Советы родителям.
Не забывайте, что качество важнее количества.
Сейчас и во ФГОСах, и рекомендациях для педагогов и родителей прописано, что надо не повышать скорость, а читать правильно, внимательно. Тогда будет развиваться не предметный навык (быстро читать), а необходимые для этого психические процессы.
Развивайте память и внимание.
Чтобы обучение чтению шло легче, нужно тренировать память и внимание, расширять квадрат, который охватывает ребёнок одним глазом, спрашивать, что он только что прочитал, без перечитывания. Это поможет концентрироваться на буквах, словах и предложениях. Полезны будут и упражнения с игрой, где нужно узнавать контуры букв, охватывать полностью слово при чтении. Можно предложить ребёнку разные игры на составление слов из частей.
Обращайте внимание на смысл прочитанного.
Если ребёнок делает ошибки или читает быстро, но не запоминает, о чём был текст, почаще обсуждайте с ним значение фраз и текстов. Возможно вы ему дали очень сложный материал. Почаще интересуйтесь, все ли слова ему понятны, воспринимает ли он их целиком, схватывает ли смысл предложения. Расширяйте его словарный запас, предлагайте к словам подбирать синонимы и антонимы, подходящие к существительным прилагательные. Придумывайте с ребёнком ряды слов, отличающихся на одну букву (например, столб- стол – стон –слон -склон), покажите однокоренные слова и спросите, чем они похожи и непохожи по смыслу. Предложите ребёнку текст, в котором нужно отыскать ответ на какой-то вопрос.
1 Концентрироваться на буквах, словах, предложениях
2 Двигаться по строке медленнее, но внимательнее
3 Обсуждать содержание
4 Чтение и письмо – долгий процесс
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.
2-е направление помощи — контроль над каллиграфией письма.
Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.
Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным
Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе. Хорошо если бы вы интересовались;
• что изучал ребенок сегодня в школе;
• как он понял материал;
• как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.
При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью. Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы. Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Одна из главных задач “сидения” рядом с сыном или дочерью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы, и этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе. Труднее всего даются нашим детям навыки письма.. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.