr.ru/information_security/pmp/ https://fincult.info/teaching/ |
ЧЕК-ЛИСТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА/УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность | Всё чаще пользователи интернета сталкиваются с тем или иным видом фишинга, |
Цель | Создать памятку, которая поможет нам обезопасить себя и окружающих от онлайн-мошенничества, а также побольше выяснить о видах фишинга и провести анализ среди учащихся школы по поводу знаний о фишинге. |
Задачи |
|
Метод (для исследования) | Наблюдение, описание, анализ, синтез, анкетирование |
Гипотеза (для исследования) | Предположить, что 70% учащихся старшей школы проинформированы и знают, что такое фишинг. Какие виды фишинга существуют, а самое главное, знакомы с правилами защиты от фишинга. |
Этапы проекта/исследования | ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Проблемная ситуация: Николай получил электронное письмо от интернет-магазина, в котором часто делает покупки: «Подтвердите свой аккаунт, чтобы продолжать пользоваться бонусами». Николай перешёл по ссылке из письма, заново ввёл свои личные данные и данные банковской карты. Затем его попросили сделать «пробный платёж» на 1 рубль. В ходе оплаты надо было ввести трёхзначный код с обратной стороны карты. Как только Николай ввёл этот код, ему пришло сообщение от банка о списании со счета, но вовсе не 1 рубля, а 10 000 рублей. Вопрос: как так получилось? Ответы учащихся.
Вопрос: какова стратегия успеха нашего исследования? Ответы обучающихся: Как не стать жертвой фишинга: общие правила защиты
Учитель предлагает деление на группы
Учитель организует коллективное обсуждение, а также обсуждения (совещания) в группах. Обучающиеся рисуют план-карту дерева задач. ЭТАП 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
Алгоритм изучения материала Учитель консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их Деятельность. Обучающиеся работают по алгоритму. При этом они осуществляют: сбор информации из источников, предложенных учителем; обсуждение информации, систематизацию; создание презентации; уточнение способа представления результатов ЭТАП 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Учитель объявляет докладчиков. Обучающиеся предъявляют результаты работы. Выступление 5 минут. Вопросы не предусмотрены. Из отдельных презентаций собирается одна памятка «Правила защиты от фишинга»
(Коллективное рефлексивное обсуждение результатов) |
Продукт (для проекта)/ результат (для исследования) | Памятка «Правила защиты от фишинга» |
1 ЭОР – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
(по материалам ГОСТ Р 52653-2006, статья 12, подраздел 3.2)