Частное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Старт»
Открытый урок по русскому языку
в 3 классе
Тема «Имя прилагательное как часть речи»
Учитель начальных классов
ЧОУ СОШ «Старт»
Чурилина Светлана Фёдоровна
Тема: Имя прилагательное как часть речи
Цель:учить распознавать имя прилагательное среди других частей речи; определять роль имени прилагательного в речи; устанавливать связь между именем прилагательным и именем существительным.
Тип урока. Урок общей методологической направленности.
Технологии. Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, дифференцированного обучения.
Решаемые проблемы. По каким признакам можно распознать имя прилагательное? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
Планируемые результаты.
Предметные:научиться распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, устанавливать связь слов в предложении и в словосочетании.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: наблюдать и анализировать языковые явления.
Личностные УУД: формирование чувства прекрасного в процессе ознакомления с родным языком.
Оборудование:репродукция картины В. Д. Поленова «Золотая осень»; мягкая игрушка солнечный зайчик; карточки с заданиями для мальчиков и девочек; карточки для игры «Узнай по описанию».
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Начинать урок пора.
- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и классная работа.
Минутка чистописания
- Отгадайте, какую букву мы будем прописывать на уроке. Эта буква обозначает гласный звук, её называют «царицей» букв, состоит из двух крючков, соединённых «секретом».
Письмо букв: I строчка – письмо букв Ии;II строчка – самостоятельно составить цепочку из 4-х элементов с включением букв Ии(творческое задание).
Самоопределение к деятельности
- Ребята, сегодня нас ждёт новое путешествие по стране Грамматики. Мы с вами отправимся в гости к удивительной части речи, какой, вы узнаете, отгадав загадку.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
- Какая часть речи может так о себе сказать?
- Юные путешественники, сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
Работа по теме урока
Беседа по картине
- Вначале нашего путешествия я приглашаю вас в картинную галерею.
(Учитель предлагает рассмотреть репродукцию картины В. Д. Поленова «Золотая осень».)
- Репродукция этой картины вам хорошо знакома, по ней вы писали сочинение. Картину Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» называют символом русской природы.
- Какое слово является ключевым в названии этой картины? (Золотая.) Слово золотая уточняет, какую осень запечатлел художник.
- Запишите в тетради – В. Д. Поленов «Золотая осень». Объясните подчёркнутые орфограммы.
- На какой вопрос отвечает слово золотая? (Какая?) Какой частью речи оно выражено? (Слово золотая выражено именем прилагательным.)
- С каким словом связано слово золотая? (Осень.)
- Какой частью речи выражено слово осень? Докажите.(Слово осень является частью речи существительным, отвечает на вопрос что?)
- Рассматривая репродукцию картины В. Д. Поленова, мы ещё раз полюбовались осенним пейзажем и ответили на очень важные для нашего урока вопросы.
- Что такое имя прилагательное?
- Что обозначают имена прилагательные?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
Сведения о языке
-Откройте, пожалуйста, учебник на с. 64, прочитайте правило.
-Правильно мы с вами ответили на вопросы? Кто согласен, встаньте, пожалуйста.
Физкультминутка
-Если я назову имя существительное, то приседают мальчики. Если назову имя прилагательное, то приседают девочки. Проверим, кто внимательнее в нашем классе, девочки или мальчики.
Утро раннее. День добрый. Поздний вечер. Радостная новость. Настроение весёлое.
Продолжение работы по теме урока
Работа над загадкой
- Ребята, хочу загадать вам ещё одну загадку. Закройте глаза и послушайте.
Зайчик этот не простой,
Он пушистый, золотой,
Солнца шустренький сыночек
Скачет всюду, где захочет.
Только солнышко зайдёт,
Зайчик сразу пропадёт.
Что за чудо этот зайка
Ты попробуй, отгадай-ка.
- О каком зайчике говорилось в загадке? (Учитель показывает игрушку солнечный зайчик.)
- Выписать из загадки словосочетания, состоящие из имён существительных и прилагательных. Подчеркнуть все изученные орфограммы. Над именами прилагательными указать часть речи. Разобрать по составу слова пушистый, золотой, шустренький.
Зайчик (какой?) не простой, пушистый, золотой.
Сыночек (какой?) шустренький. (В суффиксе –екпри изменении формы слова гласная букваисчезает: сыночек – сыночки.)
Задание на карточках
-Солнечный зайчик подготовил задания для девочек и мальчиков. (Задание на карточках.)
Прочитай.
Серый, весёлый, малиновый, хитрый, лимонный, робкий, сиреневый, добрый, красноватый, смелый, лиловый, честный.
Задание для девочек: выписать прилагательные, которые обозначают цвет. Выделить окончания в именах прилагательных.
Задание для мальчиков: выписать прилагательные, которые обозначают характер человека. Выделить окончания в именах прилагательных.
Разбор предложения по членам и частям речи
Солнечные лучи осветили лесную поляну.
Лучи (какие?) солнечные.
Осветили (что?) поляну.
Поляну (какую?) солнечную.
- Подчеркнуть изученные орфограммы. Указать падеж имён существительных и выделить окончания. Имена прилагательные подчеркнуть волнистой линией и выделить окончания.
Физкультминутка «Солнечные зайчики»
-Какую забавную физкультминутку приготовил для вас солнечный зайчик.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 111, с. 65. (Работа в парах.)
-Выбрать четыре прилагательных и подобрать к ним подходящие по смыслу существительные. Записать полученные словосочетания. Выделить окончания в именах прилагательных. Проверить друг у друга правильность написания слов.
Рефлексия
Игра «Узнай по описанию»
- Соединить существительное с подходящими по смыслу прилагательными. Устно составить словосочетания. (Взаимопроверка.)
жадный, серыйолень
трусливый, длинноухиймедведь
хитрая, рыжаяёж
пушистая, ловкаязаяц
неуклюжий, косолапыйлиса
рогатый, благородныйбелка
колючий, небольшойволк
- Что такое имя прилагательное?
- Что обозначают имена прилагательные?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Подведение итогов урока
- С какой целью употребляются имена прилагательные?
Запомните: имена прилагательные делают речь более яркой, выразительной, точной и полной.
- Закройте глаза. Положите на парту руки ладошками вверх. Представьте, как солнечный зайчик прыгает с одной вашей ладошки на другую. Вам стало весело, и вы улыбнулись. Вы сегодня очень хорошо работали, и солнечный зайчик говорит вам: «Молодцы!»
Домашнее задание
Упр. 110, с. 64; правило, с. 64.
Игра «Узнай по описанию»
жадный, серый
трусливый, длинноухий
хитрая, рыжая
пушистая, ловкая
неуклюжий, косолапый
рогатый, благородный
колючий, небольшой
Прочитай.
Серый, весёлый, малиновый, хитрый, лимонный, робкий, сиреневый, добрый, красноватый, смелый, лиловый, честный.
Задание для девочек: выписать прилагательные, которые обозначают цвет. Выделить окончания в именах прилагательных.
Задание для мальчиков: выписать прилагательные, которые обозначают характер человека. Выделить окончания в именах прилагательных.
к 1" /
9