Драчева Елена Рудольфовна,
учитель информатики
МКОУ «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Технологическая карта урока
Учебный предмет: Информатика
Класс: 9
Тема урока: Построение диаграмм в электронных таблицах.
Цели урока:
1) Деятельностная: формирование УУД при изучении диаграмм в электронных таблицах.
2) Предметно-дидактическая: формирование общих представлений о возможностях визуализации данных в ЭТ, о диаграммах разных типов, развития навыков чтения диаграмм, построения диаграмм с использованием ЭТ.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
знают определения: диаграмма, ряд данных, типах диаграмм;
умеют читать диаграммы разных типов;
умеют выбрать типы диаграмм в зависимости от решаемой задачи;
умеют выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей;
знают алгоритм построения диаграмм;
умеют строить диаграммы разных типов в ЭТ MSExcel;
используют соответствующие программные средства обработки данных.
Личностные:
имею представление о сферах применения ЭТ для визуализации количественных данных в различных сферах деятельности человека;
понимать важность получения новых знаний и их применения в практической деятельности;
соотносят свои действия с планируемыми результатами, действиями других обучающихся;
осуществляют контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.
Метапредметные:
умеют планировать решение учебной задачи; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентировочных действий;
участвуют в выявлении, постановки и решении учебной проблемы;
работают с электронными образовательными ресурсами.
Тип урока:
по ведущей дидактической цели: изучение нового материала;
по способу организации: синтетический;
по ведущему методу: проблемный.
Методы обучения:
основной: проблемный;
дополнительные: эвристическая беседа, работа в парах, самостоятельная работа, работа с ЭОР и др.
Средства обучения:
Учебник:
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова « Информатика: учебник для 9 класса». Бином. Лаборатория знаний, 2019.
Мультимедийная техника:
Компьютер с выходом в интернет, компьютерный класс для практической работы, мультимедийный проектор.
Электронные ресурсы:
Презентация.
Раздаточный материал
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | |
1 | Организационный момент | Приветствует обучающихся; проверяет общую готовность класса | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации |
2 | Создание проблемной ситуации. Формулирование темы и задач урока | На предыдущих уроках вы знакомились с табличным процессором MS Excel. Для чего предназначено это приложение? Организует работу обучающихся по выполнению следующего задания: На слайде представлена таблица значений ежедневной температуры в апреле. Используя данные, определите:
Учитель интересуется у учащихся: С какой проблемой вы столкнулись, чтобы быстро ответить на эти вопросы? В каком виде можно было представить эти данные для удобства поиска ответов? | Ученики дают ответы на вопросы учителя. Затрудняются. Ученики высказывают свои предположения. Приходят к выводу о неудобстве работы с большим объемом информации. Формулируют тему и задачи урока. Записывают в тетрадь. | Личностные УУД: - развитие внимания Познавательные УУД: -развитие познавательной активности Коммуникативные УУД: -развитие речи |
3 | Решение учебной проблемы. Усвоение новых знаний. | На каких уроках вы уже встречали диаграммы? Попробуйте сформулировать определение диаграммы. Более точное определение диаграммы дано на слайде. Задание: Из предложенного списка типов диаграмм выберите те, которые определяют типы построенных диаграмм. Учитель организует самостоятельную работу учащихся по определению типа диаграмм. Откуда надо брать данные для построения диаграмм? Учитель организует работу в парах. Отвечают на вопрос учителя: Чем отличаются эти таблицы? Вводится понятие ряда данных. Определение диаграммы дано на слайде. Учитель организует фронтальную работу с учащимися. Задание 1: Обоснуйте выбор типа диаграммы для представления:
Задание 2: На слайде представлена диаграмма. Чего не хватает для получения полной информации по данной диаграмме? Физкультминутка | Участвуют в обсуждении. Учащиеся записывают определение в рабочую тетрадь. Работают с раздаточным материалом №1. Сравнивают решения со слайдом. Формулируют типы диаграмм. Работа учащихся в парах с раздаточным материалом №2 на составление таблиц по предложенным диаграммам. Делают вывод о необходимости выделения разного количества рядов данных для построения диаграмм. Учащиеся записывают определение в рабочую тетрадь. Участвуют в обсуждении. Участвуют в обсуждении. Определяют необходимость подписи данных. | Личностные УУД: - развитие внимания - формирование навыков совместной работы Коммуникативные УУД: -развитие умения грамотно формулировать мысль с учетом норм русского языка Познавательные УУД: -введение в основные положения изучаемой темы - развитие познавательной активности, интереса к изучаемому материалу. - формирование умений извлекать информацию, добывать новые знания. |
4 | Первичное закрепление | Сформулируйте алгоритм построения диаграмм в электронных таблицах. В электронных таблицах диаграммы строятся под управлением Мастера диаграмм, в котором предусмотрены следующие основные шаги:
Возвращаемся к таблице температуры, по которой вы отвечали на вопросы в начале урока. Попробуем вместе построить диаграмму по значениям таблицы. | Учащиеся составляют алгоритм построения диаграммы. Один учащийся, работая за компьютером учителя, строит диаграмму. Остальные учащиеся участвуют в обсуждении. | Личностные УУД: - формирование навыков совместной работы Коммуникативные УУД: -воспитание ответственного отношения к ведению диалога с учителем и сверстниками Регулятивные УУД: -развитие умения адекватно проводить самооценку своей деятельности |
5 | Применение полученных знаний. Компьютерный практикум | Учитель организует индивидуальную работу за компьютером. Задание: Используя данные таблиц, построить диаграммы. Учитель организует проверку. Оценивает. Комментирует. | Работают индивидуально за компьютером. | Познавательные УУД: -развитие навыков управления интерфейсом ПО |
6 | Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. Выставление оценок за работу на уроке. | Учитель задает вопросы:
Учитель подводит итоги работы; отмечает успехи обучающихся, проводит рефлексию. Знакомит с домашним заданием: §3.3, п.3.3.2, №11 | Учащиеся записывают домашние задание. Каждый учащийся записывают по 2-3 слова, характеризующие его эмоциональное состояние и собственную работу на уроке. | Регулятивные УУД: -развитие умения адекватно проводить самооценку своей деятельности |
Задание:
Из предложенного списка названий диаграмм выберите и подпишите те, которые подходят к построенным ниже диаграммам:
Столбчатая;
Пузырьковая;
Круговая;
График;
Линейчатая;
Точечная.
Задание: Построить таблицы значений для построенных диаграмм.