ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ»
Класс, предмет: 1Б класс, литературное чтение
Тема: Н.М. Артюхова «Саша – дразнилка».
Цель: организация деятельности обучающихся по формированию умения пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на иллюстраци.
Задачи урока:
Дидактические:
- актуализировать знания об особенностях рассказа;
- содействовать усвоению знаний обучающихся о биографии и творчестве Н.М. Артюховой;
- формировать умение пересказывать с опорой на картинный план
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию умения запоминать текст и воспроизводить его по памяти;
- развивать чистоту и правильность речи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению;
- воспитывать доброту, отзывчивость и дружелюбие.
Планируемые результаты урока:
Предметные | Пр1. понимать содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения; Пр2. Владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного (прочитанного) произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя; Пр3. участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста. Пр4. Пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план. |
Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | П1. устанавливать причинно-следственные связи в сюжете художественного текста при характеристике поступков героев; Р1. устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; К1. корректно и аргументированно высказывать своё мнение; К2. проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога. |
Личностные | Л1. освоение взаимоотношений, проявление сопереживания, доброжелательности к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; Л2. Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. |
Межпредметные связи: окружающий мир.
Оснащение урока:
- дидактические средства: учебник, презентация.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Формы контроля: самоконтроль, фронтальный.
ХОД УРОКА
Этап занятия | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |||
Пред- метные | Метапредметные | Личностные | |||||
1. МОТИВА ЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬН ОСТИ (Организац ионный этап) | Слово учителя Художественное слово | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. Настраивает на урок с помощью стихотворения. -Здравствуйте, присаживайтесь Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Л2 | |||
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ | Речевая разминка Повторение | Организует речевую разминку, работая над скороговоркой. Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб. Задаёт вопросы. Даёт установку прочесть быстро и без ошибок. Актуализирует знания о разделе. Спрашивает, какой раздел изучают. Задаёт вопросы: Какой раздел литературного чтения мы изучаем Какие произведения мы прочитали в этом разделе? Что их объединяет? Для чего пишут авторы такие веселые и смешные произведения? В разделе «И в шутку и всерьёз» поэты сочиняют весёлые рассказы и небылицы не только для удовольствия. Их произведения помогают нам посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки и понять, что в каждой шутке есть доля правды. | Выполняют задание для разминки. Выразительно читают отрывки произведение по ролям. Отвечают на вопросы. | К1 | |||
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 3.1. Целепол агание | Беседа Подводящий диалог | Помогает определить тему и результат урока. -Сегодня утром на адрес нашего класса пришло письмо. Предлагает прочитать с доски письмо - Здравствуйте, дети! В нашем классе случилась неприятность – девчонки и мальчишки дразнят друг друга и придумывают клички, из-за этого часто ссорятся и обижаются. Помогите справиться с нашей проблемой! -Как вы думаете, как можно решить проблему? А теперь, ребята, помогите сформулировать тему сегодняшнего урока - Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться детская писательница Нина Михайловна Артюхова. Все её произведения учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову. Известные её произведения «Большая береза» «Трудный вечер» «Саша – дразнилка» -Как вы думаете, какое из данных произведений мы будем сегодня изучать? Рассказ, который мы будем сегодня изучать так и называется «Саша –дразнилка» Тема урока: «Саша-дразнилка» Чему будем учиться на уроке? | Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему и результат урока с помощью учителя. | К1. | Л2. |
3.2. Откры тие нового знания. физминутка | Рассказ Беседа Словарная работа Организация работы с текстом Вопросно-ответная беседа | Знакомит с некоторыми фактами из биографии автора. Проводит словарную работу. -Как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”? - Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре: - ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз. “Дразнилка” - человек, который дразнит другого. - Хорошее ли качество , дразнить? - Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили? - Какие чувства вы испытывали в тот момент? Начинает читать произведение, останавливается на словах «Саша даже поперхнулся от удивления» - вы прослушали часть текста, о чём она? Какие чувства вы испытали? Как бы вы поступили на месте Саши? Ляли? - Я предлагаю вам в парах составить продолжение истории, но так, чтобы прослеживалось изменение в поведении героев. Выборочно спрашивает - Молодцы, у вас отлично получилось. А теперь откройте учебники, прочитаем текст с самого начала и сравним ваши истории с оригиналом. - Что общего увидели? Верно, в обеих случаях Ляля меняет своё отношение к Саше. -К какому жанру можем отнести произведение? Почему? Чем рассказ отличается от сказки? Стихотворения? - Каковы ваши впечатления от прочитанного? - Какие чувства вы испытали? Где происходит событие? - Какая проблема возникла между братом и сестрой? - Какой совет дал папа Ляле? Проводит физминутку. | Слушают биографию. Знакомятся со значением слов. Знакомятся с произведением. Отвечают на вопросы учителя. . Отвечают на вопросы учителя. | Пр2 Пр3 Пр1 Пр2 Пр3 Пр1 | К2 К1 | Л2 Л1 Л1 |
3.3. Первичн ое закрепл ение | Объяснение Чтение-рассматривание | Подводит к плану произведения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. -Сколько частей в рассказе? Как он начинается? Прочтите первую часть. О чём она? Прочтите вторую часть. О чём говорится? Прочтите третью часть. - Почему заплакал Саша? - Помог ли Ляле папин совет? -Почему изменилось настроение Саши? Ляли? - Давайте подберём заголовки к каждой части, какой из них больше подойдет к 1,2,3 части. «Не дразнись» «Саша заплакал» «За столом» - Какая иллюстрация подойдёт к каждой части? | Слушают установку учителя. | Пр1. Пр4 | К1. П1 | Л2 Л1 |
3.4. Самост оятельн ая работ а | Инструктаж Похвала | Организует работу над пересказом текста: Перед вами опорный план: Кто попробует пересказать, опираясь на план и иллюстрацию в учебнике? Что на ней изображено? Выслушивает ответы обучающихся, даёт рекомендации. | Слушают инструктаж учителя. Выполняют задание. | Пр4 | Л1. |
3.5. Повтор ение и включен ие в систему знаний | Повторение | Подводит итог урока: С какими произведениями познакомились сегодня? Кто их авторы? Чему учат нас рассказы? Как бы вы поступили на месте Саши? Ляли? | Отвечают на вопросы учителя. | Пр1. | К1. | Л2. | |
4. РЕФЛЕКС ИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Беседа Самооценка | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Даёт установку оценить свою деятельность на уроке с помощью приёма «Светофор». | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала. Осуществляют самооценку. | К1. |