Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Краеведение
  3. Технологическая карта занятия по теме "Ориентирование на местности. Азимут"

Технологическая карта занятия по теме "Ориентирование на местности. Азимут"

Технологическая карта занятия "Ориентирование на местности. Азимут". На занятии учащиеся знакомятся со способами ориентирования по плану и на местности; с понятием азимут и его применением. Отрабатывают на практике некоторые методы ориентирования и нахождение азимута на плане местности и в пространстве.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Краеведение

Категория

Краеведение
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Технологическая карта занятия

Ориентирование на местности. Азимут

(учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «ГеоHouse» для учащихся 11-15 лет)

Название занятия «Ориентирование на местности. Азимут» (занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ГеоHouse», для учащихся 11 – 15 лет), тема входит в модуль «Картография» (18 часов). В модуле 5 занятий, посвященных непосредственно картографии, практической работе с картой, гис-технологиям. Занятие по данной теме проводится третьим по счету, 3 академических часа.

Для проведения занятия необходимо:

Оборудование:компасы, транспортиры, компьютер, видеопроектор, экран.

Дидактический материал – карточки «Определение азимута по плану местности»; карточки «Правила поведения, если заблудился», мультимедиа презентация «Ориентирование на местности. Азимут» (Приложение 1).

Методический материал – конспект занятия «Ориентирование на местности. Азимут».

Деятельностная цель: формирование у учащихся среднего школьного возраста практических умений по ориентированию по плану и местности; нахождению азимута на плане местности и в пространстве.

Содержательная цель: формирование у учащихся среднего школьного возраста представлений об ориентировании по плану и на местности, способах ориентирования, понятии и функции азимута.

Задачи:

Личностные:

  • способствовать воспитанию организованности, ответственности, самостоятельности при работе с картографическими материалами;

Метапредметные:

  • развивать у учащихся среднего школьного возраста умения высказывать предположения на основе учебного материала, работать по плану; осуществлять самоконтроль;

  • развивать навыки учебно-исследовательской деятельности и практической работы с картографическими материалами.

Предметные:

  • познакомить учащихся со способами ориентирования по плану и на местности; с понятием азимут и его применением;

  • отработать на практике некоторые методы ориентирования, нахождение азимута на плане местности и в пространстве.

Тип занятия: «открытия» новых знаний.

Методы:

  • словесный (беседа, рассказ, опрос)

  • постановки учебной задачи

  • наглядный и метод демонстрации

  • организации практической деятельности «Определение азимута на разные предметы в пространстве»

  • организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности «Определение азимута по топографическому плану» с представлением результатов.

Структура занятия:

  1. Организационный этап.

  2. Этап мотивации к учебной деятельности.

  3. Этап постановки учебной задачи, выявления затруднений

  1. Этап «открытия» нового знания / изучения новых знаний и способов деятельности

  2. Этап реализации в практической деятельности нового знания

  3. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

  4. Этап включения в систему новых и ранее усвоенных знаний и повторения

  5. Этап рефлексии учебной деятельности на занятии

Технологическая карта

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Примечание

Результат

  1. Организационный этап (1 минута)

Цель:создание позитивного настроя у учащихся на занятии.

Методы: беседа.

Педагог проверяет готовность

учащихся к занятию,

приветствует, настраивает на учебную деятельность.

Учащиеся готовятся к занятию и приветствуют педагога, эмоционально настраиваются на занятие.

Учащиеся готовы к занятию, эмоционально настроены.

  1. Этап мотивации к учебной деятельности (3минуты)

Цель:включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне, повторение изученного материала, необходимого

для «открытия нового знания».

Метод: беседа.

Педагог предлагает решить проблемную ситуацию: персонаж мультфильма Маша заблудилась в лесу, медведю необходимо отыскать её, какие знания ему понадобятся? Затем просит

выдвинуть предположение о теме

предстоящего занятия.

Обобщает информацию и подводит к теме занятия.

Проводит беседу, приглашая учащихся принять участие в дидактической игре и выполнить её этапы. Проходя раунды, учащиеся отгадывают стороны света, располагают их в правильном порядке, определяют характеристики компаса.

Совместно с учащимися определяет их затруднения. Создает проблемную ситуацию вопросом «Для чего может быть использован компас?».

Учащиеся отвечают на вопросы педагога, участвуют в

коллективном обсуждении.

Высказывают

предположения о теме

занятия.

Учащиеся заинтересованы в разрешении проблемной ситуации.

Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Актуализированы знания и умения учащихся, необходимые для работы над новым материалом, закреплены представления о сторонах света, составлено представление о характеристиках компаса, определены индивидуальные затруднения учащихся. Учащиеся заинтересованы принять участие в учебно-исследовательской работе.

  1. Этап постановки учебной задачи (3 минуты)

Цель:обсуждение затруднений, проговаривание темы занятия с обозначением этапов работы.

Способы: диалог.

Методы:подводящая к теме занятия беседа.

Проводит подводящую к первому этапу занятия беседу, задавая вопросы: Какие способы ориентирования на местности вы знаете? Для чего вообще нам нужно их знать? Знаете ли вы, что такое азимут и для чего он необходим, умеете ли вы его вычислять?

Совместно с учащимися проговаривает план и последовательность действий на занятии.

Отвечают на вопросы педагога.

Слайд 5.

Учащиеся озвучили известные им способы ориентирования на местности, определили их практическую значимость. Предложили, что такое азимут и для чего он необходим. Заинтересовались темой предстоящего занятия. Согласились с предложенным планом проведения занятия, проговорили последовательность действий совместно с педагогом.

  1. Этап «открытия» нового знания/ изучения новых знаний и способов действий (13 минут)

Цель: усвоение новых знаний об ориентировании на местности и понятии «азимут».

Способы:фронтальная и парная (индивидуальная) деятельность; практическая работа.

Методы: беседа, практическая работа; динамическая пауза.

Дополняет и разъясняет методы ориентирования на местности. Рассказывает, что такое азимут, алгоритм его вычисления.

Рассказывает о правилах работы с компасом.

Предлагает выполнить практическое задание по определению азимута.

Предлагает провести разминку в форме нейрогимнастики.

Выполняют предложенную практическую работу, определяют азимут. Выполняют упражнения во время динамической паузы.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 5.

Учащиеся познакомились с методами ориентирования на местности, с понятием «азимут». Отработали практические умения нахождения азимута. Получили опыт высказывать свои версии, находить правильные решения, делать выводы, фиксировать результаты наблюдений и опытов, оформлять свои мысли в устной форме в результате совместной деятельности с педагогом.

  1. Этап реализации в практической деятельности нового знания (8 минут)

Цель:развитие умений учащихся работать с топографическими планами, по алгоритму вычислять азимут.

Методы:учебно-исследовательская работа «Определение азимута на топографическом плане».

Способы:парная (индивидуальная) деятельность; практическая работа.

Организует практическую работу учащихся, предлагает определить азимут на топографическом плане, разрешает возникшие затруднения. В случае более быстрого определения азимута какой-то из пар учащихся, выдаёт для определения дополнительные карточки.

Выполняют учебно-исследовательское задание: определяют азимут на топографическом плане, используя ранее описанный алгоритм; развивают навыки самостоятельной работы и работы в парах.

Слайд 10.

Приложение 1. Карточки «Определение азимута на топографическом плане»

Учащиеся отрабатывают умениеработать по алгоритму и вычислять азимут на топографическом плане. Получен опыт учебно-исследовательской работы.

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7 минут)

Цель:закрепить умения учащихся определять азимут на объекты по топографическому плану.

Методы: устное сообщение (представление результатов работы).

Способы:индивидуальная деятельность.

Для закрепления умений учащихся определять азимут, проговаривая термины, организует краткое устное представление учащимися результатов своей работы.

Педагог дополняет и комментирует ответы учащихся, рассказывает, для чего необходим компас в повседневной жизни.

Учащиеся закрепляют новые знания через краткое представление результатов работы, получают опыт публичного выступления, учатся излагать свои мысли в устной форме.

Учащиеся закрепили знания о алгоритме вычисления азимута, узнали новую информацию и систематизировали ранее известные факты об применении компаса в разных областях деятельности человека.

  1. Этап включения в систему новых и ранее усвоенных знаний и повторения (8 минут)

Цель:демонстрация практического применения полученных на занятии знаний.

Способы:фронтальная работа.

Методы:беседа

Организует выполнение задания,

направленного на формирование умения вычислять азимут не только по картографическому плану, но и на объекты в пространстве. Предлагает, используя компасы или приложение «компас» в гаджетах, вычислить азимут на объекты в пространстве учебного кабинета (окно, дверь, цветок, часы и пр.).

После выполнения задания ведет обсуждение,

задает вопросы:

- Может ли помочь умение вычислять азимут в повседневной жизни?

Раздает карточки (приложение 2), проводит беседу о правилах поведения, если заблудился.

Выполняют задания. Вступают в обсуждение с педагогом и друг с другом. Получают новое знание, понимают и пробуют использовать в речи новые понятия и термины. Делают вывод о практической пользе нового знания.

Приложение 2. Карточки «Правила поведения, если заблудился»

Учащиеся продемонстрировали умения применять новые знания при выполнении практической задачи. Обобщили полученные знания.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на занятии (2 минуты)

Цель:обобщение представлений у учащихся среднего школьного возраста о способах ориентирования на местности, применению компаса, принципах вычисления азимута.

Способ:фронтальная работа

Метод:беседа

Проводит беседу по изученному материалу,

активизирует учащихся вопросами:

- Что вызвало трудности? Что получилось?

Педагог благодарит учащихся за работу.

Отвечают на вопросы педагога. Выражают собственное

мнение о работе и

полученном результате

Подведены итоги учебного занятия, учащиеся провели самооценку результатов собственной деятельности.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Технологическая карта занятия "Ориентирование на местности. Азимут". На занятии учащиеся знакомятся со способами ориентирования по плану и на местности; с понятием азимут и его применением. Отрабатывают на практике некоторые методы ориентирования и нахождение азимута на плане местности и в пространстве.
0 ₽