Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Экология
  3. Урок по окружающему миру

Урок по окружающему миру

На уроке идёт закрепление знаний истории Древней Руси, о крещении Руси, о древних городах Руси.Далее идёт изучение событий, происходящих в 13 веке в Древней Руси. Русь подверглась нападению врагов.Она была разграблена, разрушена. Кроме того, на Руси была феодальная раздробленность. И она разбилась на отдельные княжества.Первыми напали татаро-монголы.Затем напали шведы. Они хотели завоевать русские территории.Но русское войско , под руководством князя Александра ,разбило шведов. Произошло это в июле 1240 года на реке Неве. После этого князя прозвали Александром Невским. Через 2 года, в 1242 году, на Русь нападают немецкие рыцари-крестоносцы.Битва,в которой немецкие захватчики потерпели поражение, вошла в историю нашего Отечества, как Ледовое побоище. На каждом этапе урока идёт формирование УУД. На 1 этапе дети учатся мобилизовывать свои силы и знания, для преодоления препятствий. В ходе 2 этапа, для проверки знаний, проводится тестовая работа.После окончания этой работы проходит взаимопроверка. Так же на этом этапе дети учатся построению речевого высказывания. На 3 этапе в ходе словесного диалога учителя и учеников ставятся цели урока. На 4 этапе идёт открытие новых знаний. Дети учатся смысловому чтению,построению речевого высказывания ,рассуждения Учатся выделять информацию, анализировать объекты. Знакомятся с новыми терминами. Читая материал в учебнике учащиеся работают с картой.В ходе первичной проверки материала ученики,отвечая на вопросы учителя, ищут ответы в учебнике.Таким образом они учатся смысловому чтению, поиску и выделению информации. В ходе самостоятельной работы с самопроверкой учатся анализировать объекты с выделением существенных признаков. На этапе включения в систему знаний учатся построению рассуждений, выделению необходимой информации, оценке результатов.На этапе рефлексии делятся мнениями, делают самооценку. Учатся осуществлять итоговый контроль.После изучения данной темы дети должны знать и понимать значение знания истории своего народа,иметь представление,как была организованна жизнь наших предков.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Экология

Категория

Экология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 2 г. Котельниково Волгоградской области

Открытый урок по окружающему миру в 4-ом классе

по теме: «Трудные времена на русской земле»

Составила:

учитель начальных классов

Павликова Е.Г.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Трудные времена на русской земле»

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать и понимать значение знания истории своего народа, иметь представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков;

  • уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», учебник Окружающий мир: 4кл., 2 ч., стр.38-42; учебная презентация

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

Здравствуйте ребята, садитесь.

Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения «Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее». Помня об этих словах, давайте проверим, как мы изучили страницы истории Древней Руси.

(приветствуют учителя)

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: тестовая работа

8 мин

(проверка домашнего задания)

Вспомните, какова была тема нашего прошлого урока?

Давайте узнаем, как же вы помните эту тему, для этого выполним тест:

Тест «Из книжной сокровищницы Древней Руси»:

1. На Руси Кремлем называли:

А) сельский терем барина

Б) укрепленный центр древнерусского города

В) княжеский дворец.

2. Год Крещения Руси:

А) 987

Б) 988

В) 1988

3. Вече - это

А) собрание всех горожан

Б) город на Руси

В) посадник

4. Летопись – это

А) запись важнейших событий

Б) первая рукописная книга

В) славянская Азбука

5. На Руси первые книги писали на:

А) папирусе

Б) бересте

В) пергаменте

6. Славянскую Азбуку создал:

А) Ярослав Мудрый

Б) Кирилл и Мефодий

В) Юрий Долгорукий

Обменяйтесь работами с соседом сзади, проверьте его работу, сверяясь со слайдом, и оцените:

6 плюсов – «5»

5-4 плюса – «4»

3 плюса – «3»

Проверьте, чтобы работа была подписана, поставьте отметку и передайте листочки вперед.

(проверяют домашнюю работу) - «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

(выполняют тестовое задание)

(выполняют взаимопроверку и взаимооценку деятельности)

П: построение речевого высказывания

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

III. Постановка учебной задачи

Практический: чтение перевёрнутого предложения

Словесный: подводящий диалог

2 мин

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Это стихотворение “Русь” написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин.

Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?

А когда враг нападал, то для людей и земли русской какие наступали времена?

Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? Озвучьте тему нашего урока.

Итак, ребята, сформулируйте цели нашего урока:

-узнать…

-познакомиться…

-научиться…

Желаю вам достичь сегодня успехов в достижении целей!

(слушают учителя)

(высказывают мнение)

-Трудные, тяжелые времена.

-Да, тема урока «Трудные времена на русской земле»

(ставят цели на урок)

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Литературоведческий анализ: толкование термина

Наглядный: предъявление термина на слайде

Словесный: обобщение

8 мин

На предыдущих уроках вы познакомились с историей Древней Руси, с крещением Руси, с такими крупными городами как Киев, Новгород.  Расширялись территории, строились новые города. Русь расцветала.

Но не все было так гладко. Наше путешествие по истории России продолжается, и сегодня мы окажемся в 13 веке, в котором наступили трудные времена для русского народа. В 13 веке наша Русь-Матушка подверглась множеством нападений со стороны врагов. Территории были разграблены, постройки разрушены, сожжены. Тем более, в это время была феодальная раздробленность, и Русь разбилась на самостоятельные княжества, независимые друг от друга

Первое нападение было со стороны монголо-татар. Это были степные кочевники, у которых не было постоянного места, где бы они жили. Проживали и кормили свои семьи они за счет того, что, грабили, охотились, но для этого нужно было прилагать усилия. Тогда решили они нападать на большие и богатые территории, чтобы запугать народ и собирать дань.

Как вы думаете, а что такое дань?

Верно. Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.

Дань платили князья и весь народ для того, чтобы монголо-татары оставили в покое их княжество.  В 1237 году на Русь нападают монголо-татары, во главе которых стоит Хан Батый.

Открываем учебник на странице 59 и читаем по цепочке. По ходу текста рассмотрите карту на странице 6 и установите путь, по которому двигались монголо-татары и очередность взятых городов.

Теперь, давайте ответим на вопросы.

1) В каком году на Русь обрушились тяжелые испытания?

2) Какой город первый потерпел поражение?

3) Какой второй город был захвачен? В каком году?

4) Почему захватчики вели себя так жестоко?

5) следующий город попал под осаду? Удалось ли им захватить город?

6) Какой город еще пострадал? В каком году?

Скажите, а почему Хан Батый пошел именно таким путем? Почему он не пошел, например, в Тверь?

А в какой город не пошел Хан Батый?

Почему?

Оказывается, на дворе была весна, и все дороги были размыты, а сил у монгольской армии уже и так не было, и они решили сократить путь.

Что же в итоге добились монголо-татары своим многолетним походом?

Хорошо, но это еще не все беды, которые обрушились на русские земли. В 1240 году на Русь обрушились Шведы, чтобы завоевать русские территории, считая, что после нашествия Хана Батыя княжества не смогут дать достойный отпор. Как мы помним, полчище Хана Батыя не пошло в какой город?

Верно, а шведы, не учли этого и напали именно на Новгород, где успешный отпор дал им новгородский князь Александр. Битва проходила на реке Неве, поэтому князя так и прозвали - Александр Невский. Шведы были застигнуты врасплох и разбиты наголову в1 5 июля 1240 года. Спустя 2 года, т.е в 1242 году на нас нападают немецкие рыцари-крестоносцы. В истории нашего Отечества эта битва называлась Ледовым побоищем.

(слушают учителя)

-Это сбор налогов с захваченных народов.

(читают по цепочке, работают с учебником)

-В конце 1237 года.

-Рязань.

-Владимир, его осадили и сожгли в феврале 1238 года.

-Потому что хотели подчинить себе русский народ.

-Козельск, но монголам не удалось его захватить, потому что жители города упорно защищали свою землю.

-В 1240 году пострадал и город Киев.

-Потому что эти города были наиболее развитыми и богатыми на ресурсы.

-В Новгород.

(высказывают мнение)

-Они добились разорения всех городов, в которых побывали, а также добились зависимости русских городов, которые захватили.

-Новгород.

(слушают учителя)

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: построение рассуждения;

П: анализ объектов

П: выделение необходимой информации

П: построение рассуждения;

V. Первичное закрепление

Практическая работа с учебником

5 мин

У немецких рыцарей   была своя стратегия ведения боя, они вставали клином. И внедрялись в ряды противника. Битва началась 5 апреля 1242 года. О том, как это происходило, мы узнаем, прочитав текст на странице 63. Читаем по цепочке.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1) Как Александр расположил Русскую армию?

2) О чем не подумали немецкие рыцари, нападая на нас?

3) Чем закончилась битва?

Верно, русская армия загнала противников на озеро, где из-за климатических условий был уже не такой прочный лед, противники потонули под тяжестью своих доспехов. Нам удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины.

(работают с учебником, читают по цепочке)

-Клином, как и враги, но расположил в центре бойцов, а по краям – конницу.

-Они носили тяжелые доспехи и не подумали, что на реке, где будет сражение, будет тонкий лед.

-Победой русского войска.

К: работа в группах

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: подведение под понятие

П: осознанное построение речевого высказывания

1 мин

Динамическая пауза

Видеофрагмент

(Повторяют движения)

Р: саморегуляция

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый: поиск правильных ответов

Практич.: работа с учебником

5 мин

Подпишите свои листы. Читаете задания и выбираете правильную букву, обводите ее в кружок.

1.Кем был Александр Невский?

а) Царем

б) Великим князем

в) Императором

2.Что сделала русская православная церковь с Александром Невским после его смерти?

а) Предала анафеме

б) Причислила к лику святых

в) Ничего

3.Где состоялось Ледовое побоище?

а) На Ладожском озере

б) На Чудском озере

в) На озере Ильмень

4.Перед какой битвой Александр Невский приказал своим воинам снять железные доспехи?

а) Перед битвой в устье Ижоры (на Неве)

б) Перед ледовым побоищем

в) Перед битвой с монголо-татарами

Теперь поменяйтесь своими работами с соседом по парте. Проверяем, если ответ верный, то ставите +, если нет -.

(выполняют тестовую работу)

П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;

К: умение полно и точно выражать мысли;

VII. Включение в систему знаний, повторение

(Практический – Дидактическая игра)

2 мин

Так скажите, почему 13 век считается трудным временем для Руси?

Скажите, что было сложного в нашей теме? А что было легкого?

-Очень много врагов нападало на Русь, а также в самом государстве был разлад.

(высказывают мнение)

П: построение рассуждения;

П: выделение необходимой информации

Р: оценка результатов;

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: рефлексия на листочке

4 мин

Ребята, вспомните, какая тема урока у нас сегодня была?

Вспомните, какие цели вы сегодня ставили себе на урок. Добились ли вы их, как вы считаете?

Посмотрите на слайд, на нем изображена лестница. Поставьте себя на верхнюю ступеньку, если вы достигли всех учебных целей на уроке, вам все было понятно и вам было легко работать. Поднимите руку.

Поставьте себя на среднюю ступень, если вы считаете, что достигли не всех целей или вам было не совсем комфортно работать сегодня. Поднимите руку.

Поставьте себя на нижнюю ступень, если считаете, что сегодня не достигли ни одной цели и вам было очень некомфортно работать в команде. Поднимите руку.

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Учебник, страница 59-61, Рубрика «Проверь себя»

РТ, задания № 2,3

Спасибо за урок, до свидания!

-Тема нашего урока: «Трудные времена на Русской земле»

(делятся мнениями)

(выполняют самооценку деятельности)

(записывают домашнее задание)

-До свидания!

Р: осуществление итогового контроля


В данном конспекте применяется технология проблемного обучения.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

На уроке идёт закрепление знаний истории Древней Руси, о крещении Руси, о древних городах Руси.Далее идёт изучение событий, происходящих в 13 веке в Древней Руси. Русь подверглась нападению врагов.Она была разграблена, разрушена. Кроме того, на Руси была феодальная раздробленность. И она разбилась на отдельные княжества.Первыми напали татаро-монголы.Затем напали шведы. Они хотели завоевать русские территории.Но русское войско , под руководством князя Александра ,разбило шведов. Произошло это в июле 1240 года на реке Неве. После этого князя прозвали Александром Невским. Через 2 года, в 1242 году, на Русь нападают немецкие рыцари-крестоносцы.Битва,в которой немецкие захватчики потерпели поражение, вошла в историю нашего Отечества, как Ледовое побоище. На каждом этапе урока идёт формирование УУД. На 1 этапе дети учатся мобилизовывать свои силы и знания, для преодоления препятствий. В ходе 2 этапа, для проверки знаний, проводится тестовая работа.После окончания этой работы проходит взаимопроверка. Так же на этом этапе дети учатся построению речевого высказывания. На 3 этапе в ходе словесного диалога учителя и учеников ставятся цели урока. На 4 этапе идёт открытие новых знаний. Дети учатся смысловому чтению,построению речевого высказывания ,рассуждения Учатся выделять информацию, анализировать объекты. Знакомятся с новыми терминами. Читая материал в учебнике учащиеся работают с картой.В ходе первичной проверки материала ученики,отвечая на вопросы учителя, ищут ответы в учебнике.Таким образом они учатся смысловому чтению, поиску и выделению информации. В ходе самостоятельной работы с самопроверкой учатся анализировать объекты с выделением существенных признаков. На этапе включения в систему знаний учатся построению рассуждений, выделению необходимой информации, оценке результатов.На этапе рефлексии делятся мнениями, делают самооценку. Учатся осуществлять итоговый контроль.После изучения данной темы дети должны знать и понимать значение знания истории своего народа,иметь представление,как была организованна жизнь наших предков.
0 ₽