Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Биология
  3. Урок биологии в 9 классе "Строение и работа сердца"

Урок биологии в 9 классе "Строение и работа сердца"

на уроке мы закрепим знания об особенностях кровеносных сосудов, познакомились со строением сердца, узнаем, что отделы сердца работают поочередно. А также вспомним, что здоровье нашего организма зависит от здоровья сердца.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Биология

Категория

Биология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема: Строение и работа сердца.

Цели:

  1. Расширить знания учащихся об органах кровообращения: закрепить знания об особенностях кровеносных сосудов (артерий, вен, капилляров); познакомить учащихся с расположением, строением и работой сердца.

  2. Корректировать мыслительную деятельность, развивать внимание и память, связную речь.

  3. Воспитывать интерес к предмету, любознательность. Формировать культуру здорового образа жизни: значение сердца для организма человека.

Оборудование: учебная картина «Сердце человека», таблица « Фазы работы сердца», иллюстрация « Строение крови», карточки со словарными словами: правое предсердие, левое предсердие, правый желудочек, левый желудочек, перегородка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка подготовленности учащихся к уроку, наличия учебных принадлежностей.

  1. Повторение ранее изученного материала.

Задание № 1. «Строение крови».

На доске рисунок «Строение крови». Надо расставить таблички с названиями частей крови соответственно их нумерации на рисунке. (Один ученик выполняет, другой – проверяет).

Дополнительный вопрос:

  • - Клетки крови настолько малы, что в 1 мм3 крови одних – тысячи, других – миллионы. Каких клеток – миллионы, а каких – в тысячи?

(Правильный ответ: эритроцитов – миллионы, лейкоцитов – тысячи).

Задание № 2.

На доске тест:

- Почему эритроциты – красного цвета?

Потому что, в них находится а) ядро, б) гемоглобин, в) органоиды.

Подчеркнуть правильный ответ. (Гемоглобин)

Задание № 3. «Особенности клеток крови».

На доске таблички:

Плазма – разносят кислород, выводят углекислый газ.

Лейкоциты – разносит питательные вещества.

Эритроциты – борются с инфекцией.

Задание: Исправить ошибки.

(Плазма – разносит питательные вещества.

Лейкоциты – борются с инфекцией.

Эритроциты – разносят кислород, выводят углекислый газ.)

4 Индивидуальные задания на карточках «Виды сосудов».

Учащимся раздаются карточки с признаками кровеносных сосудов; Задание: соединить названия сосудов с их признаками.

Соедини название сосуда и его два признака:

капилляры несут кровь от сердца

стенки толстые, упругие

артерии тоньше человеческого волоса

несут кровь к сердцу

вены пронизывают каждый участок тела

стенки мягкие и тонкие

Правильный ответ:

капилляры тоньше человеческого волоса

пронизывают каждый участок тела

артерии стенки толстые, упругие

несёт кровь от сердца

вены несёт кровь к сердцу

стенки мягкие и тонкие)

3. Изучение нового материала.

1) Строение сердца.

Итак, вы уже знаете, что кровь в организме человека находится в постоянном движении. Благодаря этому все органы и ткани тела постоянно получают питательные вещества и кислород, а также освобождаются от вредных веществ.

Непрерывность тока крови обеспечивается совместной работой сердца и кровеносных сосудов. Запомните: Сердце и сосуды вместе составляюткровеносную систему.

- Где расположено сердце? стр.59 – 2 абзац. (В грудной полости, несколько сдвинуто влево).

- Знаете ли вы, сколько весит сердце взрослого человека? (Примерно 300г.)

- Прочитайте, какой тканью образовано сердце человека. (Особой мышечной тканью, которая способна ритмично сокращаться: поперечнополосатой сердечной). ( Запись в тетрадь предложений из учебника: стр.59 – 2 абзац.)

- Сердце человека состоит из 4-х камер (отделов): двух предсердий и двух желудочков. Правая и левая части сердца разделены сплошной перегородкой.

(Запись в тетрадь схемы с доски:

Правое предсердие Левое предсердие

Перегородка

Правый желудочек Левый желудочек)

Предсердия и желудочки каждой половины сердца сообщаются между собой с помощью специального отверстия, которое открывается и закрывается с помощью створчатых клапанов. При этом, створчатые клапаны открываются только в сторону желудочков. Благодаря этому, кровь может двигаться только из предсердий в желудочки.

Из желудочков кровь выталкивается с артерии. Здесь также находятся клапаны, которые не дают крови вернуться обратно. Эти клапаны называются полулунные.

(Запись в тетрадь с доски:

Клапаны: створчатые

полулунные)

2) Работа сердца.

Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека. Ни один даже самый совершенный двигатель не может сравниться с его работоспособностью. Работа сердца заключается в перекачивании крови. Различают три фазы работы сердцасокращение предсердий,сокращение желудочков и пауза, когда и желудочки, и предсердия одновременно расслаблены. За 1 минуту сердце сокращается 60-70 раз.

- А как вы думаете, сердце больше работает или отдыхает?

Помочь с ответом на этот вопрос нам поможет таблица:

Фазы работы

Предсердия

Желудочки

1-ая фаза

сокращаются

расслаблены

2-ая фаза

расслаблены

сокращаются

3-я фаза

расслаблены

расслаблены

- Какой вывод можно сделать о работе и отдыхе предсердий и желудочков? (Чаще они находятся в состоянии отдыха).

- Как в учебнике объясняется высокая работоспособность сердца? Стр.60, середина третьего абзаца. (Чередуются фазы работы сердца: в момент работы одних отделов, другие – расслабляются. Во время расслабления сердечная мышца восстанавливает свою работоспособность).

- Как вы думаете, от чего зависит частота сердечных сокращений? (При физической нагрузке сердце сокращается быстрее, во время сна – медленнее. Здоровое сердце сокращается сильнее и реже, чем ослабленное или больное, значит организм лучше снабжается кислородом).

4. Закрепление полученных знаний.

Какие органы образуют кровеносную систему?

- В чем заключается работа сердца?

- Расскажите, где расположено сердце и покажите по картине его камеры (отделы).

- Покажите створчатые и полулунные клапаны, расскажите об их значении.

- В чём причина неутомляемости сердца?

Индивидуальное задание (для слабых учащихся)

На карточках, изображающих строение сердца подписать его отделы.

5. Домашнее задание.

1 педгруппа - стр. 58 – 61 читать, отвечать на вопросы.

2 педгруппа - стр. 58 – 61 читать.

6. Итог урока.

Итак, сегодня на уроке мы закрепили знания об особенностях кровеносных сосудов, познакомились со строением сердца и узнали, что отделы сердца работают поочередно. А также вспомнили, что здоровье нашего организма зависит от здоровья сердца.




Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

на уроке мы закрепим знания об особенностях кровеносных сосудов, познакомились со строением сердца, узнаем, что отделы сердца работают поочередно. А также вспомним, что здоровье нашего организма зависит от здоровья сердца.
0 ₽