Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Биология
  3. Урок биологии в 9 классе "Строение и работа сердца"

Урок биологии в 9 классе "Строение и работа сердца"

на уроке мы закрепим знания об особенностях кровеносных сосудов, познакомились со строением сердца, узнаем, что отделы сердца работают поочередно. А также вспомним, что здоровье нашего организма зависит от здоровья сердца.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Биология

Категория

Биология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема: Строение и работа сердца.

Цели:

  1. Расширить знания учащихся об органах кровообращения: закрепить знания об особенностях кровеносных сосудов (артерий, вен, капилляров); познакомить учащихся с расположением, строением и работой сердца.

  2. Корректировать мыслительную деятельность, развивать внимание и память, связную речь.

  3. Воспитывать интерес к предмету, любознательность. Формировать культуру здорового образа жизни: значение сердца для организма человека.

Оборудование: учебная картина «Сердце человека», таблица « Фазы работы сердца», иллюстрация « Строение крови», карточки со словарными словами: правое предсердие, левое предсердие, правый желудочек, левый желудочек, перегородка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка подготовленности учащихся к уроку, наличия учебных принадлежностей.

  1. Повторение ранее изученного материала.

Задание № 1. «Строение крови».

На доске рисунок «Строение крови». Надо расставить таблички с названиями частей крови соответственно их нумерации на рисунке. (Один ученик выполняет, другой – проверяет).

Дополнительный вопрос:

  • - Клетки крови настолько малы, что в 1 мм3 крови одних – тысячи, других – миллионы. Каких клеток – миллионы, а каких – в тысячи?

(Правильный ответ: эритроцитов – миллионы, лейкоцитов – тысячи).

Задание № 2.

На доске тест:

- Почему эритроциты – красного цвета?

Потому что, в них находится а) ядро, б) гемоглобин, в) органоиды.

Подчеркнуть правильный ответ. (Гемоглобин)

Задание № 3. «Особенности клеток крови».

На доске таблички:

Плазма – разносят кислород, выводят углекислый газ.

Лейкоциты – разносит питательные вещества.

Эритроциты – борются с инфекцией.

Задание: Исправить ошибки.

(Плазма – разносит питательные вещества.

Лейкоциты – борются с инфекцией.

Эритроциты – разносят кислород, выводят углекислый газ.)

4 Индивидуальные задания на карточках «Виды сосудов».

Учащимся раздаются карточки с признаками кровеносных сосудов; Задание: соединить названия сосудов с их признаками.

Соедини название сосуда и его два признака:

капилляры несут кровь от сердца

стенки толстые, упругие

артерии тоньше человеческого волоса

несут кровь к сердцу

вены пронизывают каждый участок тела

стенки мягкие и тонкие

Правильный ответ:

капилляры тоньше человеческого волоса

пронизывают каждый участок тела

артерии стенки толстые, упругие

несёт кровь от сердца

вены несёт кровь к сердцу

стенки мягкие и тонкие)

3. Изучение нового материала.

1) Строение сердца.

Итак, вы уже знаете, что кровь в организме человека находится в постоянном движении. Благодаря этому все органы и ткани тела постоянно получают питательные вещества и кислород, а также освобождаются от вредных веществ.

Непрерывность тока крови обеспечивается совместной работой сердца и кровеносных сосудов. Запомните: Сердце и сосуды вместе составляюткровеносную систему.

- Где расположено сердце? стр.59 – 2 абзац. (В грудной полости, несколько сдвинуто влево).

- Знаете ли вы, сколько весит сердце взрослого человека? (Примерно 300г.)

- Прочитайте, какой тканью образовано сердце человека. (Особой мышечной тканью, которая способна ритмично сокращаться: поперечнополосатой сердечной). ( Запись в тетрадь предложений из учебника: стр.59 – 2 абзац.)

- Сердце человека состоит из 4-х камер (отделов): двух предсердий и двух желудочков. Правая и левая части сердца разделены сплошной перегородкой.

(Запись в тетрадь схемы с доски:

Правое предсердие Левое предсердие

Перегородка

Правый желудочек Левый желудочек)

Предсердия и желудочки каждой половины сердца сообщаются между собой с помощью специального отверстия, которое открывается и закрывается с помощью створчатых клапанов. При этом, створчатые клапаны открываются только в сторону желудочков. Благодаря этому, кровь может двигаться только из предсердий в желудочки.

Из желудочков кровь выталкивается с артерии. Здесь также находятся клапаны, которые не дают крови вернуться обратно. Эти клапаны называются полулунные.

(Запись в тетрадь с доски:

Клапаны: створчатые

полулунные)

2) Работа сердца.

Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека. Ни один даже самый совершенный двигатель не может сравниться с его работоспособностью. Работа сердца заключается в перекачивании крови. Различают три фазы работы сердцасокращение предсердий,сокращение желудочков и пауза, когда и желудочки, и предсердия одновременно расслаблены. За 1 минуту сердце сокращается 60-70 раз.

- А как вы думаете, сердце больше работает или отдыхает?

Помочь с ответом на этот вопрос нам поможет таблица:

Фазы работы

Предсердия

Желудочки

1-ая фаза

сокращаются

расслаблены

2-ая фаза

расслаблены

сокращаются

3-я фаза

расслаблены

расслаблены

- Какой вывод можно сделать о работе и отдыхе предсердий и желудочков? (Чаще они находятся в состоянии отдыха).

- Как в учебнике объясняется высокая работоспособность сердца? Стр.60, середина третьего абзаца. (Чередуются фазы работы сердца: в момент работы одних отделов, другие – расслабляются. Во время расслабления сердечная мышца восстанавливает свою работоспособность).

- Как вы думаете, от чего зависит частота сердечных сокращений? (При физической нагрузке сердце сокращается быстрее, во время сна – медленнее. Здоровое сердце сокращается сильнее и реже, чем ослабленное или больное, значит организм лучше снабжается кислородом).

4. Закрепление полученных знаний.

Какие органы образуют кровеносную систему?

- В чем заключается работа сердца?

- Расскажите, где расположено сердце и покажите по картине его камеры (отделы).

- Покажите створчатые и полулунные клапаны, расскажите об их значении.

- В чём причина неутомляемости сердца?

Индивидуальное задание (для слабых учащихся)

На карточках, изображающих строение сердца подписать его отделы.

5. Домашнее задание.

1 педгруппа - стр. 58 – 61 читать, отвечать на вопросы.

2 педгруппа - стр. 58 – 61 читать.

6. Итог урока.

Итак, сегодня на уроке мы закрепили знания об особенностях кровеносных сосудов, познакомились со строением сердца и узнали, что отделы сердца работают поочередно. А также вспомнили, что здоровье нашего организма зависит от здоровья сердца.




Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

на уроке мы закрепим знания об особенностях кровеносных сосудов, познакомились со строением сердца, узнаем, что отделы сердца работают поочередно. А также вспомним, что здоровье нашего организма зависит от здоровья сердца.
0 ₽