Творческая деятельность обучающихся изостудии.
Главной целью изостудии творчества является развитие творческой личности ребенка. Но чтобы заниматься развитием творчества, надо понять, что такое творчество.
Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя, в природе, в жизни в деятельности человека, в отношениях между людьми. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство. Очень важно воспитать эстетически грамотных людей. С раннего детства уметь воспитать у ребят невосприимчивость к художественным суррогатам, привить им против этого иммунитет, выработать художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений, понимание подлинного искусства.
Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. На каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение и каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. В процессе развития ребенка развивается и фантазия, достигая своей зрелости только у взрослого человека. В переходном возрасте – с порой полового созревания – начинается мощный подъем воображения. В эту пору вызревают постоянные интересы, получает окончательное оформление и деятельность воображения.
Для взрослого важен результат, для ребенка важен сам процесс. Именно поэтому на начальном этапе обучения изобразительному искусству (6 - 8 лет) дети могут творить, а у детей среднего возраста наступает разочарование и охлаждение к изобразительной деятельности – они видят результат. В изобразительной деятельности в это время ребенок стремится к иллюзорной и натуралистической форме, он хочет сделать так, чтобы было, как на самом деле. Зрительная установка позволяет ему овладеть методами перспективного изображения пространства.
Строить обучение изобразительному искусству так, чтобы каждый обучающийся поверил в себя, испытал успех, удовлетворение своей деятельностью – значит, добиться высшей степени эффективности обучения. Ну, а вера в себя не может появляться вне активности, самостоятельности ребенка.
Наиболее интенсивно процесс творческого развития происходит во время практической деятельности. В изобразительном творчестве особое внимание уделяется развитию образного мышления. Система творческих заданий разной сложности – это средство формирования опыта творческой деятельности и поэтому темпы усложнения зависят от индивидуальных особенностей детей. Также одним из принципов педагогики является осуществление индивидуального подхода. Это достигается путем создания программ с учетом личностных особенностей детей. В объединении должна быть создана структурная деятельность, создающая условия для творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Задачи воспитательной работы:
- формирование ценностного компонента личностных качеств (чувство красоты, справедливость, воля и т.д.);
- развитие творческой активности детей;
- обеспечение содружества обучающихся.
Со второго этапа обучения дети продолжают заниматься на разных направлениях в зависимости от их способностей. Одаренные дети занимаются на академическом направлении, цель которого дать допрофессиональное образование и подготовить детей к поступлению в художественные учебные заведения. Обучение ведется по авторским адаптированным программам, которые разработаны с учетом запросов детей, их социологических особенностей. Работа с одаренными предъявляет высокие требования к личности самого педагога. Ведь творческую личность может воспитывать только творческая личность. В целях создания условий для развития творческого потенциала используют разные формы:
методические объединения по наиболее актуальным проблемам развивающего обучения, по проблемам творчества;
проблемные группы по творчеству и современным педагогическим технологиям;
педагогические советы, которые занимаются поиском путей совершенствования образовательного процесса;
создание психологических и педагогических условий для развития творческой личности;
разработка методических тем педагогом объединения.
Дети должны выполнять самостоятельно такие функции под руководством педагога:
раздача дидактического материала;
самостоятельное составление натюрморта;
выступление по теме занятия;
просмотр работ;
организация уборки кабинета;
оформление работ для детских выставок.
Для качественного развития творческой деятельности необходимо создание определенных условий, а именно:
1.Оснащенный кабинет.
2.Создание атмосферы доброжелательного делового общения со сверстниками и взрослыми.
3.Высокий профессионализм педагогов.
4.Методическое обеспечение и адаптация образовательных программ к индивидуальным особенностям обучающихся.
Требования к учебному процессу:
не менее ¾ всего времени должно отводиться на практическую деятельность;
объекты творчества обучающихся должны быть значимы для них самих и для общества;
система постоянно усложняющихся заданий должна иметь к основным заданиям варианты разной сложности;
в каждом задании предусматривать исполнительный и творческий компонент;
создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
ознакомление обучающихся с историческим наследием, народными традициями по истории искусств, декоративно прикладному искусству, композиции, что поощряет и стимулирует рост их эстетических чувств и потребностей.
Формы творческой организации детей:
самостоятельная работа;
творческие задания;
проблемные ситуации;
игры – общения;
просмотр работ;
учебный диалог.
Вклад педагогов в создание творческой ситуации стоит в планировании и подготовке занятий, в обеспечении их необходимым материалом. Педагог должен заинтересовать ребенка и побудить его к выполнению задания. Для формирования творчества в изобразительном искусстве большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, использование наглядности. Благодаря этому у детей появляется эмоциональный настрой, появляется желание самостоятельно передать образ в своей работе. С первого этапа обучения, кроме традиционных техник, обучающиеся знакомятся с граттажем, коллажем, лепка и другими техниками, что еще больше привлекает ребят и помогает в творческой самореализации. Отсюда делаем выводы, что социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Общие выводы, которые можно сделать к данной работе:
творчество детей не приходит само собой, а является результатом целенаправленной деятельности педагогов, влиянием творческой атмосферы, которая присутствует в кружковом объединении изобразительного и прикладного творчества;
творчество эффективно развивается в том случает, когда педагог, хорошо зная возможности ребенка, создает для него ситуацию успеха, стимулирует проявление результата творчества (участие в выставках, конкурсах);
творчество обучающихся формируется в атмосфере доброжелательного стиля общения педагога и ребенка;
воспитание творчества детей способствует развитию культуры личности, которая не останавливается в своем совершенствовании, создает новые отношения, ценности, идеалы.