МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов № 30»
Урок окружающего мира
на тему
«Разнообразие животных»
Подготовила: Батяркина М.С.
учитель начальных классов
УМК «Школа России»
Класс: 3
Тема урока: Разнообразие животных
Цель: познакомить с классификацией животных и их групповыми признаками.
Планируемые результаты образования:
Предметные:понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, характеризовать группы животных, классифицировать животных из предложенного списка, приводить примеры животных разных групп.
Метапредметные:
Познавательные:представлять о различных видах животных, работать с электронным приложением к учебнику.
Регулятивные:Проводить работу по предложенному плану. Используя необходимые средства; оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
Коммуникативные:строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи, формулировать выводы из изученного материала
Личностные:используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия. Достигать положительных результатов труда, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
«Главное богатство природы - её тайны
и красота, они ведут к встрече с прекрасным,
удивительным и таинственным».
Николай Сладков.
№ п/п | Ход урока | Формирование УУД | |||||
коммуника тивные | познаватель ные | регулятивные | личностные | ||||
Название этапа урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя и учащихся | |||||
I | Организационный момент. Мотивация к деятельности | Введение ситуации, мотивирующей изучение окружающего мира | Добрый день, дорогие дети. Я рада видеть Вас на сегодняшнем уроке окружающего мира. Я надеюсь, что он принесёт нам массу положительных эмоций, новые знания и впечатления. Мы начинаем! | Вызвать интерес к предмету и готовность к учебной деятельности | |||
II | Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | Постановка учебной задачи | А). Индивидуальное задание. (Учитель раздаёт ученикам карточки с заданием) – Нарисуй при помощи условных знаков правила поведения в природе. Б) Фронтальный опрос. – Какую роль играют растения в жизни людей? – Почем многие виды дикорастущих растений становятся редкими? – Назовите растения, занесённые в Красную книгу. – Что делают люди для охраны растений? – Какие правила поведения в природе вы выполняете? | Строят понятные высказывания. Формулируют простые выводы | Оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. |
III | Самоопределение к деятельности. | Создать условия для осознания темы урока и ситуаций устного общения | Сегодня мы покидаем царство растений, а куда отправимся дальше, подскажете вы, отгадав кроссворд. Он высокий, он огромный, Он похож на кран подъемный. Только это кран живой С настоящей головой. (Жираф) Рыжая шубка По лесу плутает, Хвостом след заметает. (Лиса) На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож, Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк) Без особого усилья, Широко расправив крылья, Славу в небе приобрел, Над землей парит ... (Орёл) По воде я плаваю, По земле хожу. Я такая славная - Слов не нахожу! Есть у вас одна минутка? Полюбуйтесь! Я ведь... (Утка) Как ветви у него рога! Он благородный. Он пятнистый. Обходит сочные луга, В жару идёт же в лес тенистый. (Олень) Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (Мышь) Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь) У.: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки. А теперь посмотрите на слово, которое у нас получилось. Кто сформулирует тему нашего сегодняшнего урока? Д.: Мы сегодня будем говорить о животных. У.: Действительно, а точнее – об их разнообразии. | Формулировать простые выводы. | Представление о видах и формах общения. | ||
IV | Открытие новых знаний. | Научатся классифицировать животных по определённому признаку. | А) Беседа. У.: Животные… Кого вы представляете себе, когда слышите это слово? (Ответы учеников). У.: Верно, ребята, все это представители замечательного царства животных. Разнообразие животных, их строение и особенности поведения изучает наука зоология. Это ещё один раздел биологии. У.: Как вы думаете, кто такие зоологи? (Ответы детей). У.: Посмотрите, пожалуйста, на картинки, которые представлены на слайде. Кто здесь изображён? Д.: Животные. У.: Верно, ребята, а можем ли мы разделить их на какие-либо группы? (Деление животных на диких и домашних). У.: Сейчас мы с вами провели классификацию животных по месту обитания. А что значит «Классифицировать»? Д.: Разделить по какому-либо признаку. У.: Посмотрите ещё раз на картинки и скажите, можно ли среди них выделить группы с похожими признаками? Д.: Да, звери, птицы, рыбы. У.: Чем похожи звери? Птицы? Рыбы? Ученые-зоологи делят царство животных на большее число групп. Б) Практическая работа. У.: Самостоятельно прочитайте в учебнике текст на странице 88-90. Заполним таблицу. (Учитель раздаёт детям распечатки, по ходу чтения текста учащиеся заполняют таблицу). В) Работа по учебнику. У.: Прочитайте в учебнике текст на странице 91-92 и посчитайте, сколько на рисунке птиц каждого вида. | Осуществление классификации животных Самостоятельное решение проблем поискового характера. | Самоопределение и самоконтроль |
V | Физкультминутка | Профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения. Психоэмоциональная разрядка. | Еж спешил к себе домой, Нес запасы он с собой. Через кочки еж скакал, Быстро по лесу бежал. Вдруг он сел и изменился – В шарик круглый превратился. А потом опять вскочил И к детишкам поспешил. Е. Гайтерова | Здоровье сберегающие | |||
VI | Закрепление изученного материала. | Закрепить первичное восприятие информации | У.: Ребята, перед Вами интересное задание, под названием анаграмма. Ваша задача – отгадать зашифрованное животное и назвать, к какой группе оно относится. У.: А сейчас Вам предстоит по голосу узнать животное и снова определить, к какой группе оно относится. | Используют усвоенные приемы работы | |||
VII | Физминутка | Профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения. Психоэмоциональная разрядка. | На пальчиках по точкам делаем следочки (дети на пальчиках шагают) Сколько знаков здесь у нас (карточка с 5 вопросительными знаками), Поклонились столько раз. Знак приказывает нам (карточка с !) смирно стать, руки по швам. | Сбережение здоровья | |||
VIII | Рефлексия. | Примененить новые знания на практике. | Работа в группах. У.: Придумайте задание на классификацию животных. Предложите его ребятам других групп. Оцените их ответы. Признаки могут быть различны: цвет, размер, среда обитания и так далее. У.: А теперь, с помощью волшебного кубика на экране, проверим, что у нас получилось. | Формулируют простые выводы, строят понятные для слушателей высказывания | Анализ объекта, классификация, выдвижение гипотез и доказательства | Проводят работу по предложенному плану | Владеют приемами действовать по алгоритму. Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач. |
IX | Подведение итогов урока. | Организовать фиксацию нового материала , изучен- ного на уроке. Орга- низовать рефлексив- ный анализ учебной деятельности. Организовать оце- нивание учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке , как направлений будущей учебной деятельности. | У.: Какие группы животных вы узнали на уроке? У.: Какие признаки групп вы запомнили? Продолжите предложения: Я научился… Я узнал на уроке… Мне было трудно, когда… Мне было интересно… | Формулируют простые выводы. | Обсновывают и оценивают собственную деятельность ,отделяют знания от незнания и прогнозируют будущую деятельность. | Оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке. | Осознают необходи- мость само- совершенст- вования , выражают желание осваивать новые знания. |
X | Домашнее задание. | 1. Учебник, стр.87-92, ответить на вопросы раздела «Проверь себя». 2. Индивидуальное задание: подготовить устное сообщение о питании животных. |
Список использованной литературы:
1. Васильева Н. Ю., Поурочные разработки по курсу окружающий мир.− М.: ВАКО, 2013.
2. Планируемые результаты начального общего образования / под ред.
Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. В 2 ч. Ч. 1, – М. : Просвещение, 2011.
4. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
5. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
6. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
7. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005