Предмет:Изобразительное искусство.
Класс: 5
Тип урока: «Урок рефлексия»
Тема: «Искусство Жостово: Истоки и современное развитие промысла».
Цель урока:
- овладение средствами художественного изображения, через народный промысел Жостово;
- формирование функциональной грамотности школьников через народный промысел Жостово.
Планируемые результаты УУД:
- личностные: способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства.
-метапредметные: умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни, активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов.
-предметные: умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений.
Материалы:Цветная бумага, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: Иллюстрации жостовских подносов.
Литературный ряд:Загадки, стихи, кроссворд по теме ДПИ.
Компьютер.
Формы урока:
Дифференцированно - групповые.
Технологическая карта урока.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | УУД |
I Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | Учитель подводит обучающихся к осознанию темы урока. На доске эпиграф: «Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире». Прежде чем узнать тему нашего урока, нам с вами предстоит разгадать кроссворд. И так ребята, какой росписью сегодня мы с вами будем заниматься? | Формируют самостоятельно. На каждой парте разложены листочки с заданием. По ходу ответов, дети заполняют кроссворд. «Жостово» Роспись жостовских подносов. | Познавательные УУД Общеучебные УУД Коммуникативные УУД |
II Этап актуализации и пробного учебного действия. | Учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач. Об истории этой сказочной росписи нас познакомят ребята. Давайте подумаем вместе, какие именно по форме и цвету подносы можно расписывать? А как вы думаете, легко ли расписывать подносы? Давайте с вами посмотрим технику этой росписи. (на компьютере) | Формулируют самостоятельно, определив границы знания и незнания. Выступления детей. (не большие сообщения подготовлены, в рамках индивидуального, домашнего задания). Расписывать подносы можно разной формы: - многоугольная - круглая - овальная - комбинированная Цвета фона: - чёрный - красный - зелёный - бордовый - синий Композиция: -«веночек», -«букет», -«корзинка». Смотрят слайды с росписью. Обсуждают технику выполнения росписи. | Регулятивные УУД целеполагания, Коммуникативные УУД. |
III Этап локализации индивидуальных затруднений. | Учитель помогает, советует. Перед вами лежат разные шаблоны подносов, вы их можете выбрать и обвести на любом цвете бумаги, которая лежит перед вами и будет служить основой наших подносов. Ребята, попробуйте сделать эскизы цветов, которые в дальнейшем вы будете расписывать. | Планируют способы достижения намеченной цели. Дети выбирают цветную бумагу, делают по шаблону зарисовки подноса. Работают в разной техники сразу гуашевыми красками. | Регулятивные УУД планирования. |
IV Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. Физминутка. | Применяются групповой, индивидуальные методы, учитель консультирует. Ребята попробуйте объединиться по группам, посмотрев предварительно, кто какой поднос расписывает. | Осуществляют учебные действия по намеченному плану. У обучающихся происходит смена учебной деятельности. Ребята могут предварительно посмотреть работы у одноклассников, сменить свое место работы. | Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД. |
V Этап реализации построенного проекта. | Применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля, учитель консультирует. | Осуществляют контроль над деятельностью своей и своих одноклассников. | Регулятивные УУД контроля (самоконтроля). Коммуникативные УУД. |
VIЭтап обобщения затруднений во внешней речи. | Учитель консультирует, советует, помогает. На доске учитель производит зарисовки разных типов росписи. | Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. Проговаривают все возникшие затруднения в ходе работы. Совместно осуществляют поиск решения. | Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД коррекции |
VII Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Учитель консультирует детей во время самостоятельной работы. | Дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей). | Регулятивные УУД оценивания (самооценивания), Коммуникативные УУД. |
VIII Этап включения в систему знаний и повторений. | Проводится рефлексия. Детям предлагается закончить фразу: «Для меня было открытием…» «У меня получилось…» «Я знаю…» «Я научился…» | Отвечают на вопросы, рефлексия. Заканчивают фразы, предложенные учителем: «Для меня было открытием…» «У меня получилось…» «Я знаю…» «Я научился…» | Регулятивные УУД саморегуляции, Коммуникативные УУД. |
IX Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Учитель предлагает домашнее задание детям с учетом индивидуальных возможностей и пожелания детей: Составит кроссворд по разным видам росписи: Гжель, Хохлома, Жостово, Городец. Написать стихи, загадки, сказки о посуде. | Выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей и заинтересованности. В конце урока выставка работ обучающихся. | Познавательные УУД Регулятивные УУД. Коммуникативные УУД. |