Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Интегрированные уроки
  3. Урок литературного чтения, интегрированный с уроком окружающего мира

Урок литературного чтения, интегрированный с уроком окружающего мира

Урок литературного чтения по произведению В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович", где ребята приходят к выводу, что данная сказка имеет научно-познавательный характер. Также путем проведения предварительных экспериментов ребята приходят к выводу, что трава под снегом не замерзает, и что фильтр, описанный в сказке, может качественно фильтровать воду.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Интегрированные уроки

Категория

Интегрированные уроки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема урока: Интегрированный урок. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» (2 урок).

Единица содержания: разбор авторской сказки через сравнительный анализ.

Цель

обучающий аспект:

  • выделять основания для сравнения литературных произведений (познавательные универсальные учебные действия);

  • уметь сопоставлять лит. произведения, находить их сходство и различие (познавательные универсальные учебные действия);

  • уметь находить в сказке фрагменты из реальной жизни, уметь их объяснять (познавательные универсальные учебные действия);

развивающий аспект:

- развивать логическое мышление, анализируя тексты разного формата (познавательные универсальные учебные действия);

- развивать умение находить необходимую информацию в тексте, видео- и аудиоматериале (познавательные универсальные учебные действия);

- развивать умение самостоятельно ставить цель, планировать и оценивать свою деятельность (регулятивные универсальные учебные действия);

воспитывающий аспект:

- воспитывать интерес к предмету литературное чтение (личностные универсальные учебные действия);

- воспитывать культуру общения и сотрудничества при совместной дистанционной работе (коммуникативные универсальные учебные действия);

- воспитывать положительные качества характера: самодисциплину, честность, ответственность (личностные универсальные учебные действия)

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Этапы урока:

  • проверка домашнего задания*,

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,

  • усвоение новых знаний и способов действий,

  • первичная проверка усвоения,

  • обобщение знаний*,

  • итог на рефлексивной основе,

  • домашнее задание.

/* - вариативность этапа/.

Ход урока

Проверка домашнего задания*

Задача:установление правильности выполнения задания, выявление пробелов и их коррекция

Метод: /продуктивный/.

Форма работы: / индивидуальная/.

Деятельность учителя

Знакомство с рабочим листом.

Организует работу с планом сказки “Морозко”.

Задание: расставьте пункты плана в правильном порядке.

Время – 2 минуты.

Организует самопроверку по слайду.

Слайд 1

Организует оценивание 2-1-0

Расставляют пункты плана в правильном порядке.

Проверяют свою работу по слайду.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

мин.

Задача:актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.

Метод: / продуктивный/.

Форма работы: / фронтальная, парная, /.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

В нашем арсенале оказались две сказки.

«Мороз Иванович» и «Морозки».

Целью нашего урока будет сравнение этих сказок.

Какая сказка к какому виду относится: народная или авторская?

Прежде чем ответить на этот вопрос – давайте повторим признаки авторской и народной сказки.

Слайд 4.

Организует работу по повторению признаков авторской и народной сказок.

Задание не оценивается.

Слайд 6.

- Давайте сравним эти сказки: найдем общие и различные …

Обращает внимание на большой объем таблицы, предлагает парную работу.

Пары образуются из уч-ся равных по силам.

Организует разноуровневую парную работу для сравнения сказок.

Организует активное слушание

и оценивание 2-1-0

Что общего в этих сказках?

Вывод: в сказках много общего: герой, персонаж, который судит, восстанавливает справедливость, героини резко противопостав-

ляются по характеру, в финале одну из героинь

наказывают, а другую вознаграждают.)

По цепочке называют признаки авторской и народной сказок.

Пары образуются из уч-ся равных по силам.

Марк, Эвелина – имена девочек, имена волшебников:

Ксения, Варя - характеристика героинь;

Максим, Дьулуур - Как попадают в волшебный лес

Иван, Егор - Волшебные предметы.

Аня, Алиса - концовка

Записывают ответы на задания в ячейки таблицы, озвучивают результаты работы.

Заполняют таблицу в рабочих листах.

Усвоение новых знаний и способов действий

Задача:обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, организация активных самостоятельных действий обучающихся.

Метод: / продуктивный/.

Форма работы: / индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мы уже с вами говорили, что детская литература появилась относительно недавно…

Слово учителя.

Прил 3

 Назовите научные (познавательные) и поучительные сведения из авторской сказки.

Подводит к выводу, что познавательные сведения есть только в авторской сказке, а в народной сказке – только поучительные.

Задание не оценивается.

Называют и классифицируют найденные сведения.

Закрепление*

Задача:обеспечение самостоятельного усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой ситуации.

Метод: / продуктивный/.

Форма работы: / фронтальная, парная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Слайд 7

  1. Фото работы на участке.

Что мы наблюдали?

  1. Слайд 8 (видео).

Включаю видео беззвучно.

Как вы думает, что здесь происходит?

Включаю видео со звуком.

Мы с вами убедились, что сведения, описанные в авторской сказке, соответствуют научным данным.

Наблюдают за процессом фильтрации воды.

Первичная проверка усвоения

Задача: установление правильности и осознанности усвоения новых знаний на репродуктивном уровне, выявление пробелов, неверных представлений, типичных ошибок и их коррекция.

Метод:/ продуктивный, репродуктивный/.

Форма работы:/индивидуальная, /.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Нацеливает уч-ся на создание комментария для ровесников, которые будут читать сказку самостоятельно.

Организует работу прежними парами.

Прил. 4

Организует взаимопроверку парами.

Оценивание 2-1-0.

Создают комментарии к познавательным отрывкам и обосновывают их с научной точки зрения.

В рабочих листах вставляют пропущенные слова.

Проверяют работу пары противоположного варианта.

Итог на рефлексивной основе

мин.

Задача:обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке,

выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению.

Метод:/репродуктивный, продуктивный/.

Форма работы: / индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Слайд 9.

Работа с пословицами

Организует работу с пословицами.

Задание: распределить пословицы на 2 столбика: поучительные и познавательные.

Раздает пословицы в произвольном порядке.

Оценивание 1-0.

Выбирают пословицу, которая, как вы считаете, отражает смысл урока.

Прикрепляют квадратик со своим именем

рядом с пословицей.

Домашнее задание

мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задача:обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, реализацияусловия успешного выполнения домашнего задания каждым обучающимся в соответствии с актуальным уровнем его развития.

Метод:/репродуктивный, /.

Форма работы:/индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

К выбранным пословицам подобрать примеры сказок.

Приложение 1

Приложение 2

Пункты для сравнения

«Морозко»

«Мороз Иванович»

Героини

Волшебные персонажи

Кто встречается на пути героинь?

(Волшебные предметы)

Характеристика героинь

Как героини попадают в лес

Концовка

Приложение 3.

Слово учителя.

В конце 18 века в России начали выпускать специальное приложение к газете «Московские ведомости» — «Детское чтение для сердца и разума», адресованное «русскому юношеству».

В «Детском чтении» публиковали повести о добродетелях и пороках, рассказы о природных явлениях (о смене времен года или об устройстве Вселенной), беседы о нравственности.

Владимир Федорович Одоевский писал свою сказку в начале 19 века. Писалась сказка для дворянских детей, поэтому он ввел туда познавательные и поучительные сведения, смягчил концовку, сделал сказку нравоучительной (эпиграф и концовка сказки).

Приложение 4.

Трава может зимовать под снегом, так как в снежинках много воздуха, который плохо отдает тепло. Поэтому под снегом температура на несколько градусов теплее воздуха.

Мутная вода, проходя через различные слои фильтра, очищается от вредных примесей.

Самый нижний слой обычно из ткани. Этот слой собирает микроскопические частицы, находящиеся в воде.

Древесный уголь применяется для очистки воды от вредных веществ.

Песок используется для очистки воды от различных загрязнений: частичек

почвы, глины.

Приложение 5.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Какова работа - такова и награда.

Мало хотеть - надо уметь.

Сделав худо - не жди добра.

Много снега - много хлеба.

Снег холодный, а от стужи укрывает.

Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.

Хороший снежок урожай сбережёт.

Пункты для сравнения

«Морозко»

«Мороз Иванович»

Общее

Героини

Падчерица и родная дочь

Рукодельница и Ленивица

Две девочки

Как героини попадают в лес

Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить её.

Рукодельницу посылает за ведром нянюшка. Рукодельница попадает в волшебный лес через колодец.

Кто или что встречается на пути героинь?

(Волшебные предметы)

Никого не встречают

Встречают печку и яблоньку, которым Рукодельница помогает.

Характеристика героинь

Падчерица ведет себя скромно и приветливо. Родная дочь – грубо, невежливо.

Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность. Ленивица проявляет леность, капризность, неаккуратность

Разные по характеру

Волшебные персонажи

Морозко

Мороз Иванович

Герой, персонаж, который судит, восстанавливает справедливость

Концовка

Щедро награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь.

Рукодельницу и Ленивицу награждает подарками, но у Ленивицы подарки растаяли. Так он ее наказал.

“...какова работа, такова и награда.”

Слова для справок: скромно, приветливо, доброта, трудолюбие, любознательность, лень, капризность, неаккуратность.

Рабочий лист к уроку литературного чтения

по произведению В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Фамилия, имя_______________________________________________________________________

  1. Проверка д/з.

Расположите пункты плана сказки “Морозко” в правильном порядке.

Shape1

Наказание жадной старухи и её дочери.

Старухина дочь отправляется в лес за богатствами.

Жизнь трудолюбивой падчерицы со злой мачехой.

Возвращение стариковой дочери с богатыми подарками домой.

Изгнание падчерицы в зимний лес.

  1. Сравнение сказок.

Пункты для сравнения

«Морозко»

«Мороз Иванович»

Общее

Героини

Волшебные персонажи

Как героини попадают в лес

Кто или что встречается на пути героинь?

(Волшебные предметы)

Характеристика героинь

Концовка

Shape2

  1. Shape3 Вставьте пропущенные слова.

Shape4 Оценка за урок

Shape5 Баллы за урок

2 вариант. Вставьте пропущенные слова.

Мутная вода, проходя через различные слои ______, очищается от вредных примесей.

Самый нижний слой обычно состоит __________. Этот слой собирает микроскопические частицы, находящиеся в воде._____

Древесный уголь применяется для очистки воды________________.

Песок используется для очистки воды от крупных загрязнений:

______________________.

Слова для справок: фильтра, из ткани, от вредных веществ, частичек

почвы, глины.

1 вариант.

Между снежинками, лежащими на земле, сохраняется воздух, который плохо отдает тепло. Поэтому под снегом температура на несколько градусов выше температуры воздуха. Значит, трава может зимовать под снегом.

1 вариант.

Вставьте пропущенные слова.

Между снежинками, лежащими на земле, сохраняется _______, который плохо отдает тепло. Поэтому _________ температура на несколько градусов ___________ температуры воздуха. Значит, трава __________зимовать под снегом.

Слова для справок:воздух, под снегом, выше, может.

2 вариант.

Мутная вода, проходя через различные слои фильтра, очищается от вредных примесей.

Самый нижний слой обычно из ткани. Этот слой собирает микроскопические частицы, находящиеся в воде.

Древесный уголь применяется для очистки воды от вредных веществ.

Песок используется для очистки воды от различных загрязнений: частичек

почвы, глины.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Урок литературного чтения по произведению В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович", где ребята приходят к выводу, что данная сказка имеет научно-познавательный характер. Также путем проведения предварительных экспериментов ребята приходят к выводу, что трава под снегом не замерзает, и что фильтр, описанный в сказке, может качественно фильтровать воду.
0 ₽