ТВОРЧЕСКИЙ РЕБЕНОК
Есть десять человек, уверенных,
что ЭТОГО не может быть.
И они наверняка знают это.
Потом приходит один, кто этого не знает…
вот он и делает открытие.
А. Эйнштейн
Что вы имеете в виду, когда говорите: «Хочу воспитать творческого ребенка»? Вы хотите, чтобы ваш ребенок лепил пластилиновых слоников лучше всех в детском саду, а в школе получал пятерки по литературе и ИЗО? А может быть, вы хотите, чтобы он выбрал в будущем творческую профессию? Например, стал художником, музыкантом, режиссером, писателем? Я думаю, что, как правило, мы не преследуем конкретных целей, взращивая в ребенке творческий потенциал, а намереваемся помочь ему стать более развитой личностью в целом.
Есть утверждение, что творческими люди рождаются, а не становятся. Однако мы живем в XXI веке, и верить этому предрассудку бессмысленно. Каждый родитель может развить в своем ребенке любой навык, если уделит этому должное внимание. Как показывает современная медицинская практика, даже детки, рожденные с физиологическими аномалиями и прочими отклонениями, могут становиться успешными и состоятельными людьми.
Нам известно, что за творчество отвечает правое полушарие головного мозга. Именно оно дает нам возможность фантазировать и мечтать, сочинять и придумывать. Но знаете ли вы, что исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают, что увеличение количества занятий музыкой и живописью помогает детям в усвоении математики и языков?
Так как между всеми аспектами развития существует взаимосвязь, необходимо предложить ребенку как можно больше инструментов для познания мира и себя в этом мире.
Ребенок видит новые предметы, формы, цвета, художественные картины, слышит новые звуки, целые слова и сложные названия. Он спрашивает: «Что это?», «Почему?», «Как это работает?», «Отчего нельзя полить кошку сиропом?», «Что будет, если…?».
Расскажите ему! Не отмахивайтесь, это очень важно! Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка. Объясните максимально подробно. Моя подруга, каждый раз давая малышу игрушку, озвучивала вслух для него: «Ты хочешь красный кубик? Держи. Красный, как огонь. Какой у нас красивый желтый тигр…». Игрушки «чистых» цветов и ежедневные напоминания мамы позволили ребенку в 8 месяцев знать все цвета и безошибочно узнавать их! В 1,5 года малыш умел сам заваривать чай, потому что мама несколько раз в день заваривала при нем чай и озвучивала все для него, позволяя ребенку участвовать в процессе (потрогать заварку, понять функцию чашки, наливая и выливая из нее воду, и т.д.).
Мы иногда забываем, что дети просто не знают элементарных вещей. Они очень впечатлительны в определенном возрасте, поэтому многое запоминают и усваивают гораздо быстрее взрослых. Но, чтобы они что-то усвоили, им надо об этом рассказать. Конечно, в ускоренном темпе современного мира, где взрослые почти все время участвуют в гонке то за деньгами, то за самореализацией, у них порой не остается времени на то, чтобы «снарядить» своего ребенка для жизни, заняться его психологическим, социальным и тем более творческим развитием. Ребенок накормлен и одет (хотя и это не всегда так, к сожалению), то есть внешне и физически в полном порядке. И вот такой ребеночек приходит в школу. Ему 6 или 7 лет. Он еще изучает мир, ему интересно все вокруг, он еще задает вопросы и хочет узнать ответы на них. Жесткая ориентация младших школьников на поиск ответов, а не на постановку вопросов, преобладание на уроках вопросов, адресованных памяти, а не мышлению, приводят к критической ситуации в развитии любознательности ребенка: он перестает ставить вопросы, перестает рассуждать, стараясь только запомнить.
Учителям начальной школы хорошо знаком такой курьезный факт. По школьным программам изобразительного искусства проводятся уроки «Рисование на свободную тему», рассчитанные на максимальное проявление художественной индивидуальности каждого ребенка. Ученикам дается полная творческая свобода, но первоклассника она ставит в тупик. Сначала ему нравится, что разрешили рисовать все, что хочешь. Потом он вспоминает, что в школе все надо делать хорошо и правильно. В итоге он недоуменно спрашивает: «А что рисовать?». «Решай сам! Что-нибудь, что тебе нравится», — как правило, отвечает учитель. Этот самый доброжелательный и правильный с точки зрения взрослого ответ означает для ребенка, что с листом бумаги он остался один на один — и поэтому лучше не осмеливаться на что-то новое, а выбрать то, что много раз рисовал и за что взрослые хвалили. Как результат — на бумаге появляются одинаковые у всех домики, деревья и сверху над ними — солнышко; или то же, но на месте дерева — цветочки, или танки и самолеты, или коврики с узорами. Что-нибудь интересное, ими действительно переживаемое, могут попытаться нарисовать два-три ученика, которые прежде уже занимались творчеством под руководством кого-то из опытных взрослых, может, родителей. В другом же случае происходит принуждение ребенка к «правильному» изображению. Ни карандашом, ни кистью учитель не должен касаться детского рисунка. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда взрослый и ребенок вместе обсудят завершенную работу.
Участие учителя в акте творчества должно заключаться в том, чтобы внушить ученику уверенность в своих возможностях и способностях, понять его стремления и верить в его успех. Таким образом, свобода творчества в числе прочего обеспечивается совместимостью ученика и учителя при подготовке и завершении творческого акта.
Этим объясняются всем хорошо известные факты, что у одних педагогов дети показывают чудеса творческого воображения, у других — скудость фантазии.
На самом деле в любой учебной дисциплине найдется возможность спровоцировать детей именно на творческий поиск решения. Особенно если вы своим авторитетным примером покажете им, что это не только увлекательно, но и очень ценно!
Нет ничего невозможного! Только не пытайтесь реализовать собственную мечту в жизни ребенка, потому что у него, наверняка, есть своя. Лучше помогите ему на пути к достижению поставленной цели, и он будет счастлив!
Рекомендации по развитию творческого мышления и воображения
Задавая вопросы, старайтесь, чтобы они подталкивали ребенка к интеллектуальной активности, чтобы в ваших вопросах были элементы неизвестного и противоречивого, чтобы они были направлены больше на мышление (поиск причин и взаимосвязи) и меньше — на память.
Когда вопрос будет задавать ребенок, не спешите с ответом, предложите ему самому высказать предположение («А ты как думаешь?»).
Во время беседы, обсуждения попробуйте идти за логикой ребенка, не навязывая своего мнения.
Пусть дети учатся возражать вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.
Помните, что вы можете использовать ошибки ребенка как неожиданный взгляд на что-то привычное.
Развитие творческих способностей идет наиболее эффективно при использовании активных форм
обучения – групповых дискуссий, «мозгового штурма ролевой игры, групповых и индивидуальных проектов.
Помните, что вы можете использовать ошибки ребенка как неожиданный взгляд на что-то привычное.
Приобщайте ребенка к миру искусства! Это может значительно обогатить его духовный мир, расширить горизонты мышления и воображения, а также развить художественный вкус и навыки критического мышления.
Активно включайтесь в процесс и творите вместе с ребенком. Пусть малыш фонтанирует идеями, ваша задача не мешать, а помочь ему. У детей, в отличие от взрослых, свежий взгляд на вещи. Любую, самую невзрачную деталь, они могут превратить в волшебного персонажа. Очень полезно делать игрушки вместе с ребенком, часто сшитая совместно с малышом кукла будет намного интереснее ему, чем самая красивая покупная. Можно также проводить совместные игры, где родители и ребенок будут вместе придумывать сюжет и героев, а потом изображать их.