МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«Благородные» и «подлые»: социальная структура российского общества второй половины XVIII в.
Тип урока: комбинированный.
Учебные материалы урока: История России 8 класс УМК «Просвещение» 2018 г.;
Оборудование и материалы: компьютер, презентация к уроку, раздаточные материалы: выдержки из исторических документов, репродукции картин, составления схем.
Цели урока (предметные):
Сформировать представления о сословиях российского общества второй половины XVIII века. Раскрывать характерные, существенные черты сословий. Познакомится с жизнью и бытом разных сословий.
Научится анализировать информацию из различных источников по отечественной истории.
Составлять описание положения и образа жизни социальных групп в России.
личностные:
Оценивать собственную учебную деятельность,
Грамотно выражать свои мысли, строить предложения, формирование умения слушать и слышать собеседника, изложение своей точки зрения, её аргументация,
Формулировать свою позицию по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
метапредметные:
Планировать при поддержке учителя пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
Обобщать факты, составлять таблицы, тезисы, схемы, формулировать и обосновывать выводы, Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её,
Логически строить рассуждение, применять начальные исследовательские умения,
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся. Самостоятельная работа, исследование, диалог, обсуждение, самопроверка и взаимопроверка, дискуссия, заполнение учащимися карты рефлексии.
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УДД |
Этап начала урока и актуализации знаний. | Приветствие. Учитель предлагает провести экскурс в предыдущий урок, выстроив причинно-следственную связь социальных процессов. Разбивает детей на группы и пары, объясняет правила работы на уроке Вопрос детям о цели урока | Отвечают во фронтальной беседе. Выдвигают предположение о цели урока. | - грамотно выражать свои знания; - использовать научную терминологию; - слушать в связи с поставленной целью; - дополнять, исправлять высказанные знания по существу полученного задания |
Этап изучение нового материала. Цель этапа: мотивирование учащихся на проведение самостоятельной, а далее – исследовательской работы Тематическая пауза | 1 задание. Как государство решало вопрос обеспечения землей новых дворян? 2 задание. Крестьянское житие (Задание детям – составить схему Категории крестьян и продолжить заполнения таблицы. Сословия российского общества.) Учитель выводит схему на экран. 3 задание. Документы, регламентирующее права и обязанности городского населения Жалованная грамота городам по тексту учебника. Демонстрирует физические упражнения, имитируя жесты изучаемого периода 4 задание. Работа с иллюстрациями по группам. Наказание крепостных (гравюра XVIII века), Продажа крепостных (Н. Неврев), Празднование свадебного договора (Шибанов М.), Базар в Нижнем Новгороде (картина XIX века). Комментарий учителя. Учитель вместе с детьми обсуждает быт, положение сословий по описанию картин. 5 задание. Какие признаки позволяли делить крестьян на зажиточных, средних и беднейших? | Взаимодействуют друг с другом, работая с документом. Ученики составляют таблицу Сословия российского общества. Предлагают колонки для таблицы. Таблица составляется на протяжении всего урока. Во втором задании составляется схема Категории крестьян. Дети самостоятельно сравнивают свои схемы со схемой на экране проектора. Повторяют за учителем, стараясь псхологически и физически разгрузиться Выступление групп. Ребята рассказывают, что можно узнать о жизни людей в XVIII веке. Учитель дополняет ответы детей. Ребята анализируют предыдущие знания и согласно системе материальных ценностей, выстраивают логичнскую цепочку | Контроль за временем урока и скоростью самостоятельной работы. Взаимопроверка. Самопроверка. Организуют личное рабочее пространство. Самостоятельно следят за грамотностью письменной речи. Преобразование устной речи в письменную. Учатся формулировать точку зрения. Выбирают среди предположений нужные с их точки зрения. Формирование умения слушать и слышать собеседника. Изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями. |
Этап завершения урока и рефлексии | Подведение итогов. Учитель подводит к главному вопросу урока - каковы же были социальные тенденции Постановка вопроса для рефлексии. Рефлексия. Учитель предлагает ответить ребятам на вопросы. На интерактивной доске появляется слайд, где указаны варианты вопросов Выставление отметок Домашнее задание. | Отвечают на главный вопрос урока. Ученики заполняют и сдают карты самодиагностики учителю. Получают оценки за урок. Оценивают выступление сверстников. Записывают в дневник домашнее задание. | - соотносят известную и неизвестную информацию; - оценивают уровень усвоения материала; - контролируют самоподготовку. |
Приложение 1.Жалованная грамота дворянству 1785 года («Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства»). Права дворянина: Личные права – право на дворянское достоинство, на защиту чести и жизни, освобождение от телесных наказаний («Телесное наказание да не коснется до благородного») и от обязательной государственной службы.
Имущественные права – полное и неограниченное право собственности, на наследование любого вида имущества, в том числе и на крестьян. Дворянин имел право заниматься деятельностью. «Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням. Благородным дозволяется в вотчинах их заводить местечки и в них торги и ярмарки. Благородным подтверждается право иметь или строить, или покупать домы в городах и в оных иметь рукоделие. Благородным дозволяется оптом продавать или из указных гаваней за моря отпускать товар, какой у каго родится, или на основании законов выделан будет, ибо им не запрещается иметь или заводить фабрики, рукоделия и всякие заводы.» Кроме того, отмечалось: «Благородной самолично изъемлется от личных податей.» Процессуальные (судебные) права – дворянина мог судить только суд равных, лишение вышеуказанных в пп. 1-2 прав осуществлялось только по суду.Дворяне имели право создавать свои общества, то есть Дворянские Собрания. Имели Собрания и политические права: например, подавать свои «прожэкты» императору.В состав Собрания входили все дворяне, имевшие имения в данной губернии. Управлял дворянским самоуправлением губернский предводитель дворянства. Все потомственные дворяне обладали равными правами независимо от разницы в титулах и древности рода. Закрепленные за дворянами права определялись как вечные и неизменные
Приложение 2.Крестьянство. Крестьяне в эпоху Екатерины составляли около 95% населения, а крепостные крестьяне — более 90%] населения, в то время как дворяне составляли всего 1%, а остальные сословия — 9%. Над государственными крестьянами не было власти помещиков, им было проще уходить на заработки или перейти в другое сословие, имели сое самоуправление и свой сословный суд. Дворцовые крестьяне обеспечивали всем необходимым императорские резиденции, пожалованные членам царской семья назывались удельными, принадлежавшие самому государю-кабинетскими, дворцовые конюшни обслуживали конюшенные.
Приписные крестьяне работали на казенных рудниках и заводах вместо уплаты подушной подати. На частных предприятиях трудились купленные их владельцами посессионные крестьяне. Положение крепостных было еще тяжелее. Широких размеров достигла торговля крестьянами: их продавали на рынках, в объявлениях на страницах газет; их проигрывали в карты, обменивали, дарили, насильно женили. Крестьяне не могли принимать присягу, брать откупа и подряды, не могли отъехать от своей деревни более чем на 30 верст без паспорта – разрешения от помещика и местных властей. По закону крепостной находился полностью во власти помещика, последний не имел права лишь его убить, но мог замучить до смерти — и за это не было предусмотрено официального наказания. В течение 34 лет царствования лишь в нескольких наиболее вопиющих случаях (включая Дарью Салтыкову) помещики понесли наказание за злоупотребления в отношении крестьян.
За время царствования Екатерины II был принят ряд законов, ухудшавших положение крестьян: Указ 1763 года возлагал содержание войсковых команд, присланных на подавление крестьянских выступлений, на самих крестьян. По указу 1765 года за открытое неповиновение помещик мог отправить крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу, причём срок каторжных работ устанавливался им самим; помещикам представлялось и право в любое время вернуть сосланного с каторги. Указ 1767 года запрещал крестьянам жаловаться на своего барина; ослушникам грозила с сылка в Нерчинск.
Приложение 3 Грамота на права и выгоды городам Российской империи:
Подтверждено право верхушки купечества не платить подушной подати.
Замена рекрутской повинности денежным взносом.
Разделение городского населения на 6 разрядов:
«Настоящие городские обыватели» - домовладельцы. «Настоящие городские обыватели суть те, кои в этом городе дом или иное строение или место или землю имеют».
Купцы всех трёх гильдий, низший размер капитала для купцов 3-й гильдии – 1000 руб.
Ремесленники, записанные в цехи.
Иностранные и иногородние купцы.
Именитые граждане — купцы, располагавшие капиталом свыше 50 тысяч руб., богатые банкиры (не менее 100 тыс. руб.), а также городская интеллигенция: архитекторы, живописцы, композиторы, учёные.
Посадские, которые «промыслом, рукоделием и работою кормятся» (не имеющие недвижимой собственности в городе).
Представителей 3-го и 6-го разрядов называли «мещанами» (слово пришло из польского языка через Украину и Белоруссию, обозначало первоначально «жителя города» или «горожанина», от слова «место» — город и «местечко» — городок).
Купцы 1 и 2-й гильдии и именитые граждане были освобождены
П риложение 4. Наказание крепостных. Гравюра XVIII века | Продажа крепостных Н. Неврев |
Базар в Нижнем Новгороде. Картина XIX века | Празднование свадебного договора М. Шибанов |
Примерная схема анализа сюжетной картины
Название картины. Автор.
Какое впечатление произвела картина?
Что изображено на картине?
Перескажите сюжет картины.
Есть ли в картине предметы что-либо символизирующие?
Как соотносится название с сюжетом картины?
Приложение 5.Крестьяне в эпоху Екатерины II составляли около 50% населения, а крепостные крестьяне — более 30%, в то время как дворяне составляли всего 1%, а остальные сословия — 9%. Широких размеров достигла торговля ремесленниками: их продавали на рынках, в объявлениях на страницах газет; их проигрывали в карты, обменивали, дарили, насильно женили.
Несмотря на привилегии, в эпоху Екатерины II средикрестьян сильно выросло имущественное неравенство: на фоне отдельных крупных состояний экономическое положение частикрестьянства ухудшилось.
Однако реформы императрицы были нацелены на модернизацию общества, развитие образования, появление «среднего рода людей» – зажиточных и послушных граждан, подъем и процветание промышленности и торговли, но в рамках существующей феодально-крепостнической системы.