МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Р.П. НОВЫЕ БУРАСЫ НОВОБУРАССКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Типовые модели программ
физкультурно-спортивной направленности.
Типовая модель «Спортика»
Директор:
Малюков Олег Геннадьевич
Р.п. Новые Бурасы
2024 год
Типовые модели программ физкультурно-спортивной направленности.
Типовая модель «Спортика»
Дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы) являются основой формирования здорового образа жизни и направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте.
Функциональное назначение типовой модели «Спортика» - создание качественных условий для:
- общего развития личности обучающихся средствами физической культуры и спорта;
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования ценностного отношения и мотивации к здоровому образу жизни;
- получения положительного эмоционального опыта от занятий физической культурой и спортом;
- приобретения навыков самостоятельных занятий, самоорганизации и организации физической культурой и спортом;
- выявления, развития и поддержки талантливых и одаренных детей в области физической культуры и спорта;
- содействие профессиональной ориентации на современные и перспективные профессии в сфере физической культуры и спорта.
Создаваемая инфраструктура новых мест дополнительного образования определяется педагогическими задачами, обозначенными в настоящей модели.
Деятельность созданных в рамках модели новых мест дополнительного образования осуществляется в течение календарного года посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, проектируемых на принципах модульности и разноуровневости, интенсивных форматов (краткосрочные программы, каникулярные программы, выездов, ГТО, спартакиад, др.) организации образовательных и социокультурных мероприятий (фестивали, физкультурно-спортивные праздники и др.), профессиональных проб, зачета и др.
Типовая модель создания новых мест по физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования «Спортика» может включать следующие образовательные направления (модули), определяющие содержание образовательной деятельности:
1) Здоровьесбережение и фитнес включает такие виды физкультурно-спортивной деятельности как кроссфит, аэробика, пилатес, йога, воркаут, бодибилдинг и др.
2) Командно-игровые виды физкультурно-спортивной деятельности включает футбол, гандбол, лапта, волейбол, петанк, баскетбол, футбэг, айсшток и керлинг и др.
3) Индивидуально-игровые виды физкультурно-спортивной деятельностивключают городки, сквош, теннис, бадминтон, дартс, плавание, сноуборд, скейтинг, коньки и др.
4) Виды физкультурно-спортивной деятельности, связанные с природной средой и пространством: альпинизм, спортивное ориентирование, скалолазание, спортивный туризм, картинг, спортивная рыбная ловля, скандинавская ходьба и др.
5) Интеллектуальные виды физкультурно-спортивной деятельности и киберспорт включает го, шахматы, шашки, спортивный бридж, стратегии, спортивные симуляторы и др.
6) Служебно-прикладные и военно-прикладные виды деятельности включают самбо, рукопашный бой, основы безопасности и спасения, начальную военную подготовку, езда на упряжках, верховая езда, кинология и др.
Методы и технологии.
Здоровьесберегающие технологии создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития эмоционального, интеллектуального и физического здоровья обучающихся (условия обучения при отсутствии стресса, адекватности требований, методик обучения и воспитания; рациональная организация образовательной деятельности, двигательного режима в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся и гигиеническими требованиями; создание благоприятного эмоционально-психологического климата);
личностно-ориентированное обучение основывается на совместной деятельности обучающегося и педагога; создает условия для выявления, развития и осмысления (рефлексии) обучающимися познавательного интереса в области физической культуры и спорта, сопровождения процесса построения и реализации индивидуальной программы физического развития;
дифференцированное обучение учитывает применение двигательных тестов и практико-ориентированных заданий с учетом уровня физической подготовленности и возрастной категории и гендерной принадлежности обучающихся;
спортивно-ориентированная технология обучения направлена на начальное изучение технических элементов видов спорта и современных двигательных технологий, позволяющих получать результаты от вида деятельности в условиях физкультурно-спортивных мероприятий и оценивать личные способности, формируя устойчивую потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом;
Информационно коммуникационные технологии включает создание спортивных сайтов, показ видео фильмов и презентации с целью повышения мотивации к занятиям физическими упражнениями и приобретения знаний о проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом.
Деятельностные технологий обучения или проектная деятельность, позволяет вовлечь учащихся самостоятельно познавательный и Практика ориентированный процесс, дающий возможность максимального раскрытия личностного творческого потенциала с последующей организацией занятием научно следовательской работой.
Адаптивная обучения предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учётом индивидуальных особенностей учащихся с преимущественно активной самостоятельной деятельностью является разновидностью технологии разноуровневого обучения.
Дистанционные образовательные технологии очень актуальна в настоящее время включается совокупность программных средств учебного назначения, а именно электронные учебные пособия и учебники, компьютерные обучающие программы и тому подобное, а также образовательной программы и учебно-методический комплекс предназначенные для сопровождения образовательного процесса.
Реализация дополнительных общеразвивющих программ физкультурно-спортивной направленности в модели «Спортика» успешно осуществляется при выполнении следующих условий:
-оптимальное соотношение групповых и самостоятельных занятий;
-оптимальное соотношение тем с учетом возрастных, гендерных и сенситивных периодов развития обучающихся;
-строгое соблюдение режима обучения, занятий/тренировок и отдыха;
-осуществление профилактических и восстановительных мероприятий.
Развития современных форм проведения физкультурно спортивных мероприятий, когда идут привычными Спартакиады фестивалями применяются и инновационные форматы командных и личных соревнований с использованием средств отдельных видов спорта или дворовых игр развития форм оценивания, ориентированных на индивидуальный прогресс учащегося конструктивные и поддерживающие обратной связи формирующие позитивное самоощущение поддерживающие мотивацию к занятиям.
Распространение практик самооценивания, и самоконтроля своих достижений физической подготовленности образа жизни.
Общие рекомендации к учебно-методическому обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ в создаваемой инфраструктуре программы формируются по принципам образовательного конструктора, позволяя проектировать вариативное содержание физкультурно-спортивной направленности.
Для реализации настоящей модели ключевыми участниками могут разрабатываться типовые примерные дополнительные общеразвивающие программы. При разработке программ целесообразно ориентироваться на банки программ региональных модельных центров и федеральных навигаторов дополнительного образования, региональных и федеральных ресурсных центров развития дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, др.
Рекомендуется:
- разрабатывать программы модульные, интегрированные, разноуровневые;
- классифицировать дополнительные общеразвивающие программы по уровням: каждый учащийся должен иметь доступ к любому из уровней, соответствующему его возрастным и индивидуальным особенностям, определяющим его готовность к освоению содержания дополнительной общеразвивающей программы.
Модульный принцип проектирования содержания образовательных программ, образовательных проектов, путем реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий.
Проектирование и реализация дополнительных общеразвивающих программ типовой модели строятся на следующих основаниях:
– свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
– соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
– разноуровневость программ;
– ориентация на метапредметные и личностные результаты образовани;
– творческий и продуктивный характер программ;
– открытый и сетевой характер реализации (Концепция развития дополнительного образования детей.
Результаты освоения программ
Проектирование и реализация содержания образовательной деятельности должно быть направлено как на традиционные так и на современные образовательные результаты а именно, ребёнок должен иметь представление о правильном питании, значение занятии физической культурой и спорта для организма человека, знание правил безопасности, при занятиях физической культурой, навыки психоэмоциоального саморегулирования, современная грамотность в области здоровья, формирование лидерских качеств, целеустремлённость, ответственность, контроль над эмоциями, взаимопомощи, инициативности.
Навыки 21 века. Критическое мышление, коммуникация, креативность, чувство физического благополучия, позитивная самооценка, знание технологий формирования зож, организация активного отдыха, профилактика вредных привычек.
Итог обучения. Роль физической культуры и спорта формирование здорового образа жизни, организация активного отдыха, основы формирования двигательных действий, развития физических качеств. Должен уметь составлять и выполнять комплекс упражнений, учёта индивидуальных особенностей организма, планировать занятия прогнозировать их результативность, взаимодействовать с другими участниками.
Проектирование и реализация содержания образовательной деятельности типовой модели «Спортика» должно быть направлено, как на традиционные, так и на современные образовательные результаты.
- «современная грамотность» в области здоровья – представления о правильном питании, значении занятий физической культурой и спортом для организма человека, знание правил безопасности при занятиях физической культурой, навыки психоэмоционального саморегулирования и др.;
- личностные качества и социально-эмоциональный интеллект (лидерские качества, целеустремленность, ответственность, контроль над эмоциями, сопричастность, взаимопомощь, инициативность, эмпатийность и др.);
- «универсальные» компетенции («навыки 21 века») - критическое мышление, коммуникация, кооперация, креативность;
- позитивный эмоциональный опыт от занятий физической культурой и спортом, чувство «физического благополучия», позитивная самооценка (самоэффективность);
- знание технологий формирования здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
- основы методики двигательных действий и развития физических качеств;
умения:
- составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
- планировать занятия, прогнозировать, корректировать, и оценивать их результативность;
- взаимодействовать с другими участниками образовательной деятельности;
-выполнять базовые элементы выбранного вида спорта, включая упражнения вариативных видов физкультурно-спортивной деятельности;
- выполнять комплексы общеразвивающих и специальных физических упражнений, направленных на развитие основных физических качеств и способностей с возрастной категории, и гендерной принадлежности обучающихся;
- осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и участие в соревнованиях;
- осуществлять судейство в качестве второго судьи, судьи-секретаря, помощника судьи по избранному виду спорта;
- организовать подвижные и спортивные игры во дворе, школе, оздоровительном лагере и т.п.
Рекомендуется:
- разрабатывать программы модульные, интегрированные, разноуровневые;
- классифицировать дополнительные общеразвивающие программы по уровням: каждый учащийся должен иметь доступ к любому из уровней, соответствующему его возрастным и индивидуальным особенностям, определяющим его готовность к освоению содержания дополнительной общеразвивающей программы.
Структура дополнительной общеразвивающей программы должна отвечать требованиям к образовательным программам – «комплексу основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов», в соответствии п.9 ст.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ:
Типовая модель развития инфраструктурной составляющей региональных систем дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Спортика» (далее - типовая модель «Спортика») построена на основе общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, с учетом развития их разноуровневости и вариативности при формировании базовых двигательных навыков. Данная типовая модель имеет целевым назначением развитие дополнительных общеразвивающихпрограмм физкультурно-спортивной направленности
Деятельность созданных в рамках модели новых мест дополнительного образования осуществляется в течение календарного года посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, проектируемых на принципах модульности и разноуровневости, интенсивных форматов (краткосрочные программы, каникулярные программы, выезды, ГТО, спартакиады и др.) организации образовательных и социокультурных мероприятий (фестивали, физкультурно-спортивные праздники и др.), профессиональных проб, зачета и др.