Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. Учебное сотрудничество - основа гуманизации начального образования.

Учебное сотрудничество - основа гуманизации начального образования.

В данной статье рассмотрены проблемы учебного сотрудничества в теории и практике начального образования. Проанализированы формы учебного сотрудничества. Показано, как во взаимодействии со сверстниками и учителями формируется умение учиться, развивается личность, способная к самообразованию и самовоспитанию.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Учебное сотрудничество - основа гуманизации начального образования.

В данной статье рассмотрены проблемы учебного сотрудничества в теории и практике начального образования. Проанализированы формы учебного сотрудничества. Показано, как во взаимодействии со сверстниками и учителями формируется умение учиться, развивается личность, способная к самообразованию и самовоспитанию.

В настоящее время современное общество нуждается в личности, имеющей не только определенный запас знаний, но и способной к дальнейшему творческому саморазвитию и умеющей сотрудничать с людьми в разных группах. В связи с этим становится актуальным обучение учебному сотрудничеству как ключевому фактору гуманизации отношений школьников.

Начиная работу в первом классе, учитель каждый раз задаёт себе множество вопросов:

- Какие пришли дети?

- Что привлекает их в школьной жизни?

- Какова психологическая готовность к школе будущих учеников?

- Каков уровень произвольности психических процессов?

Набирая в очередной раз первый класс, и мы задались этими вопросами.

С помощью педагога-психолога нашей школы были обследованы первоклассники. Результаты диагностики показали, что только два человека имеют учебную мотивацию и высокую готовность к школе, пять человек - среднюю, остальные - низкую.

Данные диагностики позволили определить задачи педагогической деятельности по формированию у детей позиции настоящего школьника. И опять возникает ряд вопросов: какие направления развития ребёнка выбрать; по какому пути вести его в школьную жизнь?

Но прежде всего, какого ученика мы хотим воспитать? Мы хотим видеть своих учеников душевно здоровыми и эмоционально благополучными, умеющими учиться, владеющими навыками учебного сотрудничества.

Проблема формирования умения учиться поставлена достаточно давно и разрабатывалась многими авторами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В. Занков, Г.А. Цукерман, Л.Г. Петерсон, и др.).

Для задач организации учебного сотрудничества в начальной школе необходимо отметить возможные его формы (у И.А. Зимней – линии сотрудничества).

1) учитель — ученик (ученики),

2) ученик — ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах),

3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целом классе

4) учитель — учительский коллектив.

В исследованиях Г.А. Цукерман появляется еще одна важная форма - сотрудничество ученика «с самим собой».

С первых дней пребывания в школе обучающиеся включаются в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития. В период адаптации в школе контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Взаимодействие через сотрудничество – это единственный способ освоения, присвоения культуры, утверждает М. Соловейчик.

В течение всей педагогической деятельности ищем различные формы обучения сотрудничеству. Уже в первом классе дети проявляют готовность к обсуждению проблемной ситуации и умение находить конструктивные решения. На этом этапе в группы включаются дети, объединённые чувством симпатии. Они быстрее могут наладить сотрудничество. Как показывает практика, их состав целесообразно периодически менять, чтобы у детей накапливался разнообразный опыт общения. Преобладает игровой вид деятельности. Принципиально важно было обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольные). В этот период детям предлагаются творческие учебные задания: придумать новое по аналогии, догадаться, подобрать другие примеры.

Совместная учебная работа учащихся предполагает их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью. В сотрудничестве со сверстниками дети учатся помогать товарищу, обращаться за помощью друг к другу, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов. Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования способности строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнёров; обладать инициативностью, способностью добывать недостающую информацию; обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности; уметь решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия,

Итогом этого этапа является факт присутствия в коллективе, возможность наблюдения за деятельностью других создают психологическую атмосферу, которая оказывает на школьников определенное воздействие.

В первом классе, когда ещё не все умеют читать, плохо писать, зато умеют рисовать. Первые наши индивидуальные работы – эмблема дружбы, рисунки на тему «Крепкая семья». Коллективные работы по созданию кроссвордов, головоломок на темы: «В чём секрет силы?», «Как достичь вершины успеха?».

Во втором и третьем классах уже писали сочинения на тему «Взаимоотношения в семье между старшими и младшими», «Почему человек не может проявить свой талант в жизни?» «Как справиться с неудачей?», «Как сформировать у себя силу характера?»

Работа организуется различными формами:

- коллективная работа, т. е. весь класс работает над большинством или всеми заданиями или проектами;

- работа в подгруппах;

- индивидуальная работа каждого, а затем сравнение и обсуждение результатов.

Широкое использование различных форм дифференцированного обучения - объективный процесс обновления и совершенствования современного урока. В условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса необходимо критически осмыслить цели, принципы, идеи, лежащие в его основе , и всемерно развивать то, что позволяет в процессе обучения и воспитания развивать его личность.

Важно в данном сотрудничестве взаимодействие с учителем. Необходимо организовывать учебное сотрудничество таким образом, чтобы оно включало все формы взаимодействия обучения – и сотрудничество ребёнка с учителем, и с другими учениками, и с самим собой. Умение ученика вступать в отношения сотрудничества становится условием формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию.В качестве инструментов сотрудничества педагоги используют интересный и увлекательный рассказ, откровенную беседу, справедливую и независимую оценку, поощрение творческих успехов, личный пример, встречу с интересными людьми, совместный поиск решений. Учитель выступает в роли невидимого режиссера.

Сотрудничество с учителем позволяет:

- дать учащемуся эмоциональную и содержательную поддержку;

- предоставить ученику возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в творчестве;

- формировать у каждого учащегося опыт выполнения тех универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться;

-развить навыки коммуникации;

- воспитать личную ответственность каждого ученика не только за свои успехи, но и успехи товарищей и всей группы в целом.

В конце третьего класса педагог-психолог вновь провёл диагностику, результаты которой показали, что количество детей с высокой и средней учебной мотивацией выросло до 78%.

Умение ученика вступать в отношения сотрудничества становится условием формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию.

Итак, организация сотрудничества является одним из важных средств гуманизации отношений среди младших школьников.

.




Литература:

Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование.

Савенков А. Как провести самостоятельное исследование? // Педагогика, № 8.

Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? – М.: Просвещение.

Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данной статье рассмотрены проблемы учебного сотрудничества в теории и практике начального образования. Проанализированы формы учебного сотрудничества. Показано, как во взаимодействии со сверстниками и учителями формируется умение учиться, развивается личность, способная к самообразованию и самовоспитанию.
0 ₽