Технологическая карта урока
Образовательная организация | МБОУ СОШ №1 п.Новошахтинский |
Возрастная категория обучающихся/, класс | Обучающиеся 3 класса |
Тема | Для чего нужна экономика |
Цель | Выяснить роль и значение экономики в жизни человека |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Предметные: знать о «потребностях», «товаре», «услуге»; рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию о «потребностях» человека; приводить примеры; раскрывать роль экономики в нашей жизни; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Метапредметные: освоение способов решения проблем поискового характера; освоение основ познавательной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; овладение начальными сведениями о сущности экономики в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; овладение базовыми предметными понятиями; высказывать свое предположение. а) познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа и построения рассуждения; самостоятельно осуществлять анализ объектов, применять полученные знания на практике; применять методы информационного поиска. б) регулятивные: умение ставить учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. в)коммуникативные: формулировать и обосновывать свою точку зрения, умение договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве. |
Основные понятия | «экономика», «потребности», «товары», «услуги» |
Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО (электронное обучение) и ДОТ (дистанционные образовательные технологии) | Групповая форма организации учебной деятельности, игровые технологии, технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, беседа, проблемный диалог, решение проблемной ситуации, дидактическая игра, работа с текстом учебника, словарём |
Средства обучения | Монеты, словарь, тест, интерактивная доска, ПК,картинки с изображением предметов: карточки |
Организационные условия | Урок |
Учебно-методическое обеспечение | Учебник «Окружающий мир» 3 класс Плешаков А.А., «Толковый словарь» Ожегов С.И. |
План занятия / мероприятия | ||||
Этапы занятия / мероприятия (время этапа) | Используемые дидактические средства | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Образовательный результат |
| Картинка монеты | 3 мин Слайд 1. Заставка. -Меня зовут Валентина Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира -На уроке вы должны слушать внимательно, а работать старательно. И тогда к вам обязательно придёт успех. Желаю всем удачи и правильных ответов! - Работать будем в группах. У нас сегодня две команды. Каждая команда – это большая дружная семья.1 к.- Денежкины, 2к.- Рублевы. - Давайте вспомним правила работы в группах. Слайд 2(правила) - Выберите ответственного в каждой группе. - Сегодня ваши знания на уроке будут оцениваться монетами . Слайд 3(монета) Они лежат в красных конвертиках Вы сами будете решать, сколько монет заработали на каждом этапе урока. Слайд 4(критерии) - На каждом столе лежат листы голубого цвета, в которых прописаны критерии оценки вашего труда. Кроме этих листов есть конверты и листы других цветов. Их не трогаем до тех пор, пока я не дам команду. | Эмоциональный настрой на урок Формулируют правила работы в группе: 1. В группе должен быть ответственный. 2. Работаем тихо, не мешаем друг другу. 3. Работаем дружно. 4. Уважаем мнение каждого. 5. Один говорит, другие слушают. Если работали слаженно, активно и всегда правильно отвечали – 2 монеты. Если работали слаженно, активно, но допускали ошибки - 1 монета. Если отвечали правильно, но не слишком активно работали - 1 монета. | Создание рабочей обстановки в классе. Включение в работу на личностно-значимом уровне по формированию и развитию ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности. Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности. Умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия |
2.Актуализация знаний. Естественнонаучная | Обсуждение жизненной ситуации с детьми | 3 мин Ребята, чтобы попасть к вам на урок, мне пришлось ехать на машине. На это я потратила определенную сумму денег. Как вы думаете, на что были потрачены деньги? -А как вы добираетесь до школы? ( ответы детей) -А если бы вам пришлось поехать в Михайловку, смогли бы вы это сделать бесплатно ? А как выгоднее ехать – на автобусе или на такси? -Что выберете вы для поездки? - А почему вы так решаете? (чтобы сэкономить) -Каквыдумаете,откакого словапроизошлосэкономить(экономика. экономический, экономист, экономия)- | Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения. |
Читательская грамотность. Мини -исследование | «Корзина Идей» Толковый словарь Ожегова С.И. | Преположите, о чем или , может о ком, мы будем говорить. Запишите свои предположения , идеи на листе с корзинкой. 1 минута- ВЫСЛУШАТЬ все идеи. Мысли детей - Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? - Верно, тема сегодняшнего урока «Для чего нужна экономика». СЛАЙД 5«Для чего нужна экономика». - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? - Вы уже наверняка не раз слышали слово «экономика», как вы думаете, что оно обозначает? -Давайте обратимся к словарю, с.907 .Кто быстрее найдет определение слова, получит монету! - Ребята, это очень трудное определение. Поэтому давайте попробуем придумать свое. Слайд 6. Значение слова - Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или «домашнее хозяйство». А «номос» означает «правило», «закон». СЛОВО ЭКОНОМИКА КРЕПИТСЯ НА ДОСКЕ -Что хотим узнать на уроке? ! - Где пригодятся знания? | Высказывания детей Об экономике Ответы учащихся Самооценка Экономика– это правила, законы ведения хозяйства. Узнать, что такое экономика, для чего она нужна. В жизни | Самостоятельное определение темы и цели урока. Формирование познавательного интереса к уроку окружающий мир. Умение принимать и сохранять учебную задачу, умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. |
4.Открытие новых знаний Естественнонаучная и математическая грамотность Читательская грамотность Первичное закрепление материала | Прием «Деловая игра» Работа по тексту учебника | 10 мин 2 мин 1) На каждом столе лежат конверты: в одном деньги, в другом – карточки. В течение 2 мин я предлагаю вам потратить деньги. Выбирайте карточки с теми словами, которые обозначают, на что вы потратите деньги. Обращайте внимание на цену! 3 мин 2)-Посчитайте, сколько денег у вас осталось! Почему у кого то больше, а у кого то меньше? 3) – Обсудите в группе вопрос: «Что нужно человеку для счастливой и радостной жизни?» - Как вы думаете, как одним словом можно назвать всё то, что необходимо, требуется человеку, в чём он нуждается, чего ему хочется? Слайд 7 4 мин -Как вы понимаете слово «потребности»? Прочитайте на с.39 учебника что называется потребностями. - Совпало ли ваше определение с тем, что написано в учебнике? СЛАЙД 7 Потребности. – КРЕПИМ СЛОВО НА ДОСКУ К ЭКОНОМИКЕ Откуда берутся воздух, тепло, вода, то есть естественные явления, в которых человек испытывает потребности? - Откуда берутся семья, дружба, помощь, то есть общественные явления, в которых человек испытывает потребности? - Откуда берутся хлеб, дом, телефон, то есть предметы, которые изготовлены промышленным способом и в которых человек испытывает потребности? - Сделайте вывод, какие бывают потребности? - Верно, потребности бывают естественные, общественные и экономические. – на доску - Перед вами на столах лежат конверты, в них картинки, на которых изображеныпотребности. Работа в группах А сейчас, выберите потребности, которые относятся к Естественным,к общественным, к экономически и сложите в разные корзинки. Слайд 8 для проверки корзинок МОНЕТЫ ЗА ПРАВИЛЬНОЕ выполнение - | Работа в группах Карточки 10 монет 20 монет И т.п. карточки с различными товарами и услугами Самооценка Отвечают на вопрос. Высказывают свои предположения. Потребности. Потребность - это всё, что нужно людям для жизни. Высказывания детей Дает природа. Появляются, когда люди общаются друг с другом Дает экономика. Высказывания детей. Самооценка | Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности; формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к полученным знаниям. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
5. Физкультминутка. | - 1 мин - Есть ли у вас в настоящее время такая потребность, то – прыжок на месте и над головой хлопок, а если «нет» - наклон вправо-влево. - Потребность срочно купить продукты? - Потребность в отдыхе? - Потребность в медицине - вылечиться? - Потребность в тёплой одежде? - В покупке посуды? - В уважении к одноклассникам? - В получении новых знаний? - Потребность в стрижке? -Потребность в хорошей отметке? ПОТЯНУЛИСЬ, улыбнулись и снова за дело! | |||
Читательская грамотность | Прием «Дополнение текста» При Игра «Товар - Услуга» Работа по тетради. придумай пару сам, запиши и назови | - И мы продолжим добывать новые знания. - Мы выделили потребности человека. - А может ли человек обойтись без какой-то из них? - Ребята, что производят люди, для удовлетворения своих потребностей? - Попробуйте дать определение слову «товар», «услуга». Найдите карточку зеленого цвета. Положите перед собой. Старший в команде. Возьмите ручку! -Прочитайте текст про себя на с.39-40 Во время чтения вы на место пропусков вставите пропущенные слова. -Чтение получившегося текста с пометками. Слайд 9 -Обсуждение -Совпали ли ваши предположения, что такое услуги и товар? - Итак, а теперь, самостоятельно еще раз скажите, что обозначают эти слова. СЛОВА ТОВАР И УСЛУГА КРЕПИМ НА ДОСКУ - В чём отличие товара от услуги? - Оцените свою работу на этом этапе урока. На парте лежат тетради и цветные карандаши. Задание 6 в тетради. Слайд 10 . Проверка. | Все они важны для человека. Товары, услуги. Высказывания учащихся. Дают определения словам. Товар - это вещь, продукт, а услуга - это работа. Самооценка Самооценка Самооценка | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы. Умение работать в малой группе; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение провести рефлексию своих действий на уроке; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. |
6. Практическая работа в группах. Математическая грамотность Креативное мышление Читательская грамотность ПРИЁМ «КЛАСТЕР» | Мы уже с вами отметили что, еда, одежда это одна из групп потребностей человека. Для удовлетворения этих потребностей нам с вами приходится отправляться в магазин, поэтому выполнить следующее задание не составит вам большого труда. Карточки Лосях и Нюша отправились в торговый центр. У них было одинаковое количество денег : 50 монет. Лосяш купил продуктов на 20 монет, стиральный порошок за 3 монеты. новый чайник взамен сгоревшего за 4 монеты и решил, что остальное у него есть. Еще он сходил и подстригся за 2 монеты. Нюша купила торт за 6 монет, заколки за 3 монеты. Новое платье за 15 монет и туфельки к нему за 10 монет. Затем сделала себе прическу за 6 монет. На 10 монет Нюша купила домой конфет и газировки. Сколько денег осталось у каждого героя? - На какие товары потратил деньги Лосяш? А Нюша? - Какие услуги получили герои? -Какие потребности были удовлетворены? А вечером к Лосяшу пришли друзья, а он ничего не мог предложить к чаю…Почему??? Нюша не смогла поговорить по телефону со своей пдругой…. ПОЧЕМУ??? - Итак, ребята, кто же понял, для чего нужна экономика? А какая главная задача экономики? На с.40 найдите ответ на этот вопрос Слайд 11 -У нас на доске есть слова( показать :ЭКОНОМИКА, УСЛУГИ, ТОВАРЫ, ПОТРЕБНОСТИ. Расположите их так, чтобы сразу стало понятно, о чем говорили на уроке. КТО ХОЧЕТ? | Дети считают. Отвечают на вопрос (товары:продукты. Порошок, чайник, торт,заколки, платье. Туфли, конфеты. Газировка) стрижка, причёска) Экономить нужно с умом, экономить не всегда полезно Для удовлетворения потребностей людей и для того, чтобы люди учились грамотно вести хозяйство |
7. Закрепление. Итог | Рабочие листы | - Достигли ли мы целей урока, поможет определить следующее задание. ПОДЧЕРКНИТЕ БУКВУ, под которой скрывается правильный ответ: Лист розового цвета 1.Стрижка у парикмахера это : М ) услуга Н) товар 2.Стиральный порошок это: Л)услуга О) товар 3. Главная задача экономики это: У) научить умным словам Л) удовлетворение потребностей людей 4. Потребности бывают О) экономические К) денежные 5. Купить за деньги можно: П) дружбу Д)букет для мамы 6.За деньги не купишь: Ц) радугу У)пирожное 7)Все, что нужно людям для жизи, называется С)вещи Ы) потребности - Какое слово у вас получилось? - Оцените себя за работу на этом этапе урока. Если 7 верных ответа – 4 золотых Если есть 1 ошибка – 2 золотые 2 ошибки – 1 золотой 3 ошибки и более - без золотых - Посчитайте все свои заработанные золотые. 12 - 11 –отметка 5 10 - 9 - отметка 4 8 – 7 – отметка 3 Поставим отметку за урок. - Как звучала тема урока? - На что направлена экономика? - Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называют.. - Работу, которую выполняют люди, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей, называют … | Учащиеся работают в группах, выполняют тест Оценка Молодцы Ставят оценку в дневник Для чего нужна экономика На удовлетворение потребностей людей Товар Услугой | Положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества |
8. Рефлексия | - Продолжите фразу. Слайд 17 - Было интересно узнать, что… - Меня удивило … - Было трудно… - Теперь я знаю, что… -Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям: -Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие! (монета золотого цвета ) -Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее. (монета серебряного цвета) -Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха!(бронзовая монета) | Осознание ценности полученных знаний, определение успешности на уроке. Устойчивого учебно-познавательного интереса к полученным знаниям. Умение провести рефлексию своих действий на уроке | ||
9. Домашнее задание | Слайд 18 - Прочитать материал учебника стр.38-41, ответить на вопросы. Выполнить задания в рабочей тетради с.24-25, з.4,7 -Творческое задание: по желанию Составить рассказ «Если бы не было экономики» | Положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности. |