Организация творческой деятельности младших школьников по изученным на уроках литературного чтения произведениям
Литературное творчество учителя и ученика… Провести четкую грань между ними и сказать, где творчество учителя, а где ученика, невозможно. Учитель и ученик две стороны одной медали, они органично дополняют друг друга, помогая реализовывать в наибольшем объеме творческий потенциал обеих сторон.
Что же может разнообразить урок, сделать его более эффективным и развивающим?
Это спектакли, литературные вечера, уроки-исследования, уроки по типу «вопросов и ответов» и т.д. Сейчас мы в 3 классе изучаем произведения А.С. Пушкина. Работу я начинаю с анализа книжных иллюстраций, картин (книжная выставка). Используя подборку книг со сказками Пушкина, я прошу рассказать, что изображено на иллюстрации, вспомнить сказку, пересказать содержание сказки.
При работе над литературным произведением на уроке, помимо традиционных вопросов и заданий, обязательно предлагаю задания творческой направленности. При изучении «Сказки о царе Салтане» я применила рабочие листы с использованием текстов, рисунков, таблиц, кроссвордов. Рабочий лист – это инструмент для формирования умения работать с информацией. Создавая рабочий лист с картинкой, можно использовать следующие задания: найди соответствие, раскрась, подпиши, соедини, выдели главное. Задания в рабочем листе по прочитанному произведению сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на вопрос, ученик был вынужден многократно перечитывать текст, возвращаться к информации. Применять рабочие листы на уроках можно при объяснении материала или при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме. Часть листов используются на уроках, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.
Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения и развития воображения. С этой целью на уроках можно применять разнообразные виды творческих заданий:
Работа с иллюстрацией к тексту. 3 класс – это, конечно же, игра. Например, игра с иллюстрациями.
Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы:
рисование эпизода, который больше понравился;
рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;
изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;
аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников;
составление картинного плана.
На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.
Сначала свой рассказ я конкретизировала определенной, заранее отобранной иллюстрацией к тексту «Сказки о царе Салтане» из учебника. А потом я говорю детям о том, что многие художники иллюстрировали сказки А.С. Пушкина. При изучении сказки показываю ребятам одну из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».
А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С. Пушкин, очень похожа на жену художника. После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют. Через цвет ребенку легче передать свое отношение к героям, к происходящему событию. Иллюстрирование одного из эпизодов – это эмоциональный отклик детей, отражающий понимание ими содержания текста и личностное отношение к прочитанному.
Можно также предложить нарисовать рекламу прочитанной книги, обложку, плакат, устроить вернисаж иллюстраций,собрать книгу-самоделку. Например, на уроках окружающего мира в 3 классе изучается «История костюма», а на уроках технологии можно попросить девочек выступить в роли Кутюрье и придумать костюмы Царевны-лебеди и князя Гвидона.
Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.В своей практике, я использую следующие формы работы:“Творческая мастерская”. Коллективная работа «У Лукоморья дуб зеленый - это пластическая композиция по мотивам литературного произведения А. С. Пушкина. В процессе выполнения учащиеся сотрудничают в разных направлениях: учатся планировать и распределять работу между участниками; развивают способности к композиции; формируют коммуникативные навыки, перечитывают текст, рассказывают его наизусть. Лепка и аппликация как вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.
Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся разглядеть в самом заурядном нечто интересное, волшебное – то, что будит воображение. «Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее. Моя цель, как учителя начальных классов, распознать и пробудить творческие способности у каждого ученика своего класса независимо от способностей, возможностей и разным уровнем подготовки к школе. Организовать учебный процесс так, чтобы учёба была интересна и познавательна.
Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей: как устно, так и письменно. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только творческий, но и практический смысл.
Цель уроков с выполнением творческих заданий не только определить уровень усвоения изученной темы, систематизировать знания учащихся, закрепить умения и навыки, полученные при изучении нового материала, но и воспитать, развивать познавательный интерес к предмету «Литературное чтение», стремление расширить свои знания самостоятельно, развить творческие способности, а самое главное фантазию и воображение. Выполнение упражнений творческого характера, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий, переживают достижения, которые вселяют уверенность в собственных силах, мобилизует их к достижению более высоких показателей в учёбе.
Таким образом, в процессе выполнения творческих заданий учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но развивают воображение. Выполнение творческих заданий характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала.