МКОУ « Брусовская СОШ»
Открытый урок
окружающего мира
в 4классе
по теме:
« Мы- граждане России»
Учитель: Алтухова С. А.
2024год
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: Мы – граждане России
Тип урока: Урок открытия нового знания
Технология построения урока: проблемно-диалогическая
Ведущий метод:проблемно-ситуационные методы обучения. Репродуктивный метод.
Цель: формировать у учащихся представления о том, что значит быть гражданином. О главе государства, Федеральном собрании и их работе.
Планируемые результаты:
Регулятивные:целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Познавательные:общеучебные – называть объекты действительности
в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия: «права», «обязанности», почему человек должен выполнять свои обязанности.
Коммуникативные:управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:самоопределение – осознают гражданскую идентичность
в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину
Оборудование:ноутбук, проектор,презентация, учебники, рабочие тетради, карточки.
Основные понятия: президент, законы, Государственная Дума, Совет Федерации. Права, обязанности, граждане.
I.Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Время быстро пробежит.
Надо нам им дорожить.
Проверьте свою готовность к уроку. Все ли необходимое есть на столе: учебник, тетрадь, дневник, принадлежности.
- Поднимите палец вверх те, у кого сейчас хорошее настроение.
- Поднимите правую руку, если вы хотите выполнять все задания без ошибок.
- Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня активно поработать на уроке.
- Молодцы! Подумайте, какие качества нужны для успешной работы на уроке? (внимательность, старательность, уважение к товарищам, любознательность, сообразительность, упорство, трудолюбие, терпение, активность)
- Верно! Значит, эти качества мы с вами на уроке будем применять, да?
-Хорошо. Тогда настраиваемся на продуктивную и успешную работу!
II. Актуализация опорных знаний
- Для начала давайте вспомним тему нашего прошлого занятия .Кто сможет нам напомнить? ( Основной закон России и права человека)
Насколько хорошо вы усвоили этот материал, мне поможет определить графический диктант, который мы запишем на листочках. Для начала запишите на нем свое имя.
1.Графический диктант.
– Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, то – знак
«–»
1. Название нашей страны – Российская Федерация.
2. Слово «федерация» в переводе с латинского языка обозначает «семья».
3. На территории России живет 160 народов.
4. Основной закон страны – Конституция.
5. В переводе с латинского слово «конституция» означает «закон».
6. Всеобщая Декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН.
7. В переводе с латинского слово «декларация» означает «объявление».
8. С первого дня жизни ребенка государство берет его под защиту.
9. О детях-сиротах заботится государство.
10. Конвенция о правах ребенка была принята 2 ноября 1989 года ООН.
11. До 17 лет человек считается ребенком.
12. В переводе с латинского слово «конвенция» означает «соглашение».
Ответы: 1 (+). 2 (–). 3 (+). 4 (+). 5 (–). 6 (+). 7 (–). 8 (+). 9 (+). 10 (–). 11 (-). 12 (+).
Взаимопроверка по слайду.
- А сейчас мы будем работать в группах. Вспомним правила работы
«Правила работы в группе»
Слушай, что говорят другие.
Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
Говори спокойно ясно, только по делу.
Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
Помогай товарищам, если они об этом просят.
Точно выполняй возложенную на тебя роль.
Каждая группа получает карточку с заданием, работают 1 минуту, обсуждают, а затем один представитель от группы отвечает.
РАБОТА В ГРУППАХ
Карточки с заданиями:
1 группа
- Прочитайте отрывок из сказки и определите, какое право нарушает сказочный герой:
«Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Алёнушку»(угроза здоровью- право на жизнь)
2 группа
-Каким правом решили воспользоваться дети?
«Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда они выросли, собрались искать своих родителей» ( жить и воспитываться в семье)
1 группа
-Каким правом могут воспользоваться животные?
«Приходи ко мне лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и паучок,
И медведица» (Право получить помощь врача или право на бесплатное медицинское обслуживание)
2группа
-О каком праве идёт речь в следующих строчках:
«Все работы хороши, выбирай на вкус» ( право на труд)
1 группа
- Каким правом воспользовалась золушка, когда решила пойти на бал
( право на отдых)
2группа
- Каким правом могут воспользоваться насекомые?
« Господин учитель ЖУК
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.» (право на образование)
- Молодцы, ре6ята, пройденный материал мы повторили, а теперь пора нам двигаться дальше.
III. Работа над новым материалом.- 4 слайд
Учитель. У каждого из нас есть дом, семья. Для своих родителей вы являетесь детьми. У многих из вас есть бабушки и дедушки. Для них вы – внуки.
Но у всех у нас есть один общий дом. Как вы думаете, как он называется?
ученики. Это наша страна – Россия.
Давайте посмотрим на карту, покажем наше государство на ней. Столица нашего государства?
Протяженность России севера на юг превышает 4тыс.км, с запада на восток около 10 тыс.
Вот какая наша страна!
– Как называют жителей нашей страны? (Россияне.) В России живут люди разных национальностей – русские, чуваши, татары, ненцы, чеченцы, армяне, башкиры и многие другие.
- Сегодня мы проведём урок, который очень важный для каждого из нас. Мне хочется начать его со стихотворения Романа Сефа «Необычный пешеход».
Кто по улице идет?
Hеобычный пешеход.
У него пятьсот имен:
Hа заводе слесарь он,
В яслях он - родитель,
В кинотеатре - зритель,
А пришел на стадион -
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он - мечтатель в дни весны,
Он - защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду -
Гражданин своей страны!
- Какие здесь ключевые слова ? Сформулируйте тему урока.
(МЫ- граждане России).
Давайте подумаем , какова же будет цель и задачи нашего урока?
Сегодня мы с вами
• уточним определение понятия «гражданин», Правительство РФ, Федеральное собрание
• познакомимся с системой государственного регулирования жизни граждан,
- Мы с вами – россияне, граждане России. Человек при рождении получает очень важный документ- свидетельство о рождении, который подтверждает, что малыш родился именно в этом государстве , а в 14 лет каждый из вас получит паспорт гражданина РФ.
Каждый человек, живущий в каком-либо государстве, является его гражданином, и государство предоставляет своему гражданину права.А как вы понимаете слова "права","обязанности"?
(Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать. А обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет). Права – правила поведения, установленные государством.
-Значит быть гражданином……( исполнять законы, иметь права).
А сейчас внимание на слайд, вставим пропущенные слова в высказывание.
- Какие права имеют граждане нашей страны?
(Основные права граждан России:
- Право на жизнь
- Право на свободу
- Право на личную неприкосновенность
- Право на труд
- Право на отдых
- Право на свободу слова
- Право на свободу совести
- Право на образование
- Право на медицинское обслуживание)
- Узнаем подробнее об этом из текста на странице 114-115 учебника.
Работа по учебнику.
- О каких еще правах граждан РФ вы узнали из прочитанного?
- А какие у гражданина есть обязанности?
(Гражданин должен уважать законы государства;
Гражданин должен честно трудиться;
Гражданин должен защищать свою Родину.
• Уважать права и свободы других людей
• Платить налоги
• Охранять природу и окружающую среду
• Заботиться о детях, их воспитании
• Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. )
- Выясним, что относим к правам, а что к обязанностям, выполнив задание 3 на странице 65.
Работа в тетради.
Что из перечисленного относится к правам?
- Что из перечисленного относится к обязанностям?
( взаимопроверка)
Физкультминутка
- Сейчас все встаем. Предлагаю вам немного размяться. Я буду назвать права и обязанности гражданина России. Если вы слышите права, то приседаете, если обязанности, то выполняете наклоны вправо-влево:
(Каждый гражданин имеет право: )
* жизнь, свобода и личная неприкосновенность;
* личная и семейная тайна;
* защиту своей чести и доброго имени.
*Никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
*Все люди имеют равные права независимо от национальности, языка, на котором разговаривают, убеждений.
(Каждый гражданин обязан: )
* соблюдать законы своей страны;
* уважать права и свободы других людей;
* сохранять природу и окружающую среду;
* бережно относиться к животному и растительному миру;
* беречь памятники истории, культуры и природы.
*платить законно установленные налоги и сборы.
- Молодцы. Садитесь все, пожалуйста.
Учитель. Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах граждан в нем говорится.
Читает заранее подготовленный ученик.
Мать с отцом голосовали,
Старший брат голосовал,
Я один остался дома.
– Ты еще, – сказали, – мал.
Это все-таки обидно:
Все – на выборах, я – нет,
Разве скоро соберешь их –
Восемнадцать полных лет?
Вот уйду я плавать в море,
А когда вернусь назад,
Будут славным капитаном
Все гордиться, даже брат!
И однажды, утром рано,
Скажут мне отец и мать:
– Надевай парадный китель
И пойдем голосовать.
В. Лукс (Наши родители имеют право голосовать).
- Верно. Граждане России имеют право участвовать в управлении страной. Они ходят на выборы. Кого же они выбирают?(Президента республики, страны, депутатов, мэра, губернатора).
( Просмотр видио « Что такое голосование»)
-А вы можете пойти на выборы и голосовать за какую-нибудь кандидатуру?
- С какого возраста вы сможете голосовать?( С 18 лет).
- В нашей стране как раз совсем недавно проходили выборы. С 15 марта по 17- 3дня.
Это были очень важные дни для нашей страны в такое тяжелое время, когда идет специальная военная операция . Кто то из вас наверняка посетил избирательный участок со своими родителями, таким образом принял участие в выборах.
- Кто же такой президент? Давайте посмотрим небольшое видио с высказыванием малышей. Ведь устами младенца глаголит истина…..
( просмотр видио)
- Ребята, верны ли высказывания малышей? Или вы готовы с ними поспорить?
……
Конечно же, ребята, презедент всегда заботится о своей стране, о гражданах своей страны, о нашей безопасности, о соблюдении наших прав, о процветании нашего государства.
-Кто является нашим президентом?(Владимир Владимирович Путин).-(сообщение о президенте)
Президент моей страны Владимир Владимирович Путин.
Он добился в своей жизни огромных высот, сделал для России много доброго. Он умело ведет политику нашей страны и сумел вывести ее из кризиса. Его путь к должности президента был нелегким. Он родился и вырос в простой рабочей семье, учился в институте, служил в КГБ, был разведчиком. Он добился признания российского народа. В него верят люди России, иначе Путин не прошел бы такие сложные выборы.
Наш президент заботится о пожилых гражданах России. Мои бабушка во время получает пенсию, балуют своих внуков, покупают все необходимое для себя.
Владимир Владимирович уделяет большое внимание и подрастающему поколению нашей страны. У нас, российских школьников, есть все для успешной учебы, для счастливого детства. Наша школа оснащена компьютерным классом, тепло и уютно в кабинетах, добрые и отзывчивые педагоги учат нас и дают нам прочные знания. Это тоже забота нашего президента. Для детей России создано много гимназий, лицеев, колледжей и ВУЗов. Юное поколение имеет право выбора. Каждый может в силу своих знаний и умений освоить специальность, профессию по душе. Нужно только стараться и прикладывать все усилия, чтобы стать в жизни успешным человеком.
В число важнейших забот президента входят государственная безопасность и оборона страны. Ведь он одновременно является и Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами России.
Также президент занимается вопросами развития науки, культуры и образования; создания достойных условий жизни для граждан России, борьбы с преступностью и многими другими вопросами.
Президент Российской Федерации направляет деятельность Правительства.
ПравительствоРоссии решает важные вопросы жизни страны: развитие хозяйства, культуры, образования, охраны здоровья населения и многие другие. Правительство обеспечивает выполнение законов, принимаемых Федеральным собранием.
Вместе с Президентом и Правительством государственную власть осуществляетФедеральное собрание. Так называется парламент страны.
Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации иГосударственной думы.
- Давайте прочитаем материалы учебника по теме « Федеральное собрание и правительство Российской Федерации» - с.116
- Ребята, как же происходит принятие нового закона в нашем государстве.
(составлять схемы на доске)
Государственная дума принимает законы. Затем эти законы обсуждают в Совете Федерации. Если Совет Федерации одобрил закон, то направляет его на рассмотрение Президенту.
Подписанный Президентом закон вступает в силу.
Выполним задание № 2 на странице 61в рабочей тетради.- индивидуально
(Проверка- чтение одним из уч-ся получившихся утверждений.)
IV. Закрепление изученного.
Учитель. Послушайте стихотворение и скажите: откуда начинается Россия?
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
Россия начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
Виктор Боков
( Россия начинается со своих граждан).
- Так какими должны быть настоящие граждане своего государства?
- Ребята, давайте составим кластер, в котором покажем свое отношение
к своему государству….
-Отношение человека к Родине выражено в пословицах. Соберите пословицы.
( РАБОТА В ГРУППАХ)
Проверка при помощи сигнальных карточек.
( Ребята поочередно читают по одной пословице)
Человек без Родины … (что соловей без песни).
Родина-мать, …( умей за нее постоять).
Для Родины своей…( жизни не жалей).
На чужой стороне и…(весна не красна).
Жить -…(Родине служить)
Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй).
Ребята, я поздравляю вас, потому что мы все являемся гражданами самой Великой в мире страны- России, самой могучей, самой сильной, самой мудрой, самой любимой и нам дорогой. В честь этого события я хочу подарить вам эти ленточки в цвет нашего флага, чтобы мы всегда помнили, что носим звание граждан России, что за нами будущее нашей великой страны и мы не позволим ее обидеть или оскорбить. Давайте же будем с гордостью носить звание – граждане России.
- А что значит быть гражданином? (Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а также на управление страной).
- Кого выбирают граждане России?(Президента, депутатов, мэра, губернатора).
Когда вы получите право быть избранным на государственный пост?(После 18 лет).
- Кто является главой государства? Чем он занимается? (Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики).
-Когда был избран Президентом РФ В. В. Путин?(В 2000 году).
- Когда вступает в силу новый закон? (Дума принимает закон, Совет Федерации одобряет или отклоняет его. Если закон одобрен, он направляется на рассмотрение Президенту. Как только Президент его подписывает, закон вступает в силу.)
- Какими качествами должен обладать гражданин своей страны?
- Быть настоящим гражданином и патриотом своей страны - это значит любить и гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, беречь и умножать богатства родного края.
- Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны.
5.Итог урока.
- Ребята, какая была тема нашего урока?
- А какую цель мы перед собой поставили?
- Мы ее достигли?
6.Рефлексия
- На слайде вы видите фразы, вы можете выбрать любую из них и дополнить её.
Сегодня я узнал….
Мне было интересно….
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось….
Мне было трудно…..
Дома я расскажу родите6лям..
Теперь я знаю….
Все хорошо поработали.
Выставление отметок.
Домашнее задание
Учебник стр. 114-116-читать, с.60 в раб.тетр- №1;
Наше занятие я хотела бы закончить такими строками:
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
За небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию.
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – Нет России другой!