Технология опытно-экспериментальной
деятельности в ДОУ
Актуальность
Слайд 2
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментированиепронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительнуюдеятельность. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов,экспериментировании, в изготовлении моделей. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей. Дошкольники учатся во времяэксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Таким образом, для детей дошкольного возрастаэкспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Роль развития опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика.Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Слайд 3
Цель – развитие познавательных интересов детей об окружающем мире посредством экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- расширить представления детей об окружающем мире;
-формировать естественнонаучные знания при изучении живой и неживой природы;
-формировать умения пользоваться приборами при проведении экспериментов.
-учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы, делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы.
-воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.
Развивающие:
-развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- развивать представления о свойствах веществ (вода, песок, глина, воздух).
Воспитательные:
-воспитывать желание работать в коллективе, чувства взаимопомощи;
-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Слайд 4
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные:
-демонстрационные опыты и эксперименты проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи);
-фронтальный опыты и эксперименты– это, когда эксперимент проводят сами дети под руководством воспитателя.
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх этапов.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Мною разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Новизна опытно-экспериментальной деятельностисостоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека.
На сегодняшний день слова великого философа Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу– я помню, что я делаю – я понимаю» как никогда становятся значимыми и востребованными. Когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам, то знания надолго остаются в памяти ребенка. Поэтому задача педагогов – помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей.
Целостность использования опытно-экспериментальной деятельности
Слайд 5
В работе с детьми использую только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
в - третьих, они практически безопасны;
в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Работа началась с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по этой теме, написания «Картотеки опытов и экспериментов», уголка экспериментирования, который постоянно пополняется новыми материалами. Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны, отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи и обязательно соблюдают правила безопасности.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – это опыты.
Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое.
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Логичность выбора применяемой технологии
После проведенных опытов дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Слайд …. Применение опытно-экспериментальной деятельности технологии в работе с детьми.
Слайд … Результативность
Слайд
Данный опыт неоднократно был представлен на районных методических объединениях педагогов дошкольного образования Лямбирского муниципального района, республиканских конференциях и семинарах, районных конкурсах, сборниках международных и всероссийских научно-практических конференций.
Слайд
Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей и живой и не живой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.