Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Биология
  3. Технологическая карта урока "Суперспособности растений"

Технологическая карта урока "Суперспособности растений"

Технологическая карта урока "Суперспособности растений" направлена на формирование естественнонаучной грамотности у учащихся 5 классов. Ее применение в ходе занятия позволяет решить следующие задачи: • сформировать представление о суперспособностях растений (движении, миксотрофном питании); • выявить особенности этих процессов у растений. • развивать навыки смыслового чтения и выделение главного из текста; • применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления; выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки; • анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Биология

Категория

Биология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Технологическаякартаурока

ФИОучителя

Лазарева Оксана Анатольевна

1. Общаяинформацияобуроке

Тема

«Суперспособности растений»

Предмет,класс

Биология ,5класс

УМК

Биология: 5-й класс: базовый уровень: учебник / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапонюк, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника. – Москва: Просвещение, 2023. – 160 с.: ил. - (Линия жизни).

Типурока

Урокоткрытияновыхзнаний

Видурока

Проблемныйурок

Методы,приемы обучения, образовательные технологии

Методыработы:созданиепроблемнойситуации;поисковыйметод(работав рабочем листе,оценивание,сравнение) Приемы: вводный вопрос, фронтальный опрос, тест.

Образовательныетехнологии:развивающееобразование;проблемноеобучениеивоспитание.

Цель

Формированиефункциональной грамотности Суперспособности растений

Задачи

Обучающие:

  • сформироватьвходезанятияпредставлениео суперспособностях растений (движении, миксотрофном питании);

  • выявитьособенности этих процессов у растений.

Развивающие:

  • развиватьнавыкисмысловогочтенияивыделениеглавногоизтекста;

  • применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления;выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки;

  • анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Воспитывающие:

  • формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе;

  • развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям;

  • воспитывать дисциплинированность, внимательность, ответственность за качество и результат выполненной работы.

ФормируемыеУУД

предметные

метапредметные

личностные

  • воспроизведение знаний и умений, необходимых для дальнейшей работы.

  • с помощью учителя организовывать свою учебную деятельность, формулировать тему урока на основе опорных (ключевых) слов;

  • работать с источниками информации, выделяя существенную для решения учебного вопроса.

  • эффективно сотрудничать, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль;

  • осуществлять рефлексию по заданному алгоритму.

Проблемаурока

Какими суперспособностями обладают растения?

Учебнаязадача

Почемудвижение, способность растений добывать воду с больших глубин и миксотрофное питание называют суперспособностями растений?

Оборудование, дидактические материалы

Рабочие листы, презентация,проектор.

Источники информации

Раздаточный материал.

2.Планурока

Этапурока

Виды, приемы работы

Деятельностьучителя

Деятельностьобучающихся

Ресурсы

1.Организационныйэтап (1 мин.)

Беседа

Здравствуйтеребята,садитесь!Проверьте,пожалуйста,своёрабочее

место.Напартеувасдолжналежать

Обучающиесяпроверяторганизациюсвоихрабочихместинастраиваютсянапродуктивную

работу.

ручка,тетрадь,рабочийлист.

2.Постановкацелии задач урока.Мотивационныйэтап (3 мин.)

Беседа

Начатьурокхочетсяснебольшой загадки .

Встречаются они в природе
В лесу, на поле, в огороде.
Для жизни воздух очищают,
Газ углекислый поглощают.

Что это?

Правильно- растения.
Человечество развивалось бок о бок с растениями, и мы привыкли наблюдать, что они просто стоят и ничего не делают. Тем не менее растения обладают суперспособностями. И, давайте с Вами выясним, какими.

Обучающиесяотвечаютнавопросыучителя, определяют цель и задачи урока.

Презентация

3.Актуализациязнаний (4 мин.)

Фронтальный опрос.

На прошлом уроке мы с вами изучили процессы жизнедеятельности, протекающие в живых организмах. Давайте вспомним, какие это процессы.

Отвечаютнавопросы.

4.Открытиеновых знаний (23 мин.)

Диалог, обсужде ние,

работас раздаточнымматериалом,

работав парах.

Правильно ребята, для всех обьектов живой природы характерны жизненные свойства, такие как движение, обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражение. Проблемный вопрос: растения это обьекты живой или неживой природы? Ребята, а ведь растения все время находятся на одном месте, не видно как они захватывают пищу или поглащают воду. И в то же время им свойственны и движения, и обмен веществ, и все признаки живых обьектов, которые мы с вами перечислили. Как же двигаются растения? Обратимся к рабочему листу и внимательно прочитаем текст задания 1.

Какбывыобъяснилиявление,накотороеобратилвнимание Миша? От чего зависит положение листьеврастения? В своем рабочем листе

1.Отположенияфотокамерыпри съёмке

2.Отинтенсивностиполива

3.Отнаправлениялучей света

4.Оттемпературывоздуха

Правильно ребята, положение листьев растения зависит от направления лучей света. И такое движение листьев вслед на солнцем называется фототропизмом. Растение таким образом пытается маскимально уловить солнечный свет в любое время, потому что солнечный свет необходим растениям для процесса фотосинтеза.

Мы с Вами начали проводить эксперимент. По плану эксперимента мы прорастили семена фасоли, высадили их в горшки и поставили на окно. Черезпарудней росткинужно отвернуть отокна.

Какую гипотезу(предположение)мы с вами собираемся проверить, проведя такой эксперимент?- Ответ запишите, пожалуйста, в свои рабочие листы. Что вы записали?- правильно, ребята, проростки повернуться к свету, и так будет происходить каждый раз, сколько бы ни поворачивали наши проростки, ведь растения всегда будут поворачиваться к свету.

Итак, оказывается растения умеют двигаться, хотя и не так активно, как животные. Движения растений называют тропизмами. И в первых двух примерах мы рассмотрели явление фототропизма- движения навстречу свету. Оказывается, что растения могут двигаться и навстречу воде. Мы с вами знаем, что растениям для жизнедеятельности необходима вода, и ее растение поглощает воду с помощью корней из почвы. Движение корней навстречу воде называется гидротропизмом. А теперь давайте обратимся к заданию 3 а ваших рабочих листах и подумаем, от чегозависитдлинакорняуразличныхрастений? Запишите правильный ответ в свои рабочие листы.

Но это еще не все суперспособности растений. Бывают, оказывается, растения-хищники, как например венерина мухоловка, ловушки которых при попадании в них насекомых захлопываются быстрее, чем человек сжимает кулак. Это тоже вид движения растений- захлопывание створок ловушки, и это движение мы можем наблюдать. Давайте обратимся к заданию 4 в рабочем листке и попытаемся понять, почему же у Венериной мухоловки появились ловушки, которые являются видоизменениями листьев и почему она стала миксотрофом, то есть одновременно способна питаться и как обычноерастение,икакживотное-хищник. Запишите , пожалуйста , свой ответ в рабочий лист. Так почему же венерина мухоловка стала хищницей? Правильно ребята, потому что болотистая почва бедна минеральными веществами и растение охотясь на насекомых восполняет недостаток этих веществ в своем питании.

Выполняют задания индивидуально и в группах, отвечают на поставленные вопросы, заполняют рабочий лист.

Раздаточный материал.

5.Этап контроля-

коррекции(3мин.)

Фронтальныйопрос, обсужде ние.

Давайте теперь проверим, всё ли вам былопонятно. Мы с вами сегодня выяснили, что растения умеют двигаться, чтобы обеспечить себя всем необходимым для жизни.

Ответы на вопросы

Раздаточный материал.

6. Подведение итогов. Ответ на проблемныйвопрос (3 мин.)

Диалог, обсужде ние.

Нашурокподходиткконцу.Выотлично выполнили все задания, молодцы! Как вы считаете выполнили ли мы задачи сегодняшнего урока?

Давайте попробуем ответить на сегодняшнийглавный вопрос – какие суперспособности есть у растений?

Оцениваютсвоюработу.Отвечаютнапроблемный вопрос.

Презентация.

7.Рефлексивныйэтап (2 мин.)

Диалог

Спасибо вам за активную работу на сегодняшнем уроке.

Высказываютвпечатленияобуроке.

Презентация.

8.Комментированиедомашнего задания (1 мин.)

Диалог

Домашнеезаданиепредставленонаэкране

Записываютдомашнеезадание : п. 11 повторить, на стр. 74 прочитать задние для любознательных и уметь ответить на вопрос о том кто, такие автотрофы, гетеротрофы и миксотрофы.

Презентация

Приложение

Суперспособностирастений

Задание1 / 4

Прочитайтетекст,расположенныйсправа.Дляответанавопросотметьтенужныйвариантответа.

Какбывыобъяснилиявление,накотороеобратилвнимание Миша? От чего зависит положение листьеврастения?

Отметьтеодинверныйвариантответа.

  • Отположенияфотокамерыпри съёмке

  • Отинтенсивностиполива

  • Отнаправлениялучей света

  • Оттемпературывоздуха

Группаучеников5классавместесучителембиологиипоехалинаэкскурсиювэкопарк,гдеребятамдолжныбыличитатьлекцию

«Суперспособностирастений».Компанияшкольниковподобраласьнеобычная:

любительвыкладыватьфотовInstagramМиша,ведущаясвойблогонаучныхфактах Олеся, начинающий специалист похищным растениям Антон, а также заядлыйтик-токерТарас.

Вэкопаркев10часовутраМишапервым делом сфотографировал растение скрасивымифиолетовымицветками.Названиерастениягласило:Heliotropiumarborescens.Перувианскийгелиотроп(семействоБурачниковые).

Второе фото этого же растения Мишасделалв11:20.Последнеефото,когда

насталапорауезжатьизэкопарка,Мишасделалв13:00.Ужевавтобусе,просматриваяфото,Мишаобратилвниманиенато,чтолистьярастенияпостоянноменялисвоёположениенафотографиях.Инымисловами,листьядвигались. «Но ведь растения только от ветра качаются», – подумал Миша ипошёлспрашиватьу учителя отом, чтоувидел.


Суперспособностирастений

Задание2 / 4

Прочитайтетекст,расположенныйсправа.Запишитесвой ответна вопрос.

Какуюгипотезу(предположение)собираетсяпроверитьМиша, проведятакойэксперимент?

Запишитесвойответ.

Дома Миша решил провести эксперимент. По плану эксперимента надопрорастить семечко фасоли, подождать, пока растение окрепнет, затем поставитьегонаокно. Черезпарудней ростокнужно отвернуть отокна.

Shape1

Shape2Суперспособностирастений

Задание3 / 4

Воспользуйтесьинформацией,размещеннойсправа.Для ответа на вопрос отметьте нужные вариантыответа.

КакиеосновныефактыразместитвсвоейстатьеОлеся? Отметьте триверных утверждения из списка,основываясьнаданных таблицы.

Отметьтетриверныхвариантаответа.

Болеедлинный кореньчащенаблюдаетсяпри:

  • увлажнённомклимате

  • жаркомклимате

  • небольшомразмере надземной частирастения

  • большомразмеренадземной части растения

  • засушливомклимате

  • тёпломклимате

Покаребятагуляливэкопарке,Олесяувиделанастенетаблицу.Олесяпосчитала,что информация из таблицыподойдёт длянового поста.

Растение

Длинакорня

(вметрах)

Природная зонапроизрастания

Размернадземнойчастирастения

метрах)

Климат

Подсолнечник

2,8 м

Степь

2 м

Тёплый,

засушливый

Горох

1,8 м

Лесостепь

1 м

Тёплый,

увлажнённый

Верблюжья

колючка

15 м

Пустыня

0,5 м

Жаркий,

засушливый

Чечевица

1 м

Лесостепь

0,5м

Тёплый,

увлажнённый

Карликовая

берёза

0,3 м

Тундра

0,6 м

Холодный,

увлажнённый

Кокосовая

пальма

5 м

Тропические

леса

20 м

Жаркий,

увлажнённый

Перебираявумевозможныевариантызаголовка,Олесяостановиласьнатаком:«Записки ботаника:от чегозависитдлинакорняуразличныхрастений?»

Суперспособностирастений

Задание4 / 4

Прочитайтетекст,расположенныйсправа.Дляответанавопросотметьтенужныйвариантответа.

КакАнтонобъяснилТарасу,почемувенеринамухоловка вынуждена быластатьмиксотрофом?

Отметьтеодинверныйвариантответа.

  • Наболотемалосвета,поэтомуфотосинтезнедостаточноинтенсивный.

  • Наболотеслишкоммноговоды,котораямешаетпоступлениюиз почвынеобходимыхвеществ.

  • Из-закороткихкорнеймухоловканедостаётдопочвы,поэтомунеполучает минеральныевещества.

  • Изболотистойпочвымухоловканеполучаетдостаточно минеральных веществ, поэтому вынужденапитатьсяещёиживотнойпищей.

Покадругиеребятафотографировалисьирассматривалитаблицы,Тарасвместе сАнтономрешили снятьинтересноевидеоо хищномрастении.

Dionaeamuscipula.Венеринамухоловка (семействоРосянковые)

Венеринамухоловкарастётнаторфяныхболотахсредимха,питаетсямелкими насекомыми и выглядит как настоящий зубастый монстрик. В экопаркепроходил сеанс кормления хищных растений, поэтому ребятам удалось заснять, каквенеринамухоловказахватываетнебольшуюмушкуспомощьюсвоихлистьев.

Получилось отличное видео, просмотры поползли вверх, а Тарас задумался:почемумухоловкеприходитсяпитатьсянасекомыми,еслинаболотекругомводаиурастенийесть фотосинтез?

На вопрос одноклассника смог ответить Антон. Он объяснил, что венеринамухоловка – миксотроф, то есть одновременно способна питаться и как обычноерастение,икакживотное-хищник.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Технологическая карта урока "Суперспособности растений" направлена на формирование естественнонаучной грамотности у учащихся 5 классов. Ее применение в ходе занятия позволяет решить следующие задачи: • сформировать представление о суперспособностях растений (движении, миксотрофном питании); • выявить особенности этих процессов у растений. • развивать навыки смыслового чтения и выделение главного из текста; • применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления; выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки; • анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.
0 ₽