Технологическая карта внеурочного занятия Тема: Русские народные куклы. Кукла «Отдарок на подарок». Класс: 5 класс Тип занятия: урок открытия новых знаний и умений. ТСО: компьютер учителя, проектор, подключение к Интернет, ЭУМК СДО «Прометей» -«Русские народные куклы», презентация, текстильные материалы, инструменты (ножницы). Ссылка на ЭУМК - http://sdorsr.rusal.ru/close/store/books/%7BED0CA1EA-35A7-492D-8ACE-C5F6F9D173A7%7D/2_2/index.html Цель учителя: создать условия для совместного открытия новых знаний по теме «Русские народные куклы. Кукла «Отдарок на подарок» . Учить работать с тканями, выполнять собственную творческую работу, воспитывать аккуратность в работе и интерес к занятию, использовать элементов дистанционных технологий, повышать ИКТ- компетенцию учащихся. Цель ученика: познакомиться с традициями русского народа, научиться работать с тканью, выполнять куклу скрутку. Планируемые результаты: Предметные: сформировать представление о традициях русского народа, научить последовательному выполнению кукол скруток. Метапредметные: Регулятивные: уметь определять цель деятельности, формирование умения самостоятельно и осознанно определять цель урока.,способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке, работая по плану; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя , оценивать работу, сравнивая с образцом, воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, добывать новые знания из различных источников Личностные: формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, самоорганизация. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных речевых ситуаций , отстаивать свою точку зрения , аргументируя ее . | ||||
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся | УУД |
Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности к уроку по слайду «Готов ли ты к уроку». отмечает отсутствующих. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. дежурный сообщает об отсутствующих. | -Проверьте все ли необходимое для урока лежит у вас на столе , уберите лишнее. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
Проверка выполнения д/з | Выявить уровень знаний по д/з. Демонстрация презентации (Слайд 1-2) Работа С ЭОР «Кроссворд русская народная кукла» http://learningapps.org/watch?v=ptgb1csi216 Определение типичных недостатков. Ответы на вопросы детей, по домашнему заданию. | Отвечают на вопросы учителя и учеников. | Вашим домашним заданием было еще раз прочитать материалы ЭУМК «Народные куклы» . Вы решали кроссворд. Какие трудности возникли. Давайте посмотрим на этот кроссворд еще раз. (Демонстрация ЭОР) Ответы на вопросы кроссворда были в тексте. Воспользовались материалами текста или знаниями ,полученными на занятии? | Регулятивные: уметь определять цель деятельности . Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных речевых ситуаций , отстаивать свою точку зрения , аргументируя ее . Личностные: формироватьжелание приобретать новые знания |
Актуализация знаний . Целеполагание и мотивация. | Загадывает загадку, вместе с детьми определяет цель урока. Демонстрация презентации (Слайд 3-4) Работа с учебным материалом ЭУМК «Русская народная кукла» http://sdorsr.rusal.ru/close/store/books/%7BED0CA1EA-35A7-492D-8ACE-C5F6F9D173A7%7D/2_2/index.html Подводит итог услышанной информации , объясняет значение новых слов . | Отгадывают загадку. Анализируют как тему «русские народные куклы» связать с ответом на загадку. Определяют тему занятия . | -Отгадайте загадку: В яркой, глянцевой обёртке, С бантиком на упаковке, Дарят близкие, родные, И друзья, да и чужие! Уже несколько занятий мы говорим о русских народных куклах. Какие куклы вы помните? (Работа с ЭОР). Выяснили,что куклы люди делали всегда со смыслом. | Регулятивные: формирование умения самостоятельно и осознанно определять цель урока. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных речевых ситуаций , отстаивать свою точку зрения , аргументируя ее . Личностные : формироватьжелание приобретать новые знания |
Сообщение нового материала. Организация совместного открытия нового знания на основе продуктивного восприятия . | Рассказ учителя о русских традициях , опираясь на видео. Работа с учебным материалом ЭУМК «Русская народная кукла» видео-ресурс https://www.youtube.com/embed/akjdwtoPkP4 Демонстрация презентации (Слайд 5) | Слушают. Помогают учителю , если кто-нибудь имеет знания по теме. | Когда-то вручение подарка и ответное «отдаривание» было одним из важных жизненных обычаев. Считалось, что подарок обладает силой, поэтому предмет, подаренный от чистого сердца, приносит удачу, а подаренный с «темным умыслом» - может даже навредить... Упоминание об этом обычае сохранилось в поговорках: «Подарки принимать, так отдариваться», «Подарок любит отдарок». «Отдарок- на- подарок». пришел гость, принес гостинец, и теперь он имеет право на внимание ребенка не зависимо от того, хочет ребенок давать это внимание гостю, или ему хочется скрыться . Денег у ребенка пока нет, но есть умение, как скрутить отдарок на подарок. У детей были специально для таких случаев заготовленныекусочки тканей, девочки их заранее вышивали, стараясь показать свое первое рукоделие. В итоге ребенок скручивал куклу, стараясь сделать ее красивой, и дарил куклу гостю. Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку, они дарили ее родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу. Эти куколки делались без иголки. Дети при этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!» Каждая кукла сохранялась, и очень хорошо помнили, какая кукла за что дана. Делали эту куколку вне зависимости от сословий. Есть сведения, что Пушкин и Лермонтов делали её в 5 лет. | Познавательные : добывать новые знания из различных источников , устанавливать причинно-следственные связи |
Закрепление нового материала. Организация совместного закрепления нового знания . | Напоминает о соблюдении техники безопасности при работе с ножницами. Демонстрация презентации (Слайд 7) Объясняет последовательность выполнения куклы «Отдарок на подарок». Демонстрация презентации (Слайд 6,7,8) Оказывает индивидуальную помощь. | Слушают. Делают куклу( нарезают лоскутки, скручивают, проглаживают, закрепляют нитями , с помощью технологической карты и объяснения учителя. | Для изготовления куклы нужны лоскуток-прямоугольник, узкая длинная полоска ткани, для головы, и нитка. Узкую полоску сворачиваем в плотный валик – скаточку. Плотно свернули и пока отложим. Теперь берем лоскуток. Нам надо найти центр. Для этого складываем его пополам в одну сторону и еще раз пополам в другую сторону. Уголок хорошенько прогладьте. Разверните – у нас получился крестик. Это и есть центр. Берем валик – скаточку и вкладываем его в середину большого лоскутка, на полсантиметра ниже центра. Держа заготовки двумя руками, формируем головку куклы. Лицо куклам не рисовали – кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил, а, значит, безвредной. После этого, нитью закрепляем шею «по солнышку» три раза. Нить подтянуть и убрать за спину куклы. Заготовку расправьте на столе. В центре нашего прямоугольника – голова. Начинаем формировать туловище. Складываем заготовку пополам по длинной стороне, намечем сгибы-плечи. Их хорошенько проглаживаем и расправляем в стороны. Это ручки нашей куклы. Берем заготовку в левую руку. Каждую ручку поднимаем и прижимаем к голове. Тут надо следить, чтобы боковые края ткани не подвернулись вперед или назад, а располагались по бокам. Намечаем линию талии. Правой рукой заводим нить сзади наискосок на талию, закрепляем двумя оборотами. Далее нить заводим через грудь на правое плечо, назад за шею и с левого плеча через грудь на талию- получился диагональный крест. Далее нить обматываем вокруг шеи и талии таким образом, чтобы получились диагональные крестики на груди и спине. Перетянутая "крест - накрест" ниткой грудь – традиционный знак земли и плодородия. Нить закрепляем на пояске узелком. Наша куколка готова. | Регулятивные: работая по плану; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя . Личностные : формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
Рефлексивно-оценочный этап . | Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы. Демонстрация презентации (Слайд 9) | Сравнивают работы, оценивают свою работу и отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; необходимости. Проговаривают последовательность своих действий при выполнении соединения деталей ,отмечая возникшие трудности при этом и их причины. Убирают рабочее место. | Первый «Отдарок» родители получали и сохраняли. Куколка хранилась за Божницей. Когда дочка замуж выходила на чужую сторону, родители отдавали ей самый первый Отдарок на подарок. И мать говорила: «Когда-то ты этот Отдарок подарила с благодарностью, что на ноги поставили, так пусть он тебе напоминает, что и мы когда-то будем нуждаться в твоей заботе, и нам будет нужна твоя помощь». А сыну отдавали , когда он женился и отделялся. Это уже напоминание о заботе о родителях. Вот такая история у этой куколки. Подарите родителям свои куклы со словами: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!» | Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Регулятивные: оценивать работу, сравнивая с образцом, воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер Коммуникативные:излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения |
10. Домашнее задание | Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию. Работа с учебным материалом ЭУМК «Русская народная кукла» тест http://sdorsr.rusal.ru/close/store/books/%7BED0CA1EA-35A7-492D-8ACE-C5F6F9D173A7%7D/2_5/index.html | Слушают, записывают. | Ваше домашнее задание .:зайти в СДО «Прометей» и выполнить итоговый тест по теме «Русские народные куклы». | Регулятивные: формирование умения самостоятельно и осознанно выполнять задания. Личностные: самоорганизация. |