Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Педагогика
  3. Учебно-методический материал "Организация творческой деятельности младших школьников по изученным на уроках литературного чтения произведениям"

Учебно-методический материал "Организация творческой деятельности младших школьников по изученным на уроках литературного чтения произведениям"

Организация творческой деятельности младших школьников по произведениям А.С. Пушкина. Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения. Первыми в круг детского чтения, как правило, входят сказки Пушкина. Они привлекают внимание детей динамичным сюжетом, необычными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и роскоши.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Педагогика

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Организация творческой деятельности младших школьников по изученным на уроках литературного чтения произведениям

Литературное творчество учителя и ученика… Провести четкую грань между ними и сказать, где творчество учителя, а где ученика, невозможно. Учитель и ученик две стороны одной медали, они органично дополняют друг друга, помогая реализовывать в наибольшем объеме творческий потенциал обеих сторон.

Что же может разнообразить урок, сделать его более эффективным и развивающим?

Это спектакли, литературные вечера, уроки-исследования, уроки по типу «вопросов и ответов» и т.д. Сейчас мы в 3 классе изучаем произведения А.С. Пушкина. Работу я начинаю с анализа книжных иллюстраций, картин (книжная выставка). Используя подборку книг со сказками Пушкина, я прошу рассказать, что изображено на иллюстрации, вспомнить сказку, пересказать содержание сказки.

При работе над литературным произведением на уроке, помимо традиционных вопросов и заданий, обязательно предлагаю задания творческой направленности. При изучении «Сказки о царе Салтане» я применила рабочие листы с использованием текстов, рисунков, таблиц, кроссвордов. Рабочий лист – это инструмент для формирования умения работать с информацией. Создавая рабочий лист с картинкой, можно использовать следующие задания: найди соответствие, раскрась, подпиши, соедини, выдели главное. Задания в рабочем листе по прочитанному произведению сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на вопрос, ученик был вынужден многократно перечитывать текст, возвращаться к информации. Применять рабочие листы на уроках можно при объяснении материала или при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме. Часть листов используются на уроках, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.

Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения и развития воображения. С этой целью на уроках можно применять разнообразные виды творческих заданий:

Работа с иллюстрацией к тексту. 3 класс – это, конечно же, игра. Например, игра с иллюстрациями.

Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы:

  1. рисование эпизода, который больше понравился;

  2. рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;

  3. изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;

  4. аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников;

  5. составление картинного плана.

На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.

Сначала свой рассказ я конкретизировала определенной, заранее отобранной иллюстрацией к тексту «Сказки о царе Салтане» из учебника. А потом я говорю детям о том, что многие художники иллюстрировали сказки А.С. Пушкина. При изучении сказки показываю ребятам одну из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».

А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С. Пушкин, очень похожа на жену художника. После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют. Через цвет ребенку легче передать свое отношение к героям, к происходящему событию. Иллюстрирование одного из эпизодов – это эмоциональный отклик детей, отражающий понимание ими содержания текста и личностное отношение к прочитанному.

Можно также предложить нарисовать рекламу прочитанной книги, обложку, плакат, устроить вернисаж иллюстраций,собрать книгу-самоделку. Например, на уроках окружающего мира в 3 классе изучается «История костюма», а на уроках технологии можно попросить девочек выступить в роли Кутюрье и придумать костюмы Царевны-лебеди и князя Гвидона.

Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.В своей практике, я использую следующие формы работы:“Творческая мастерская”. Коллективная работа «У Лукоморья дуб зеленый - это пластическая композиция по мотивам литературного произведения А. С. Пушкина. В процессе выполнения учащиеся сотрудничают в разных направлениях: учатся планировать и распределять работу между участниками; развивают способности к композиции; формируют коммуникативные навыки, перечитывают текст, рассказывают его наизусть. Лепка и аппликация как вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.

Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся разглядеть в самом заурядном нечто интересное, волшебное – то, что будит воображение. «Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее. Моя цель, как учителя начальных классов, распознать и пробудить творческие способности у каждого ученика своего класса независимо от способностей, возможностей и разным уровнем подготовки к школе. Организовать учебный процесс так, чтобы учёба была интересна и познавательна.

Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей: как устно, так и письменно. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только творческий, но и практический смысл.

Цель уроков с выполнением творческих заданий не только определить уровень усвоения изученной темы, систематизировать знания учащихся, закрепить умения и навыки, полученные при изучении нового материала, но и воспитать, развивать познавательный интерес к предмету «Литературное чтение», стремление расширить свои знания самостоятельно, развить творческие способности, а самое главное фантазию и воображение. Выполнение упражнений творческого характера, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий, переживают достижения, которые вселяют уверенность в собственных силах, мобилизует их к достижению более высоких показателей в учёбе.

Таким образом, в процессе выполнения творческих заданий учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но развивают воображение. Выполнение творческих заданий характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Организация творческой деятельности младших школьников по произведениям А.С. Пушкина. Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения. Первыми в круг детского чтения, как правило, входят сказки Пушкина. Они привлекают внимание детей динамичным сюжетом, необычными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и роскоши.
0 ₽