Технологическая карта урока
1. Ф. И. О. студента: Назарова Оксана Владимировна
2. Класс: 4А Дата: 18.10.2023 Предмет: окружающий мир
3. Тема: «Иван Третий»
4. Цель: формирование представлений о личности Ивана Третьего.
5. Тип урока: открытие нового.
6. Задачи | 7. Планируемые результаты | ||
Дз | Познакомить обучающихся с личностью царя Ивана Третьего, его достижениями во время правления; | Пр1 | Имеют представления о царе Иване Третьем, его личности и достижениях; |
Дз | Создать условия для использования карты для объяснения явлений или описания свойств объектов; | Пр2 | Используют готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; |
Рз | Развивать навык установления причинно-следственных связей; | П1 | Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; |
Рз | Способствовать формированию навыков работы с текстом; | П2 | Воспринимают и анализируют сообщения и важнейшие их компоненты - тексты; |
Рз | Развивать умение следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; | Р1 | Планируют, управляют и организовывают деятельность (определяют последовательность выполнения действий); |
Рз | Способствовать развитию логическому мышлению; | Р3 | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; |
Рз | Развивать правильную устную речь; | К1 | Строят монологическое высказывание; |
Рз | Развивать способность договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; | К2 | Умеют договариваться, приходят к общему решению при работе в группе; |
Вз | Создать условия для проявления интереса к познанию окружающего мира; | Л1 | Проявляют интерес к познанию окружающего мира; |
Вз | Формировать готовность самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. | Л2 | Проявляют готовность самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. |
8. Средства обучения: Плешаков А. А. Окружающий мир, 4 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков, Е. А. Крючкова.: Просвещение 2017. – с. 75-79. Рабочая тетрадь Плешаков А. А. Окружающий мир, 4 класс. В 2 ч. Ч. 2/ А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова: Просвещение 2017. – с. 23-24. Раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация, компьютер.
Структура занятия | Этапы | Образовательная задача этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ФОУД | ПР |
Актуализация знаний. | Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке. ДС: | Повторить материал, необходимый для «ОНЗ». | - Давайте все выпрямим спинки. Улыбнитесь своему товарищу. - Добрый день, дорогие ребята! У меня есть две особенности. Первое – не могу работать в шуме. Второе – не люблю делать замечаний, особенно дважды. И я полагаюсь на вас, что вы поможете мне. Ой, я же забыла представиться. Я – Оксана Владимировна. Ну а с вами познакомимся в течение урока. - Садитесь сначала девочки, затем мальчики. - Итак, давайте проверим готовность к уроку. На столах должны быть учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, ручка, карандаш, дневник. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | Ф | К1 Л1 |
Открытие новых знаний. | Мотивационный этап. ДС: проектор | Показать необходимость/значимость изучения материала. | - Взгляните на слайд. Прочитайте высказывание Ивана Тургенева. "Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится." (Иван Тургенев) - Как вы понимаете? - Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века. Посмотрите на слайд. Тут есть вопросы. Вы можете на них ответить? - Когда же Русь перестала быть в зависимости от монгольских ханов? Кто смог остановить монголо-татар, когда Русь стала независимой? - На эти вопросы мы и должны найти ответы. | Мотивируются на работу через вопросы. - Каждому нужна Родина. Без нее трудно. А кто думает или обходится без нее еще хуже. | Ф | ||||||||||||||
Постановка учебной задачи. ДС: мультимедийный проектор, распечатанный план урока | Сформулировать тему урока, поставить цель, спланировать деятельность. | -Чтобы узнать тему урока, объединитесь в пары и разгадайте кроссворд. Кроссворд: 1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде. (Дмитрий.) 2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва? (Куликово.) 3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году? (Мамай.) 4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича? (Дон.) Ключевое слово: Иван III - Как зовут князя? - Молодцы! Вы верно разгадали кроссворд. - Так как же звучит тема нашего занятия?«Иван Третий» - Какую цель мы поставим перед собой? - Вы верно все говорите. Сегодня мы познакомимся с князем Иваном Третьим. - Чтобы начать, давайте составим план. - Расположите события, начиная от самого раннего и заканчивая самым поздним: Крещение Руси – изучение нового Невская битва – выполнение заданий Куликовская битва – подведение итогов - Какой первый пункт плана? - В ходе урока вы будете заполнять листы самооценивания: «+» если выполнили верно, «-» если были трудности.
| Разгадывают кроссворд, открывают тему, ставят цель, планируют деятельность. - «Иван Третий» - Познакомиться с князем Иваном Третьим. | Ф П | Р3 К1 Л1 | ||||||||||||||
Учебное действие. ДС: учебник, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки для групповой работы) | Познакомить с существенными признаками изучаемого понятия. | - Посмотрите на слайд. Это Иван 3. Опишите его. - У кого-то на парте есть карточка с его описанием. Князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Русь перешла к Ивану III, когда ему было всего 23 года. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью - что бы ни задумал, всего добивался. - Прочитай громко и четко, чтобы все услышали. - Теперь по цепочке прочитаем текст на странице 75 учебника до слов «в этому времени…». - Какое событие здесь описано? - В каком году это произошло? - Кто был участником? - Поставьте «+», если вы работали со всеми. - Вам необходимо в парах заполнить таблицу: Заполнение таблицы: |
Дата | ||||
Событие | ||||
Последствие |
1380
Куликовская битва
Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой орде.
1480
Стояние на реке Угре
Московское княжество под руководством Ивана III освободилось от ига Золотой орды, перестало платить дань.
-Прочитайте, что получилось.
- Заполните свой лист.
-Продолжим изучение так. Первый ряд работает с 3 и 4 абзацем на странице 75. Второй – с. 76-77 до слов «зимой, когда …». Третий ряд – текст после этих слов и до конца. Время на выполнение 3 минуты.
- итак. Первый ряд. О чем говорилось в вашем тексте?
- Какие данные можно использовать для заполнения таблицы? (С 1478; Присоединение городов и земель; Появление огромной империи, именованной Россией)
- Второй ряд, о чем читали вы?
-А какой площадь была до Ивана Третьего?
- И, наконец, третий ряд, что узнали вы?
- Из каких стран приезжали к нам?
- А какое главное событие произошло в вашей части текста?
- Вы молодцы! Чему учились, выполняя это задание?
- Поставьте соответствующий знак в листах самооценивания.
- Устали? Давайте немного отдохнем.
Потрудились-отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот.
Два наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
- А теперь поработаем немного с картой.
- Что показывает эта карта?
- Какие войска здесь есть?
- Найдите на карте города: Тверь, Рязань, Псков, Черниговские и смоленские земли.
- А теперь расскажите, как двигалось татаро-монгольское иго на Русь.
- Чему учились, выполняя это задание?
- Отметьте свою работу в листе самооценивания.
- Молодцы! Что мы узнали?
- Какой пункт плана завершили? Какой следующий?
Описывают князя по портрету.
Кто-то зачитывает его описание.
- Стояние на реке Угре.
- 1480
- Московское княжество и Золотая Орда.
Оценивают себя.
Заполняют таблицу.
Работают по рядам.
- С 1478; Присоединение городов и земель; Появление огромной империи, именованной Россией
- Про Внешний облик Москвы.
- Деревянной.
- Укрепление Руси.
- Из Италии, Германии, Польши.
- Появление двуглавого орла на гербе.
- Работать с текстом учебника.
Выполняют физминутку.
Работают с картой.
- Как Русь освобождалась от татаро-монгол.
- Русские и Золотой Орды.
- Наступали с запада.
- Работать с картой.
- Узнали про изменения при Иване Третьем.
- Изучение нового, выполнение заданий.
Ф
П
Пр3
П2
Пр1
Пр2
П1
Р2
К1
К2
Л1
Л2
Применение знаний.
Действия контроля.
ДС: рабочая тетрадь
Выявить уровень первичного усвоения учебного материала.
- Откройте рабочие тетради на странице 23 номер 3. По цепочке читайте и говорите, могло ли такое быть. Устно объясните.
- Вы справились с заданием! Поставьте «+» или «-» в листах.
- Чему учились?
Выполняют задание в тетради.
- Работать с высказываниями.
Ф
Пр1
Р1
К1
Л2
Действие самоконтроля.
ДС: рабочая тетрадь
Развивать способности к оценочным действиям.
- Внизу страницы есть задание, прочитайте про себя и выполните его. По окончанию покажите знак готовности. Время на выполнение 2 минуты.
- Оцените свою работу над эти заданием.
- Чему учились, выполняя это задание?
- Проведем небольшую викторину.
1. Сколько еще лет со времени Куликовской битвы
потребовалось, чтобы совсем освободиться от
ордынской зависимости?
2. Кто тогда правил на Руси?
3. Каким он был человеком?
4. Какие изменения к этому времени произошли?
5. Почему хан Ахмат двинул свои войска на Русь?
6. Где встретились русская рать и ордынское войско?
7. Когда это произошло?
8. Что произошло на реке Угре?
9. Какое значение это имело для истории?
10. О чем еще заботился Иван III?
11. Какие изменения произошли в Москве?
12. Какие оборонительные сооружения имел Кремль?
13. Какие архитектурные сооружения были построены
в Москве?
- Молодцы! На все вопросы ответили!
- Если вы смогли ответить на многие вопросы, поставьте «+». Часто допускали ошибки «-».
- Какой пункт плана прошли? Какие задания помогли нам закрепить наши знания?
- Какой пункт плана остался?
Выполняют задание в тетради.
- Работать с историческими лицами.
- Еще сто лет.
- Иван III
- Дальновидным, осторожным и
расчетливым.
- Окрепла Русь, расширила свои
пределы, Москва объединила вокруг себя многие русские земли.
- Иван III отказался платить дань.
- На реке Угре.
- В 1480г.
- Несколько раз ордынцы пытались
переправиться через Угру, но
безуспешно. Русские обстреливали
их из луков и пушек. С наступлением морозов Ахмат увел свое войско.
- Так было покончено с
зависимостью Руси от Орды.
-Об укреплении Москвы.
-Перестроили Кремль, были
возведены кирпичные стены и
башни.
- Были разводные подъемные мосты, боевые площадки.
- Главный храм Руси — Успенский
собор Московского Кремля,
Грановитая палата, построенная для
почетных государевых приемов.
- Выполнение заданий. Задания в тетради, викторина.
- Подведение итогов.
Ф
И
П
П1
Р1
К1
Л2
Подведение итогов.
Действия оценки.
ДС:
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся.
- Какая была тема нашего урока?
- На какие вопросы мы должны были ответить?
- Ответили?
- В каком году Русь перестала зависеть от Золотой Орды?
- Кто смог противостоять им?
- Какую цель ставили перед собой?
- С помощью чего мы ее достигли?
- Иван Третий
- Когда же Русь перестала быть в зависимости от монгольских ханов? Кто смог остановить монголо-татар, когда Русь стала независимой?
- 1480г.
- Иван 3.
- Да, (отвечают на вопросы)
- Познакомиться с Иваном 3.
- Читали текст учебника, выполняли задания.
Ф
Р1
Р3
К1
Л1
Л2
Рефлексия.
Действия самооценки. ДС: раздаточный материал (смайлики)
Формировать умение оценивать результаты своей деятельности.
- Оценим свою деятельность на уроке
- Посмотрите внимательно на свои листы. Если урок больше плюсов, то поднимите зеленый смайлик. Если минусов - красный смайлик.
- У большинства зеленые смайлики. Какое задание вам показалось интересным?
- Я вижу, что есть красные смайлики. В чем заключались ваши трудности?
- Домашнее задание: с. 75-79, р. т. с. 23 №1, с 24 №2.
- Урок окончен. До свидания!
(оценивают свою деятельность на уроке).
Ф
Р3
Л2
ФОУД (формы организации учебной деятельности: И - индивидуальная, Г- групповая, П - работа в паре, Ф - фронтальная).
Критерии оценки техкарты урока (занятия) студента | Баллы |
1. Формулировка цели и задач соответствуют теме урока. | 0, 1 |
2. Планируемые личностные результаты соответствуют поставленным задачам. | 0, 1 |
3. Планируемые метапредметные результаты соответствуют поставленным задачам. | 0, 1 |
4. Планируемые предметные результаты соответствуют поставленным задачам. | 0, 1 |
5. Предусмотренные этапы урока отражают последовательность (логику) открытия и применения нового знания. | 0, 1 |
6. Предусмотрено не менее трех форм организации учебной деятельности обучающихся . | 0, 1 |
7. Предусмотрено применение интерактивного оборудования. | 0, 1 |
8. Указаны дидактические средства обучения на каждом этапе урока. | 0, 1 |
9. Запланированы формы контроля и оценки, самоконтроля и самооценки. | 0, 1 |
10. Представленная технологическая карта урока (занятия) оформлена без ошибок орфографических, грамматических, пунктуационных, технических. | 0, 1 |
Итог: максимально 10 баллов. |
Учитель (): ____________ Методист (): ___________ Отметка: ____________