МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»
Технологическая карта урока
Учитель: | Самотис Мария Михайловна |
Учебный предмет, класс: | Русский язык, 5 |
Тема урока: | «Буквы з-с на конце приставок» |
Базовый учебник: | «Русский язык» 5 класс. Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Москва «Просвещение»2023 г. |
Тип урока: | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. |
Технология: | Проблемное обучение |
Цель деятельности учителя: Познакомить обучающихся с орфограммой «Правописание З-С на конце приставок», формировать умение определять условия выбора букв З-С на конце приставок, обеспечить языковое развитие обучающихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные(объем усвоения и владения компетенциями): знать правило написания З-С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С; словарные слова, уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемым написанием.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, учиться планировать последовательность действий в соответствии с поставленными задачами.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.
Познавательные:ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию, проводить сопоставительный анализ, делать выводы.
Личностные:понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения (УУД) |
1.Организационный момент Цель:включение обучающихся в деятельность на личностно-значительном уровне | Приветствует учащихся, проверяет готовность их к уроку. Создает эмоциональный настрой. Метод «Я хочу научиться!» Выясняет ожидания учащихся. | Приветствуют учителя, определяют свою готовность к уроку. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию. | Регулятивные УУД: самоконтроль Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация и проблемное учебное действие Цель:Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Постановка проблемной ситуации: На слайде слова:о..чет, н..резной, ра..грузить, ра..кидать, надувной, о..кос. Прочитайте слова вслух. Распределите слова на 3 группы, учитывая их принадлежность к той или иной части речи, имеющую в них одинаковую часть, характеристику звуков. Вставьте буквы. Обоснуйте свой ответ. Как пишутся гласные и согласные в этих и других известных вам приставках? Назовите слова третьей группы. Скажите, какие буквы могут быть на конце данных приставок, и сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока. | Определяют группы, доказывают: отчет-откос, нарезной-надувной, разгрузить-раскидать. Формируют тему и цели урока | Регулятивные УУД: целеполагание Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера. |
3. Проблемного объяснение материала Цель:создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельоснть | На слайде слова: Разжимать, безвкусный, рассмотреть, бесшумный Прочитайте слова. Выделите приставки. Подчеркните в словах первого столбика согласную, на которую оканчивается приставки и согласную с которой начинается корень. Скажите, перед какими согласными-звонкими или глухими пишется приставка З? и перед какими С? Определите, какие буквы будем писать в словах разгрузит-раскидать? | Выходят к доске, выполняют задание, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. Оцениваю работу товарищей Обобщают, делают выводы | Личностные УУД: желание совершенствовать имеющиеся знания и умения. Регулятивные УУД: самоконтроль, планируют необходимые действия, операции Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания, выполняют учебно-познавательные действия осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, обобщения , устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
4. Первичное закрепление знаний Цель.Научится самостоятельно определять написание З и С на конце приставок, применять эти знания на практике. | Прочитайте правило в учебнике и сравните с нашим открытием. Прочитайте ряды слов на слайде. Исключите из каждого ряда лишнее слово. Скажите какое лишнее слово в первом ряду? Почему? 1. Бе..праный, бе..жизненный, бе..численный, бе..платный. запишите этот ряд, выделяя орфограмму. 2. ..бегать, ..дать, ..дравствуй, ..делать. назовите лишнее слово во втором ряду? Почему? Аналогично выполняется работа с третьим рядом. З..десь, ..дание, ..доровье, ра..биться. | выполняют задание, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. Оценивают работу товарищей. | Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания, выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, обобщения , устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. регулятивные УУД; самоконтроль, планируют необходимые действия, операции. |
5. Физкультминутка | -Мы уже много работаем. Пора немного размяться. У нас физкультминутка. она тоже не совсем обычная . я называю слова с приставками, а вы хлопаете в ладоши, если в приставке пишется буква С, то не хлопайте . Вознестись, бесценный, разгорячиться, измерить, разбитый, исследовать, бесцельный, измерить, взбираться бесшумный. | выполняют упражнения | Регулятивные : саморегуляция: личностные: настрой а работу, установления доброжелательных отношений в классе. |
6. Вторичное закрепление знаний. | Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением: заданий. Проводит инструктаж по проверке. 1. Рассмотрите ещё раз орфограмму в учебнике. Обратите внимание на то, как она выделяется. А теперь я предлагаю вам использовать на практике полученные знания. Обратимся к упражнению 437 на странице 30. Прочитайте вслух задание. Авторы учебника предлагают вам образец рассуждения. Прочитайте его. понятен ход рассуждения? Давайте вместе выполним это упражнение «первое слово безболезненный». в этом слове приставка БЕЗ -стоит перед буквой Б, которая обозначает звонкий согласный, поэтому на конце приставки пишется буква З». (Первые два слова комментирует и записывает учитель, затем дети по очереди выходят к доске и выделяют орфограммы). 2. «Не съешьте вторую букву!» От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте графически орфограмму (слайд 4) Образец: Без заботы- беззаботный Без совести- Без края- Без цели- Без сердца- Без границы- | Знакомятся с заданием, слушают учителя. Выполняют упражнение на доске и в тетради, графически выделяют орфограммы. Строят рассуждение по образцу. | Познавательные УУД: умение применять информацию для решения практических задач; умение адекватно, осознанно строить устное высказывание; умение строить доказательства; Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона коррекция; Коммуникативный УУД :сотрудничество в поиске| информации; умение полно и точно выражать свои мысли, владение |
7. Творческая практическая деятельность по реализации полученных знаний Цель:спланировать дальнейшую деятельность | Дан текст: Заклинатель присел около корзины и раскрыл ее. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит, испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра все равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого ее заставляют кусать очень горячие предметы. Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда. Прочитайте текст выразительно. Что интересного вы узнали из этого текста. Разделите его на части, определите тему, основную мысль. В какой части текста встречаются слова на изученное сегодня правило? Спишите слова, обозначьте условие выбора орфограммы. | Читают текст, делят на части, определяют основную мысль текста, подтверждают свое согласие или несогласие | Личностные УУД: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Коммуникативные УУД: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные УУД: самоконтроль, планируют необходимые действия, операции |
8.Рефлексия Цель:Обобщить, сделать выводы, самооценка. | Побуждает обучающихся к высказыванию мнений. Метод «Лестница успеха». Формулирует разноуровневое домашнее задание. 1)Упр. 441 2)Составить словарный диктант на тему «Правописание приставок на з - с» Выставление оценок. | Оценивают степень своего понимания новой темы (высокая, средняя, низкая) | Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли. Личностные УУД: Смыслообразование, самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные УУД: Оценивают свою работу. |
9.Домашнее задание | Параграф 83, придумать грамматическую сказку о правописании приставок, оканчивающихся на – з, - с. | Записывают домашнее задание в дневник. |