Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств П.И. Чайковского»
Методическая разработка
по учебному предмету
«Беседы об искусстве», 3 класс
(Дополнительная предпрофессиональная
Общеобразовательная программа «Живопись»)
Тема: «Традиции и быт коренных жителей Ямала. Лесные ненцы»
Выполнила: преподаватель
МАУ ДО «ДШИ П.И. Чайковского»
Сипатрова Валентина Николаевна
Ноябрьск, 2024
Содержание
Титульный лист | 1 |
Содержание | 2 |
Пояснительная записка | 2 |
Традиции и быт коренных жителей Ямала. Лесные ненцы | 3 |
Гипотеза происхождения ненцев | 4 |
Традиционная хозяйственная деятельность лесных ненцев | 4 |
Охотничий экологический календарь | 4 |
Быт и особенности традиционной материальной культуры лесных ненцев. | 5 |
Традиции обустройства стойбища и чума | 5 |
Традиционное питание | 6 |
Одежда | 6 |
Традиции воспитания и семейная обрядность. Рождение ребенка. | 7 |
Традиции воспитания, правила поведения | 7 |
Интернат и его роль в становлении личности ребенка | 8 |
Религия | 8 |
Свадебная обрядность | 8 |
Погребальная обрядность | 8 |
Литература | 9 |
Заключение | 9 |
Пояснительная записка.
Методическая разработка «Традиции и быт коренных жителей Ямала. Лесные ненцы»предлагаются педагогическим работникам с целью расширения знаний в области преподавания теоретического предмета «Беседы об искусстве».
Данная тема направлена на формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов родного края.Материал разработан для учащихся 3-х классов, в возрастной группе 11 – 13 лет.
Формы и методы проведения урока:
Индивидуально-групповая работа, беседа, просмотр видеопрезентации
Цель урока:
-формирование национального самосознания;
Задачи урока:
- ознакомление учащихся с жизнью и бытом ненецкого народа;
- развитие исследовательских навыков, наблюдательности и внимания, логического мышления;
- обучение поисковой деятельности учащихся, отбору материала, подготовке сообщений;
- воспитание интереса к изучению родной природы, любви к родной природе, умения восхищаться её красотой.
«Традиции и быт коренных жителей Ямала. Лесные ненцы»
Культура— это совокупность достижений людей в разных областях жизни. Человек — носитель и создатель культуры.
Быт — повседневный привычный уклад жизни человека, в котором удовлетворяются его физиологические потребности. Состоит из многих предметов быта (вещей) и взаимодействия (поведения) человека с этими вещами, например жилья и одежды, приготовления пищи и других видов деятельности, направленных на самообеспечение необходимыми для жизни материальными ценностями.
Традиция – это передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения.
Ямал – это северный и суровый регион России – часть так называемого Русского Севера или Русской Арктики. Природа Ямала безумно красива, а сам регион богат различными полезными ископаемыми, такими как газ и нефть, но, к сожалению, это не делает его более привлекательным для жизни простых людей. И этот факт, несомненно, оказал самое прямое влияние на культуру и быт коренного населения тундры Ямала.
На Ямале царствует вечная мерзлота, а это значит, что даже летом (которое тут короткое и отнюдь не жаркое) почва оттаивает всего на 10-15 см, что при недостаточном количестве тепла и солнечного света делает регион непригодным для развития сельского хозяйства. Поэтому многие растения, которые мы привыкли видеть в наших широтах, просто не выживут в тундре. Здесь все очень маленькое, т.к. корни растений очень маленькие из-за вечной мерзлоты – например, Карликовая береза в тундре — это просто куст высотой 30-50 см. Однако, тундра очень богата грибами, ягодами и мхами, которые являются любимым лакомством для северных оленей!
Ненцы. Численность в РФ – 42 267 человек.
Основной регион - Ненецкий автономный округ. Родной язык - ненецкий. НЕНЦЫ, ненэц или хасова (самоназвание – "человек"), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Ненцы - самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.
Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные.
Тундровые ненцы составляют большую часть народа, занимаются в основном крупнотабунным Оленеводством отгонного типа.
Лесные ненцы занимают территорию в басейнах рек Пур и Таз, их численность составляет всего около 2 тыс. человек. В ненецком языке выделяются два диалекта – тундровый и лесной.
Гипотеза происхождения ненцев
В вопросе происхождения ненцев существует три основные точки зрения:
- Северные самодийцы, в том числе и ненцы, сформировались в результате продвижения
самодийских племен из районов южной Сибири.
Место формирования самодийцев Верхнее Поволжье (Западное Приуралье).
Северные самодийцы являются аборигенным населением приполярной зоны, откуда часть их проникла в Присаянье. Из этих районов древние самаодийцы распространились в южную Сибирь и на Север.
Традиционная хозяйственная деятельность лесных ненцев
В современном хозяйстве лесных ненцев выделяются два типа традиционного хозяйства:
оленеводческо-промысловый, который основан на кочевом образе жизни и связан преимущественно с выпасом оленей. Рыболовство и охота имеет вспомогательно-сезонный характер.
Рыболовецко-охотничй, основанный на кочевом и стационарном образе жизни и связанный преимущественно с рыболовством и охотой.
Охотничий экологический календарь
В охоте, как и в любой другой хозяйственной деятельности, ненцы опираются на собственный экологический календарь. В отличие от современного время исчисления. Год лесных ненцев состоит из двух полугодий, которые считаются отдельно зимними и летними годами.
Зимний год состоит из двух половин – осени и весны. Осень длится на раннюю и позднюю.
Весна состоит из периода, который ближе к зиме и периода, который ближе к лету. Весь зимний год насчитывает семь месяцев. Отсчет каждого месяца начинается с 15 числа.
15 сентября-15 октября, месяц гона оленей
15 октября-15 ноября, месяц выпадения рогов молодых оленей
15 ноября-15 декабря, месяц выпадения рогов быков оленей
15 декабря-15 января, месяц холода
15 января-15 февраля, месяц раннего подъема (солнца), утренний месяц
15 февраля-15 марта, месяц охота на лосей и сбор дичи
15 апреля-15 мая, месяц вороны, месяц отела оленей
С наступлением зимнего Нового года лесные ненцы перекочевывают в пойменные леса, где можно укрыться от холодных зимних ветров. В этот период совершаются обряды жертвоприношений небесным Богам. По поверьям лесных ненцев, это делается для того, чтобы зима не была слишком холодной, чтобы было много зверей и дичи, чтобы снег был рыхлым для оленей.
Встреча летнего Нового года отмечается лесными ненцами праздником вороны. С древних пор вороний праздник в народе считается днем благотворительности. Празднование летнего Нового года проводится у Священной горы, где совершается обряд жертвоприношения и камлание шамана.
Летний год состоит всего из четырех месяцев и начинается с периода, когда сходит снег (примерно с 15 мая)
15 мая-15 июня, месяц икрометания рыбы
15 июня-15 июля, комариный месяц, месяц вылупления птенцов
15 июля-15 августа, месяц смены оперения у птиц
15 августа-15 сентября, месяц листопада
Быт и особенности традиционной материальной культуры лесных ненцев.
Современные коренные жители Севера в связи с развитием оленеводства, которое предполагало постоянное перемещение в поисках новых пастбищ для оленей, определили выбор в пользу чума – переносного каркасного жилища конической формы, сооруженного из перекрещенных жердей и порытых зимой нюками (покрытия для чума), сшитыми из олених шкур, летом из бересты.
Простота конструктивного решения делает чум максимально приспособленным для кочевого образа жизни. Такое жилище быстро собирается и разбирается. Благодаря конической формы он устойчив при метелях и ветрах, снег с его крутой поверхности скатывается. Не задерживаясь. Немаловажное значение имеет и распределение тепла внутри конической формы. Не смотря на то, что наверху имеется сквозное дымовое отверстие, тепло от очага, поднимаясь на вверх, задерживается на наклонных стенах, а затем по кругу опускается вниз.
Ненецкий чум – незаменимое жилище тундровых кочевников. Это большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия с небольшим отверстием для выхода дыма сверху. На Ямале люди с древних времен живут в чумах. Чум, по-ненецки мя”, центр всей жизни семьи и воспринимается как целый мир.
В структуре внутреннего пространства жилища наряду со священным шестом определяющим является очаг, а точнее огонь в нем. В представлении лесных ненцев, огонь дает жизнь и обладает очистительной и охранительной силой.
Хранительницей очага и священного шеста считается женщина. Она наделена способностью «руководить» огнем, может умиротворить, умилостивить его гнев. Чтобы огонь горел ровно и спокойно, не трещал, не стрелял искрами, женщина во время трапезы должна «угостить» огонь кусочками пищи, каплями чая. Дрова считаются пищей огня, поэтому женщина, также следит за тем, чтобы они лежали именно в том месте где люди не могут через них перешагивать, тем самым оскверняя огонь.
Традиции обустройства стойбища и чума
Выбор места для устройства постоянных и сезонных стойбищ зависит от типа хозяйственных занятий семьи – оленеводческо-промысловых или рыболовецко-охотничьих.
Для ведения рыболовецко-охотничьего хозяйства рядом должен быть водоем – озеро или река. Как правило, выбираются высокие и сухие берега рек.
Ведениеоленеводческо-промыслового хозяйства требует наличие ягельных пастбищ.
Немаловажное значение при выборе места стоянки имеют время года. Летом место должно быть открытым, продуваемым ветром, чтобы меньше досаживали мошки и комары. Зимой местом для стойбища служат лесные поляны, окруженные высоким лесом, который защищает от зимних ветров.
Традиционное питание
Основная пища лесных ненцев – оленина и рыба в сыром, замороженном и вареном виде, а также дичь. Еще, для питания используется олений жир, кровь, субпродукты (печень, сердце, почки), которые также являются источником витаминов и минеральных веществ.
Оленина – зимняя еда. Мясо оленя употребляется лесными ненцами в основном с середины августа да мая месяца.
Летом основной пищей лесных ненцев является рыба и дичь.
Осенью основным питанием является растительная пища – ягоды, орехи.
Для приготовления пищи лесные ненцы стараются использовать проточную воду, но в зимнее время получают воду, вытапливая ее из снега и льда. В зимнее время пищу готовят на печке в чуме, летом на костре вне чума. Чай лесные ненцы пьют в большом количестве. Каждый прием пищи сопровождается чаепитием. Пищу обычно принимают три раза в день, причем основным приемом пищи является вечерний, когда готовиться мясо или рыба.
Одежда
Ненецкая меховая одежда отличается совершенно особой архитектоникой. Нередко её декоративная выразительность достигается только за счёт выделения цветовой гаммы. Небогато расцвеченная узорами, почти не имеющая украшений, не расшитая бисером, она, тем не менее, красива своей строгостью, монументальностью. Красота эта основана на гармоничном сочетании всех элементов целого. С большим вкусом используются оттенки всех элементов целого. Также со вкусом используются оттенки меха и отделочные материалы: сукно и замша. На цветовое решение одежды мастерицы всегда обращали большое внимание, они избегали резких, грубых сочетаний цветов. Особенно ценился красный цвет – цвет крови, огня, солнца – цвет жизни.
При пошиве одежды из меха ненцы используют особенности строения кожного и волосяного покрова северного оленя и оригинальный покрой одежды и обуви, что позволяет комфортно чувствовать себя в любую стужу.
Наиболее характерной деталью ненецкого мужского костюма, вот уже на протяжении многих сотен лет, является меховая малица, а женского костюма – ягушка, а основной обувью - пимы и тобаки. Все ягушки и малицы сшиты по одному фасону, но выглядят по-разному. Зависит это от достатка в семье и мастерства хозяйки.
Удобным головным убором ненцев является меховая шапка, её материал и форма удачно приспособлены к суровым климатическим условиям и кочевому быту, потому что ненецкая шапка мягкая, лёгкая, тёплая, достаточно просторная (свободная), удобная при езде на оленях и другой деятельности, связанной с кочевым образом жизни, охраной оленей и охотой. Шапки можно рассматривать как предмет роскоши, мастерски разукрашенные, дополняющие нарядную одежду как женскую, так и мужскую и детскую.
Традиции воспитания и семейная обрядность.Рождение ребенка.
Рождение ребенка, особенно первого, - важное событие для лесных ненцев. Отчасти это вызвано чисто практическими соображениями: родиться сын – будет опора наследнику отца, появиться дочь – будет помощница у матери.
День рождение у ненцев приято отмечать один раз в жизни, когда малыш только появился на свет. Этот день большой радости для родителей и родственников.
В прежние времена приглашали шамана, чтобы он посвятил ребенка в мир людей и оградил злых духов. Богу Нуму приносили жертвы, в стойбище устраивали праздник. К приезду шамана проводили обряд очищения.
В наши дни шаманов не приглашают, так как настоящие шаманы теперь – большая редкость. Но обряд и сейчас проводят практически в каждой семье. Не смотря на то, что сохраняются общие правила проведения обряда – окуривание с использованием кусочков шкуры, костей или жира животного, в каждой семье существуют свои традиции.
Колыбель.
В первый год в своей жизни ребенок проводит в колыбели. В ней спит. Бодрствует, в ней его перевозят на нарте во время перекочевок. Не зависимо от количества детей, как правило, колыбель в семье одна, изготавливается она к рождению первенца и передается каждому следующему ребенку.
Детская одежда.
Всех малышей – и мальчиков и девочек – одевают одинаково. Для них шьют меховую одежду, по покрою напоминающуюся мужскую одежду для взрослых. Рукавички пришивают таким образом, что они образуют единое целое с рукавами; с внутренней стороны рукавов пришивают колокольчики.
Летнюю детскую одежду шьют из замши – кожи оленя без ворса. Зимнюю – из оленьего меха.
Традиции воспитания, правила поведения
До 5-7 лет дети обычно находятся под опекой матери.
Примерно с 2-х лет дети встают рано утром на равне с другими членами семьи, умываются, вместе завтракают, затем играют возле чума.
Дети лесных ненцев очень трудолюбивы. Они помогают родителям заготавливать дрова для очага, снега для питьевой воды, топить печь и мыть посуду. Обязанностью детей является и заготовка ягод. Главным воспитателям девочки является мать, у мальчиков – отец.
Интернат и его роль в становлении личности ребенка
С семилетнего возраста детям лесных ненцев приходится покидать родные чумы, так как их отправляют на обучение в интернат. В наши дни в конце августа или в начале сентября прилетает в стойбище вертолет и забирает детей в школу-интернат.
С целью развития творческих способностей учащихся, организации их досуга в интернате работают разнообразные кружки: мягкой игрушки, резьбы по дереву, лоскутного шитья, рисования. Кроме того, девочки могут обучится традиционному ткацкому ремеслу, а мальчики – пошиву обуви.
Религия
В религиозных верованиях ненцев господствовали анимистические представления (Anima – душа, отсюда - «анимизм»). Весь окружающий мир представлялся им населённым духами. Своих хозяев-духов имели реки, озёра, явления природы. От них зависела жизнь людей, удача в промыслах. Духи были добрыми, помогавшие людям во всех делах, и злые, насылавшие на человека болезни и различные несчастья. Умилостивление духов и божеств совершалось с помощью жертвоприношений.
Свадебная обрядность
Период подготовки к свадьбе и сам свадебный обряд являются итогом семейного воспитания.
Согласия девушки в прежние времена не спрашивали, иногда она до свадьбы даже не видела жениха. За невестой приезжали одни мужчины: отец жениха, дядя и сам жених.
В наши дни женихи привозят невест прямо в чум и ставят родителей перед фактом. Также случаются браки лесных ненцев с представителями других этнических групп.
Погребальная обрядность
Проводы человека в иной мир начинаются с изменениями внутреннего убранства чума: укладывается специальная постель, в которой циновки из веток и травы располагаются рубленными концами в направлении входа и центра, шкура кладется «головой» в противоположную от входа в строну. Тело покойного оборачивают в часть внутренней покрышки чума, снятую над его постелью и выносят через образовавшееся отверстие.
В представлении лесных ненцев, душа покойника, по которому не проводился погребальный обряд, не найдет покоя в загробном мире. Поэтому соблюдение всех правил при выполнении обряда придавалось большое значение.
Литература
Гардамшина М.И., Чеботаева Н. А., Калитенко Е.В., Саврасова Г.П. Лесные ненцы. – Новосибирск: ИНФОЛИТО, 2006.- 288 с.:ил.
Северные родники /Автор - сост. Л. В. Фёдорова. Тюмень: Изд-во
Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001
Журавель Н.М. Краеведение Ямало-Ненецкого автономного округа - 3-е изд. Новый Уренгой: ЗАО "Центр принт", 2003
Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов.
Заключение
Результатом данной методической разработки является формирование эстетических взглядов и художественно-национального вкуса народов крайнего севера. Приобретенные знания и навыки восприятия художественного образа позволяют учащемуся воспользоваться в работах по смежным дисциплинам, а именно «Основам изобразительной грамоты и рисования», «Прикладного творчества», «Лепке», что явно подтверждает формирование комплекса первоначальных знаний об искусстве у ребенка.