Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Труд
  3. Технологическая карта внеурочного занятия ,Русские народные куклы. Кукла «Отдарок на подарок».

Технологическая карта внеурочного занятия ,Русские народные куклы. Кукла «Отдарок на подарок».

Цель учителя: создать условия для совместного открытия новых знаний по теме «Русские народные куклы. Кукла «Отдарок на подарок» . Учить работать с тканями, выполнять собственную творческую работу, воспитывать аккуратность в работе и интерес к занятию, использовать элементов дистанционных технологий, повышать ИКТ- компетенцию учащихся.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Труд

Категория

Труд
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Технологическая карта внеурочного занятия

Тема: Русские народные куклы. Кукла «Отдарок на подарок».

Класс: 5 класс

Тип занятия: урок открытия новых знаний и умений.

ТСО: компьютер учителя, проектор, подключение к Интернет, ЭУМК СДО «Прометей» -«Русские народные куклы», презентация, текстильные материалы, инструменты (ножницы).

Ссылка на ЭУМК - http://sdorsr.rusal.ru/close/store/books/%7BED0CA1EA-35A7-492D-8ACE-C5F6F9D173A7%7D/2_2/index.html

Цель учителя: создать условия для совместного открытия новых знаний по теме «Русские народные куклы. Кукла «Отдарок на подарок» . Учить работать с тканями, выполнять собственную творческую работу, воспитывать аккуратность в работе и интерес к занятию, использовать элементов дистанционных технологий, повышать ИКТ- компетенцию учащихся.

Цель ученика: познакомиться с традициями русского народа, научиться работать с тканью, выполнять куклу скрутку.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать представление о традициях русского народа, научить  последовательному выполнению кукол скруток.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять цель деятельности, формирование умения самостоятельно и осознанно определять цель урока.,способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке, работая по плану; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя , оценивать работу, сравнивая с образцом, воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, добывать новые знания из различных источников

Личностные: формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, самоорганизация.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных речевых ситуаций , отстаивать свою точку зрения , аргументируя ее .

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся

УУД

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку по слайду «Готов ли ты к уроку». отмечает отсутствующих.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. дежурный сообщает об отсутствующих.

-Проверьте все ли необходимое для урока лежит у вас на столе , уберите лишнее.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Проверка выполнения д/з

Выявить уровень знаний по д/з.

Демонстрация презентации (Слайд 1-2)

Работа С ЭОР «Кроссворд русская народная кукла»

http://learningapps.org/watch?v=ptgb1csi216

Определение типичных недостатков.

Ответы на вопросы детей, по домашнему заданию.

Отвечают на вопросы учителя и учеников.

Вашим домашним заданием было еще раз прочитать материалы ЭУМК «Народные куклы» . Вы решали кроссворд. Какие трудности возникли. Давайте посмотрим на этот кроссворд еще раз. (Демонстрация ЭОР) Ответы на вопросы кроссворда были в тексте. Воспользовались материалами текста или знаниями ,полученными на занятии?

Регулятивные: уметь определять цель деятельности . Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных речевых ситуаций , отстаивать свою точку зрения , аргументируя ее .

Личностные: формироватьжелание приобретать новые знания

Актуализация знаний . Целеполагание и мотивация.

Загадывает загадку, вместе с детьми определяет цель урока.

Демонстрация презентации (Слайд 3-4)

Работа с учебным материалом ЭУМК «Русская народная кукла»

http://sdorsr.rusal.ru/close/store/books/%7BED0CA1EA-35A7-492D-8ACE-C5F6F9D173A7%7D/2_2/index.html

Подводит итог услышанной информации , объясняет значение новых слов .

Отгадывают загадку. Анализируют как тему «русские народные куклы» связать с ответом на загадку.

Определяют тему занятия .

-Отгадайте загадку:

В яркой, глянцевой обёртке,

С бантиком на упаковке,

Дарят близкие, родные,

И друзья, да и чужие!

Уже несколько занятий мы говорим о русских народных куклах. Какие куклы вы помните? (Работа с ЭОР). Выяснили,что куклы люди делали всегда со смыслом.
Сегодня мы познакомимся с красивой народной традицией – «отдаривания» за подарок. Мы сделаем обрядовую куклу «Отдарок-на-подарок» и я расскажу Вам об обряде отдаривания родителей.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно и осознанно определять цель урока. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных речевых ситуаций , отстаивать свою точку зрения , аргументируя ее .

Личностные : формироватьжелание приобретать новые знания

Сообщение нового материала. Организация совместного открытия нового знания на основе продуктивного восприятия .

Рассказ учителя о русских традициях , опираясь на видео.

Работа с учебным материалом ЭУМК «Русская народная кукла» видео-ресурс

https://www.youtube.com/embed/akjdwtoPkP4

Демонстрация презентации (Слайд 5)

Слушают.

Помогают учителю , если кто-нибудь имеет знания по теме.

Когда-то вручение подарка и ответное «отдаривание» было одним из важных жизненных обычаев. Считалось, что подарок обладает силой, поэтому предмет, подаренный от чистого сердца, приносит удачу, а подаренный с «темным умыслом» - может даже навредить...

Упоминание об этом обычае сохранилось в поговорках:

«Подарки принимать, так отдариваться»,

«Подарок любит отдарок».

«Отдарок- на- подарок». пришел гость, принес гостинец, и теперь он имеет право на внимание ребенка не зависимо от того, хочет ребенок давать это внимание гостю, или ему хочется скрыться . Денег у ребенка пока нет, но есть умение, как скрутить отдарок на подарок. У детей были специально для таких случаев заготовленныекусочки тканей, девочки их заранее вышивали, стараясь показать свое первое рукоделие. 

В итоге ребенок скручивал куклу, стараясь сделать ее красивой, и дарил куклу гостю. Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку, они дарили ее родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу.

 Эти куколки делались без иголки. Дети при этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!»

Каждая кукла сохранялась, и очень хорошо помнили, какая кукла за что дана.

Делали эту куколку вне зависимости от сословий.

Есть сведения, что Пушкин и Лермонтов делали её в 5 лет.

Познавательные :

добывать новые знания из различных источников ,

устанавливать причинно-следственные связи

Закрепление нового материала. Организация совместного закрепления нового знания .

Напоминает о соблюдении техники безопасности при работе с ножницами.

Демонстрация презентации (Слайд 7)

Объясняет последовательность выполнения куклы «Отдарок на подарок».

Демонстрация презентации (Слайд 6,7,8)

Оказывает индивидуальную помощь.

Слушают. Делают куклу( нарезают лоскутки, скручивают, проглаживают, закрепляют нитями , с помощью технологической карты и объяснения учителя.

Для изготовления куклы нужны лоскуток-прямоугольник, узкая длинная полоска ткани, для головы, и нитка.

Узкую полоску сворачиваем в плотный валик – скаточку.

Плотно свернули и пока отложим.

Теперь берем лоскуток. Нам надо найти центр. Для этого складываем его пополам в одну сторону и еще раз пополам в другую сторону. Уголок хорошенько прогладьте. Разверните – у нас получился крестик. Это и есть центр.

Берем валик – скаточку и вкладываем его в середину большого лоскутка, на полсантиметра ниже центра.

Держа заготовки двумя руками, формируем головку куклы. Лицо куклам не рисовали – кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил, а, значит, безвредной.

После этого, нитью закрепляем шею «по солнышку» три раза. Нить подтянуть и убрать за спину куклы.

Заготовку расправьте на столе. В центре нашего прямоугольника – голова. Начинаем формировать туловище.

Складываем заготовку пополам по длинной стороне, намечем сгибы-плечи.

Их хорошенько проглаживаем и расправляем в стороны. Это ручки нашей куклы.

Берем заготовку в левую руку. Каждую ручку поднимаем и прижимаем к голове. Тут надо следить, чтобы боковые края ткани не подвернулись вперед или назад, а располагались по бокам.

Намечаем линию талии. Правой рукой заводим нить сзади наискосок на талию, закрепляем двумя оборотами.

Далее нить заводим через грудь на правое плечо, назад за шею и с левого плеча через грудь на талию- получился диагональный крест.

Далее нить обматываем вокруг шеи и талии таким образом, чтобы получились диагональные крестики на груди и спине. Перетянутая "крест - накрест" ниткой грудь – традиционный знак земли и плодородия.

Нить закрепляем на пояске узелком. Наша куколка готова.

Регулятивные: работая по плану; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя .

Личностные : формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Рефлексивно-оценочный этап .

Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы.

Демонстрация презентации (Слайд 9)

Сравнивают работы, оценивают свою работу и отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; необходимости. Проговаривают последовательность своих действий при выполнении соединения деталей ,отмечая возникшие трудности при этом и их причины.

Убирают рабочее место.

Первый «Отдарок» родители получали и сохраняли. Куколка хранилась за Божницей. Когда дочка замуж выходила на чужую сторону, родители отдавали ей самый первый Отдарок на подарок. И мать говорила: «Когда-то ты этот Отдарок подарила с благодарностью, что на ноги поставили, так пусть он тебе напоминает, что и мы когда-то будем нуждаться в твоей заботе, и нам будет нужна твоя помощь». А сыну отдавали , когда он женился и отделялся. Это уже напоминание о заботе о родителях.

Вот такая история у этой куколки.

Подарите родителям свои куклы со словами: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!»

Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные: оценивать работу, сравнивая с образцом, воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер

Коммуникативные:излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения

10. Домашнее задание

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию.

Работа с учебным материалом ЭУМК «Русская народная кукла» тест http://sdorsr.rusal.ru/close/store/books/%7BED0CA1EA-35A7-492D-8ACE-C5F6F9D173A7%7D/2_5/index.html

Слушают, записывают.

Ваше домашнее задание .:зайти в СДО «Прометей» и выполнить итоговый тест по теме «Русские народные куклы».

Регулятивные: формирование умения самостоятельно и осознанно выполнять задания.

Личностные: самоорганизация.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цель учителя: создать условия для совместного открытия новых знаний по теме «Русские народные куклы. Кукла «Отдарок на подарок» . Учить работать с тканями, выполнять собственную творческую работу, воспитывать аккуратность в работе и интерес к занятию, использовать элементов дистанционных технологий, повышать ИКТ- компетенцию учащихся.
0 ₽