Урок географии в 7 классе в технологии смешанного обучения в модели ротации станций (смена рабочих зон).
Составитель: Шептунова О.Н. учитель географии, МБОУ СОШ № 52 г. Пензы.
Тема урока — «Географическое положение и история исследования Африки»
Тип: урок открытие нового знания
Характеристика класса: У шестерых ребят уровень познавательной активности выше среднего, хорошая память. Умеют анализировать и применять полученные знания на практике. Шесть учащихся имеют средний уровень познавательного интереса, недостаточно развито логическое мышление. У шестерых — низкий уровень, плохая память, теряются при выполнении самостоятельной работы.
Программа: Рабочая программа учебного предмета географии для 7 класса разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования. Учебник География. Страноведение. 7 класс. /О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким – М.: Дрофа, 2020 г.
Формы, применяемые на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы, применяемые на уроке: словесный, наглядный, практический.
Технологии и приемы, применяемые на уроке: технология критического мышления, здоровьесберегающая технология, смешанное обучение модель «Ротация станций», мини-проект.
Технические и цифровые средства обучения: мультимедийный тест, онлайн – тестирование https://www.yaklass.ru/p/matematika/5-klass/naturalnye-chisla-13442/koordinatnyi-luch-13495
Оборудование: экран, проектор, ноутбуки с выходом в интернет, ватман, клей, карточки задания, маршрутные листы.
Технологическая карта урока
Тема урока | «Географическое положение и история исследования Африки». | |||||||||
Педагогические цели урока | 1.Создавать условия для формирования способности учащегося к новому способу деятельности. 2.Создавать условия для развития познавательного интереса, мышления, логики, способности конструктивного творчества. 3.Создавать условия для самостоятельного поиска при решении задач, для взаимодействияобучающимися в группе | |||||||||
Задачи урока |
| |||||||||
Тип урока | урок открытие нового | |||||||||
Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться») | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
- Определять координаты точек; - определять расстояния по карте; - читать и понимать разные географические карты; - выполнять действия в опоре на заданный ориентир. | Регулятивные: Формировать умение ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно, соотнесение с ориентиром в процессе выполнения действий Познавательные: Уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: Уметь с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачей, развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками. Ученик получит возможность научиться: - устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнивать, обобщать | Формирование познавательного интереса, умение ставить вопросы и формулировать проблемы. |
Условия реализации урока | ||||||||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/izobrazheniia-zemnoi-poverkhnosti-i-ikh-ispolzovanie-131512/poniatie-o-geograficheskikh-koordinatakh-161116/re-b7de29bd-ba77-44b7-bf12-ce5a697f3132 Источник: https://natworld.info/nauki-o-prirode/kak-opredelit-rasstoyanie-s-pomoshhyu-gradusnoj-seti | Учебная литература: 1. География. Страноведение: 7 класс: учебник для учеников общеобразовательных учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким – М: Дрофа, 2020. | Методические ресурсы: 1.Уроки географии. О.В. Крылова - М: просвещение, 1990. Технологии:смешанного обучения, критического мышления, здоровьесбережения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий. | Оборудование Экран, проектор, компьютер, ноутбуки, ватман, клей, карточки, маршрутные листы | |||||||
Технологии и приемы | технология критического мышления,здоровьесберегающая технология, технология смешанное обучение. | |||||||||
Модель смешанного обучения | Ротация станций | |||||||||
Форма проведения урока | Эвристическая беседа, работа в группах, индивидуальная работа, самостоятельная работа, практическая работа Ротация станций: Станция работы с учителем Станция работа с компьютером и картами атласа Станция выполнения проектно-исследовательского задания | |||||||||
Цель: организовать деятельность учащихся, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | ||||||||||
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||||||
Предметные | УУД | |||||||||
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Организует фронтальную работу с классом, направленную на включение учащихся в учебный процесс. | - Здравствуйте, ребята. | Включаются в деловой ритм урока, отвечают на вопросы учителя. Обратная связь с помощью приема поднятие рук. | Формулировать основные понятия и объяснять их смысл. | К: Уметь с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачей. Развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками | ||||||
Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для плодотворной работы на уроке, организовать побуждающий диалог по объяснению нового знания. Соотнесение нового знания с тем, что уже известно. |
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||||||
Предметные | УУД | |||||||||
Настраивает учащихся на работу Использование приема «Кроссенс», предлагает просмотреть слайд презентации. | Посмотрите на слайд презентации и подумайте, что сегодня на уроке будем изучать и исследовать. Сформулируйте тему нашего урока. Подумайте, что на уроке нам поможет справиться с задачами. | Анализируют кроссенс, предложенный учителем и формулируют тему урока. Делают вывод о том, что предстоит исследовать, какие знания необходимо вспомнить. (описывать ГП можно с помощью плана, параллели и меридианы, масштаб, градусная мера основных линий карты) | К: Планировать учебное сотрудничество с учителем. Р: Формировать умение ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Л: Формирование познавательного интереса. | |||||||
Цель:сочетание познавательной деятельности учащихся в режиме самостоятельной работы, в диалоге с товарищем, в диалоге с учителем. | ||||||||||
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||||||
Предметные | УУД | |||||||||
Учитель предлагает обучающимся рассмотреть маршрутные листы для работы на станциях | На столах лежат маршрутные листы, которые указывают на какую станцию вы отправляетесь, работаем на станциях 8-9 минут и по сигналу гудка переходим на другую станцию. На станциях лежат конверты с заданием, берем конверт, соответствующий номеру вашей группы и выполняем задание. | По сигналу обучающиеся переходят из одной рабочей зоны в другую для выполнения заданий. | К: умение слушать и умение ориентироваться в ситуации. | |||||||
Станция «Работа с учителем» Начинает работу с учителем группа с низким уровнем подготовки
| Задания на слайдах.
А) по отношению к экватору и начальному меридиану Б) крайние точки В) протяженность материка | Учащиеся отвечают на вопросы заданий, закрепляют умения определять координаты крайних точек и расстояний по карте. Учащиеся работают по заданиям на слайдах. | Определение координат, расстояний, умение ориентироваться по основным линиям карты, уметь делать выводы. | П: формирование устойчивого интереса к обучению. К: вступать в диалог с учителем, адекватно использовать свои речевые средства для решения коммуникативных задач; Л: выделение существенной информации, обоснование и актуализация личного жизненного опыта. |
Станция «Работа с картой» Задания подготовлены для каждой группы и находятся в соответствующих конвертах на столе | Выполнить задание на контурной карте, используя презентацию.
А) какие материки и острова расположены поблизости, как отделяются, Б) океаны, моря, заливы, омывающие материк, В) климатические пояса Африки | Учащиеся индивидуально работают с картами презентации и контурными картами Соотносят карту с обозначенными объектами презентации и наносят объекты на контурную карту. | Знать объекты географической номенклатуры, распознавать климатические пояса на карте. Уметь сравнивать | Р: соотнесение с ориентиром в процессе выполнения действий К: Уметь с достаточной точностью выражать свои мысли в рассуждениях. Л:формирование познавательного интереса к изучению нового, способом обобщением и систематизации знаний. | ||||||
Станция «Мини-проект» Подготавливает необходимое оборудование для практической деятельности | Задание: Определите, о каком из трех исследователей Африки, вы будете составлять информационный плакат «Исследователь Африки». Карта – инструкция для проекта «История исследования материка» План работы
| Учащиеся выполняют задания мини - проекта, заносят данные на лист ватмана или презентацию, делают выводы, презентуют продукт проекта после завершения работы всех групп на станции. | Применять полученные знания при выполнении заданий проекта. | Р: выполнять действия в опоре на заданный ориентир; К: управлять своим поведением, принимать помощь П: уметь осуществлять анализ учебной задачи с выделением существенных признаков | ||||||
Защита проекта (по 1-3 минуте на группу) | Задание. Презентуйте свой мини-проект о природных зонах Африки, созданный вами в ходе групповой работы. | Презентуют разработанный проект Информационного плаката. | К: уметь точно и грамотно излагать свои мысли. Р: критически оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль. | |||||||
Тестирование (2-3 минуты) | Выполнить тест на слайде: 1.Площадь Африки равна… А.178 млн.км² Б.30,3 млн.км² В. 17,1 млн.км² Г.510 млн.км² 2.Мыс Альмади крайняя точка на…… А. Западе Б. Востоке В. Севере Г. Юге 3. Шельфовая зона хорошо развита у берегов… А. Антарктиды Б. С.Америки В. Ю.Америки Г. Евразии 4. В каком климатическом поясе не расположен материк? А. Арктическом Б. Субтропическом В. Тропическом Г.Субэкваторильном 5. Какой пролив отделяет Европу от Африки? А. Мозамбикский Б. Бабэль-Мандебский В. Гибралтар Г. Суэцкий 6. Первым из европейцев обогнул Африку с юга … А. Ливингстон Б. Бартоломеу Диаш В. Васко да Гама Г. Бартон | Самостоятельно выполняют задания теста. Производят самооценку по образцу (на слайде). Анализируют затруднения. | Систематизируют знания и умения | Р: осознавать уровень и качество усвоения результата. Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверять ответ на соответствие условию П:уметь осуществлять анализ учебной задачи с выделением существенных признаков |
4. Этап: Итог урока. (3 мин.) Цель: организовать фиксацию содержания, изученного на уроке. Организовать проведения самооценки учениками работы на уроке. Организовать обсуждение и запись домашнего задания, зафиксировать направления будущей деятельности. | ||||||||||
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||||||||
Предметные | УУД | |||||||||
Предлагает сделать вывод. Обобщает ответы учащихся, фиксирует направление будущей деятельности. Предлагает домашнее задание | Итак, что сегодня на уроке вы изучали? Какова главная особенность ГП Африки? Зная размещение климатических зон в Африке, какие особенности природы вы можете предположить? Д\З: параграф «Географическое положение Африки и история исследования». Повторить географическую номенклатуру. | Учащиеся представляют результаты работы группы в виде защиты выполненного задания. Анализируют получившиеся результаты заполнения маршрутных листов. Записывают в дневнике задания | Р: соотнесение с ориентиром в процессе выполнения действий, К: управлять своим поведением, принимать помощь П: уметь осуществлять анализ учебной задачи с выдлением существенных признаков | |||||||
Организует рефлексию. Оценивает деятельность обучающихся. | В маршрутном листе предлагается заполнить поле и отметить, что показалось сложным сегодня на уроке? Самооценка деятельности на уроке (нужное дополните) -я узнал -меня удивило -я понял как -мне было трудно Попробуйте кратко сформулировать, то что вы записали. | Заполняют поля маршрутного листа. Высказывают в форме 1-2 предложений оформленные записи. | Р: соотнесение с ориентиром в процессе выполнения действий, К: управлять своим поведением, принимать помощь П: уметь осуществлять анализ учебной задачи |
Приложение. Маршрутный лист.
1.Задание: Определите положение относительно основных линий карты. Африка относительно экватора расположена в ________________ и ________________ полушариях. Африка относительно нулевого меридиана расположена в ____________________и _______________________полушариях. Большая часть Африки расположена между _______________________ | 1.Задание: изучите береговую линию и обозначьте на карте цифрами. Моря: Красное- Средиземное- Заливы: Гвинейский- Аденский- Острова: Мадагаскар - Канарские- Сейшельские- Сокотра - Полуостров: Сомали- Проливы: Гибралтар- Баб-эль-Мандебский- Канал: Суэцкий- | ||||||||||||||||||||||||||
2.Обозначьте на контурной карте крайние точки и определите их координаты
| 2. Определите положение Африки относительно других материков. Африка удалена относительно материков____________________________ ________________________________________________________________ К Африке близко расположен материк______________________________. |
3.Определите протяженность материка с севера на юг и с запада на восток
4.Сделайте вывод об особенностях природы материка на основании географического положения Климат в Африке ______________________. | 3. По карте «Климатические пояса и области мира» определите, в каких климатических поясах расположена Африка.
| ||||||||||||||||
Работа в группе над мини-проектом по теме «Исследователи Африки» Задание: изучите дополнительный материал, выберите исследователя Африки, который на ваш взгляд внес большой вклад в ее изучение, составьте плакат «Исследователь Африки», презентуйте свою работу.
___________________________________________________
- Начните со слов: (проект реализован полностью/частично реализован/не создан (имеется только макет)- выберите нужное! - проект посвящен __________________________________(назовите путешественника!) - мы считаем, что он внес самый большой вклад в исследование Африки, т.к. (назовите его открытия или исследование!) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | Маршрутный лист Фамилия______________________________________________ Тема урока__________________________________________ Тест 1. 2. 3. 4. 5. 6. Взаимопроверка (оценка)________________ Самооценка деятельности на уроке (нужное подчеркните) -все получилось -были затруднения -не получилось (УКАЖИТЕ ЧТО) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |