Технологическая карта урока русского языка на тему:
«Род имен прилагательных»
Выполнила студентка:
32 группы
Чеснокова Татьяна
Класс: 3В
Саратов 2024
Тема урока: «Предложный падеж имен существительных»
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель: создание условий для формирования умений определять род у имен прилагательных.
Задачи:
Образовательные: познакомить с изменением прилагательных по родам ;
Воспитательные: воспитать интерес к предмету, уважение к родному языку, коммуникативные качества личности;
Развивающие: развивать самостоятельность в работе на уроке, интерес к процессу познания, развивать оперативную память, мышление, речь, произвольное внимание.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь определять род имени прилагательного.
Метапредметные:
- принимать, планировать и реализовывать учебные задачи;
- развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.
Личностные:
- принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
- формирование положительного отношения к русскому языку, как предмету изучения.
Познавательные УУД:
-развитие познавательных интересов;
-готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач;
-умения выделять главное; учить сравнивать данные.
Регулятивные УУД:
-умение формулировать цель урока, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные УУД:
-умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; взаимодействовать с учителем и
одноклассниками; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, Канакина В. П, Горецкий В. Г.
Форма организации учебной деятельности:(Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная)
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля взаимоконтроля и самоконтроля |
I. этап: Мотивация к учебной деятельности | Словесные (беседа) Практические (письмо) | -Здравствуйте, ребята. - Перед началом давайте проверим, все ли у вас готово к уроку! - Ребята, чтобы наш урок прошел успешно, повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте ему удачи! - Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 2 строки, запишите число, классная работа. - Ребята, урок начнем с минутки чистописания. Посмотрите на доску, здесь записаны слова, запишите их. фиолетовый, аккуратный, оранжевый. -Давайте обратим внимание на эти слова, это словарные слова. -Давайте поставим ударение и определим, в каких буквах может быть допущена ошибка (фиолетовый, аккуратная, оранжевое) -Подчеркните буквы и запомните написание этих слова. | Проверяют свою готовность к уроку, учувствуют в минутке создания настроения, тем самым настраиваются на продуктивную работу. Записывают число, классная работа. Записывают словарные слова, ставят ударение, ищут опасные места в словах. | Ф, И | Презентация, тетрадь для чистописания | Педагогический контроль |
II. этап: Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесные (беседа) | -Ребята, что объединяет эти слова, кроме того, что они словарные? (это прилагательные) -Давайте вспомним, что такое прилагательное?(Имена прилагательные это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какая, какое, какие) -Приведите примеры имен прилагательных(красивый, толстая, милое) -Посмотрите на доску, прочитайте слова: красивый, солнечный, большой цветок, утро, гора -Что объединяет слова в каждом столбике?( первый столбик-прилагательные, второй столбик-существительные) -Чем отличаются друг от друга имена существительные?(родом) -Определите род у этих существительных.(М.р, с.р, ж.р) -Молодцы, ребята. | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают что такое прилагательное, приводят примеры. Работают со словами, определяют их род. | Ф, И | Презентация | Педагогический контроль, самоконтроль |
III. этап: Выявление места и причины затруднения | Словесные (беседа) | -Можете ли вы определить род имени прилагательных?(да/нет) -Ко всем ли существительным подойдут данные имена прилагательные?(Можем образовать словосочетание красивый цветок) -А что нужно сделать, чтобы мы смогли составить словосочетания с оставшимися словами?(изменить род имени прилагательных) -Верно, молодцы, ребята. -Как вы думаете, какая тема нашего урока?(род имени прилагательного) -Давайте сформулируем цель нашего урока(Цель:научится определять род у имен прилагательных и правильно употреблять их окончания) | Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель урока. | Ф | Презентация | Педагогический контроль |
IV. этап: Построение проекта выхода из создавшейся ситуации | Словесные (беседа) Наглядные (распечатанный материал) | -Чтобы наш урок прошел успешно, давайте составим план, но пункты плана, к сожалению, перепутались. Давайте с вами попробуем восстановить их.
| Смотрят на доску, восстанавливают порядок расположения пунктов плана урока.
| Ф | Презентация | Педагогический контроль |
V. этап: Реализация построенного проекта | Словесные (беседа) Наглядные (учебник) Практичеческмй(письмо) | -Продолжим работу со словосочетаниями. -Запишем словосочетания в тетрадь и определим род имени существительного. Красивый цветок ( какой?) -Какого рода существительное цветок? (м.р) -Значит, имя прилагательное тоже стоит в мужском роде. -Измените формы прилагательного чтобы образовать два других словосочетания. Солнечное утро(какое?) -Какого рода существительное утро? (ср.р) -Значит прилагательное солнечное будет тоже среднего рода. Большая гора(какая?) -Какого рода существительное гора?(ж.р) -Значит прилагательное большая будет женского рода. -Ребята, от чего же зависит род имени прилагательного? (от рода имени существительного) -Откройте учебник на странице 72 упражнение 124, прочитайте словосочетание. -Назовите словосочетания мужского рода(Молодой лес, весенний дождь) -Какие окончание имеют прилагательные мужского рода?ой, ий) -Назовите словосочетание женского рода(молодая роща, весенняя погода) -Какие окончания имеют прилагательные женского рода? (ая, яя) -Назовите словосочетание среднего рода(молодое дерево, весеннее утро) -Какие окончания имеют прилагательные среднего рода? (ое, ее) -Прочитай правила на странице 72. | Продолжают работать со словосочетаниями в тетради, образуют новые словосочетания. Устно выполняют упражнение 124, определяют род у имен прилагательных. Читают правило из ученика. | Ф, И | Учебник | Педагогический контроль, самоконтроль |
Физминутка | Наглядные (смотрят на учителя) | - Вы хорошо работали, поэтому я предлагаю вам встать и немного размяться. Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте, Встаньте на носок, на пятку, После прыгнете разок, Сядем тихо на места, Продолжаем наш урок. - Садитесь, пожалуйста, правильно, ноги вместе, руки на парте, спина прямая. | Встают и повторяют движения за учителем. | Ф | Педагогический контроль | |
VI. этап: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Наглядные (учебник) Практические (письмо) Словесные (беседа) | -Откройте страницу 73 упражнение 126, прочитаем его. 93. - Какие слова даны для составления словосочетаний, какой части речи?(сущ.,прил.). Нам нужно составить словосочетания и определить род у имени прилагательных. -Что нам подскажет в каком роде употребляется прилагательное?(существительное) -Вернемся к заданию(комментирую у доски) Детский рисунок(м.р, окончание ий) Детская комната(ж.р, окончание ая) Детское пальто(ср.р, окончание ое) -Не забывайте выделять окончания. -Итак, ребята, как мы можем определить род у имен прилагательных? | Читают задание к упражнению, один ученик выполняет на доске, остальные пишут в тетради. | Ф | Учебник, доска | Педагогический контроль |
VII. этап: Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Словесные (беседа) Практические (письмо) | -Предлагаю вам выполнить ещё одно задание самостоятельно, посмотрите на доску, перед нами две загадки,давайте попробуем разгадать их. Шапочка алая, Жилеточка нетканая, Кафтанчик рябенький.(курица) Красный цвет, Винный вкус, Каменное сердце.(виноград) -Выпишите из загадок все прилагательные, определите их род, выделите окончание. -Какие прилагательные вы выписали, давайте проверим по эталону. (Нетканая ж.р, алая ж.р, рябенький м.р, красный м.р, винный м.р, каменное ср.р) -Как вы определили род имен прилагательных?(По роду существительного) | Отгадывают загадки, самостоятельно выполняют задание, проверяют по эталону. | Ф, И | Презентация | Педагогический контроль, самоконтроль |
VIII. этап: Включение в систему знаний и повторение. | Словесные (беседа) | - Ребята, какова была тема нашего сегодняшнего урока? - Как мы определяем род у имени прилагательного? - какие окончания есть к прилагательных? - Посмотрите на план нашего урока. Все ли пункты мы выполнили? Что осталось сделать? | -Тема урока: «Род имен прилагательных» Род имён прилагательных определяется по роду имён существительных. Оценить свою работу на уроке. | Ф | Презентация | Педагогический контроль, самоконтроль |
IX. этап: Рефлексия учебной деятельности | Словесные (беседа) Наглядные (презентация) | - Продолжите, пожалуйста, предложения, которые вы видите на доске:
Урок окончен. До свидания. | Смотрят на доску, продолжают предложения, оценивают свою деятельность на уроке. | Ф | Презентация | Педагогический контроль, самоконтроль |