Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Химия
  3. Урок по теме "Гидролиз солей.

Урок по теме "Гидролиз солей.

Представлен материал для изучения темы "Гидролиз" в 9 классе. Данная разработка -совместное сотрудничество наставника и наставляемого педагога-учителя химии. В разработке проанализированы все возможные варианты гидролиза солей, представлены примеры, проанализирована запись уравнений гидролиза в молекулярном и ионном виде.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Химия

Категория

Химия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема:«Гидролизсолей» Класс: 11

Shape1
Типурока:изученияновогоматериала,комбинированный.

Планируемыерезультаты:

Предметныерезультаты:

  • сформулироватьпонятие«Гидролиз»,

  • изучитьвидыгидролиза,раскрытьмеханизмгидролизасолей,

  • научитьсяписатьуравненияреакцииразличныхвидовгидролизасолейвмолекулярном и ионном видах,

  • продолжить развитие умения проводить химический эксперимент, наблюдать, описывать и делать выводы,

  • создаватьминипроекты;

Метапредметныерезультаты:

Познавательные:

  • обобщатьполученнуюинформацию;

  • проводитьнаблюдение;

  • прогнозироватьситуацию;

Регулятивные:

  • выполнятьучебноезаданиевсоответствиисцелью;

  • соотноситьучебныедействиясизвестнымиправилами;

Коммуникативные:

  • формулироватьвысказывание;

  • согласовыватьпозицииинаходитьобщеерешение;

  • Выполнятьразличныероливпарахигруппах,сотрудничатьвсовместном решении проблемы.

Личностные:

  • аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Средстваобучения:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме «Гидролиз солей», инструктивные карты с заданиями и алгоритмами,

  • Реактивы и оборудование для проведения эксперимента: растворы Na23, FeCl3, ВaCl2, Na3РО4, универсальная индикаторная бумага, планшетки для проведения реакций капельным методом, штатив с пробирками, рН-метр, шкала рН.

Этап I. Практический. (На основании вывода по химическому эксперименту сформулировать проблемный вопрос).

Задание1.Цель:ОпытнымпутемопределитьрН –средувпредложенных солях: хлориде бария, хлориде железа (III), фосфате натрия.

Перед выполнением лабораторного опыта вспомните правила техники безопасности! Осторожно,хлорид барияядовит! Все опыты проводите на лабораторном подносе. Руками реактивы не трогать!

Инструкциякпроведениюлабораторногоопыта.

  1. В разные ячейки планшетки поочередно накапайте несколькокапель растворов солей BaCl2, FeCl3, Na3PO4.

  2. Смочитеразныекусочкиуниверсальнойиндикаторнойбумажкиврастворах этих солей.

  3. СравнитепошкалерН–средыцветуниверсальнойиндикаторнойбумажкии определите примерный водородный показатель каждой соли.

  4. ПорН–шкале,либоспомощьюрН-метраопределитьреакциюсредысолей.

  5. Полученныеданныезанеситевтаблицу.

Формуласоли

Цветуниверсальнойиндикаторной

бумажки

рН-

среды

Реакция среды

BaCl2

FeCl3

Na3PO4

Проблемнаяситуация:Почемусолиимеютразнуюреакциюсреды?

Самооценка по критериям

Критерии оценки:3балловл/овыполненбезошибокссоблюдением правил т/б;

2балла-л/овыполненсошибками,соблюдались

правилат/б;

1балл-л/овыполненсошибками,без

соблюденияправилт/б.

(Померевыполнениязаданийбаллывыставляютсявоценочную карту)

Shape2

Цель:формированиеуобучающихсяпонятияогидролизесолей.Рассмотреть особенности гидролиза солей.

Учитель:На основании результата химического эксперимента как мы можем сформулировать цель урока? (Обучающиеся формулируют цель урока)

Вопросыдляобучающихся(обсуждениевпарах):

    1. Чтообозначаетслово«гидролиз»?

    2. Сформулируйтеопределениегидролизасолей.

«Гидролиз» («гидро» - вода, «лизис» - разложение). Т.о. «гидролиз» - это реакция обменного разложения вещества под действием воды. В случаегидролиз солей - это реакция обмена ионов некоторых солей с ионами воды.

ЭтапII.Теоретический.Поискрешенияпроблемнойситуации

Задание 2. (для сильных обучающихся) Классифицируйте на группы предложенные соли: [Pt(NH3)4]Cl2;(CaOH)2CO3; KNaSO4; (NH4)2SO3; K4[Fe(CN)6];LiHS;CuOHCl;FeSO4;KHSiO3.

Задание 2. (для слабых обучающихся) С помощью схемы 1 разделите на группы предложенные соли: [Pt(NH3)4]Cl2;(CaOH)2CO3; KNaSO4; (NH4)2SO3; K4[Fe(CN)6];LiHS;CuOHCl;FeSO4;KHSiO3.

Схема 1.Классификация солей

Shape3

Взаимооценка(ответынаслайде)

Критерии оценки:4 балла - нет ошибок;2балла-34ошибки; 3 балла - 1 – 2 ошибки;1 балл – 5 и более

ошибок.

(Полученныебаллывыставитьвоценочнуюкарту)

Задание3.Вспомните,накакиегруппыклассифицируютсякислотыи основания по силе, как электролиты (подсказка: см. таблицу 1).

Таблица1.Сильныеислабыеэлектролиты

СтепеньЭД

Кислоты

Основания

Соли

Сильныеα>30 %

HCl, HBr, HI, H2SO4, HNO3, HIO3, HBrO3, HClO3, HClO4, HMnO4

LiOH,NaOH,KOH,RbOH,CsOH,

Ca(OH)2,Sr(OH)2, Ba(OH)2

Всерастворимыевводесоли. Искл.:Fe(NCS)3,

HgCl2,CdCl2, ZnCl2, органические соли.

Средние3 %<α<30 %

H3PO4,H2SO3,HF,

HCOOH

--

--

Слабыеα<3%

H2S, H2CO3, H2SiO3, HCN, HClO, HclO2, H3BO3, H3AsO4, HPO3, H2SnO4,HNO2и

органическиекислоты

[NH4OH]=NH3*H2Oи

все нерастворимые гидроксиды: Zn(OH)2, Cu(OH)2,Ni(OH)2,

Sn(OH)2,Co(OH)2,

Pb(OH)2,Fe(OH)2,

Fe(OH)3,Al(OH)3,

Cr(OH)3,Mn(OH)2

и т.д.

--

Задание4.Изпредложенногосписка:(NH4)2SO4,Ba(NO3)2,Li2SiO3,СaCl2,K2S,CuBr2,KClO3,NiI2,CH3COONa, выполнив задание по образцу, выпишите

1 вариант

соли,образованныесильным основанием и слабойкислотой

2 вариант

соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой

3 вариант

соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой

Shape4Образец:Al2(SO4)3 Al(OH)3H2SO4

СлабоеСильная основаниекислота

Самооценка(ответынаслайде)

Критерии оценки:4 балла - нет ошибок;2балла-2ошибки;

3 балла-1ошибка;1балл3

ошибки.

(Полученныебаллывыставитьвоценочнуюкарту)

ПоказПРЕЗЕНТАЦИИиобъяснениеновогоматериалапоней Виды гидролиза солей:

  1. Соли,образованныесильнымоснованиемисильнойкислотой.

Shape5
Shape6
NaNO3

СильноеСильная основаниекислота

Shape7[OH-][H+]Нейтральнаяреакциясреды(pH=

7)

NaNO3+H2OГИДРОЛИЗ НЕИДЕТ!!!

  1. Соли,образованныеслабымоснованиемисильнойкислотой.

Shape8
Shape9
Shape10
AlCl3

Al(OH)3HCl

СлабоеСильная основаниекислота

[OH-]<[H+]Кислаяреакциясреды(pH<7 )

Shape11AlCl3=Al3+ +3Cl-

HOH=H+ + OH-

ГИДРОЛИЗИДЕТПОКАТИОНУ(Kat+)!!!

Shape12

AlCl3+HOH =AlOH2+ +3Cl-+ H+(обратимаяреакция)

Shape13Shape14Shape15AlCl3+ H2O =AlOHCl2+ HCl

Al3+ + 3Cl-+ HOH=AlOH2++2Cl- + H+ + Cl-

Shape16 Кислаясреда

Al3+ +HOH=AlOH2++H+

  1. Соли,образованныесильнымоснованиемислабойкислотой.

Na2CO3

Shape17Shape19Shape18H2CO3

СильноеСлабая основаниекислота

[OH-]>[H+]Щелочнаяреакция среды (pH > 7)

Shape20Na2CO3 =2Na+ +CO32-

HOH=H+ + OH-

ГИДРОЛИЗИДЕТПОАНИОНУ(An-)!!!

Shape21

Na2CO3+HOH =2Na++HCO3-+OH-(обратимаяреакция)

Shape22Na2CO3+H2O =NaHCO3+NaOH

Shape23Shape242Na+ +CO32-+HOH=+HCO3-+Na+ +OH-

Shape25 Щелочнаясреда

CO32-+HOH =HCO3- +OH-

  1. Соли,образованныеслабымоснованиемислабойкислотой.

    1. Кд(основания)>Кд(кислоты)Слабощелочнаясреда(рН >7)

    2. Shape26Кд(основания)<Кд(кислоты)Слабокислотнаясреда(рН<7)

    3. Кд(основания)=Кд(кислоты)Нейтральнаясреда(рН7)

Shape29Shape27Shape28NH4NO2

[NH4OH] = NH3*H2OHNO2

СлабоеСлабая основаниекислота

[OH-]<[H+]Слабокислотнаяреакциясреды,

т.к.

Кд(NH3*H2O)=2*10-5моль/л<Кд(HNO2) =4*10-4моль/л

Shape30NH4NO2=NH4++NO2-

ПОАНИОНУ(An-)!!!

HOH=H+ +OH-

ГИДРОЛИЗИДЕТИПОКАТИОНУ(Kat+),И

Shape32

Shape33Shape34 NH4NO2 +H2O=NH3*H2O+HNO2(обратимаяреакция)

NH4++NO2-+HOH=NH3*H2O+H++NO2- NH4+ + HOH = NH3*H2O + H+

Если хотя бы один из продуктов гидролиза уходит из сферы реакции в виде а) осадка,

б)газа,в)другогомалодиссоциируемоговещества(например,воды),то гидролиз необратим!!!

Al2S3 +6HOH=2Al(OH)3+3H2S(необратимаяреакция)

Таблица 2: Справка:Константыдиссоциациинекоторыхслабыхэлектролитов (по I стадии)

Электролит

Константадиссоциации,моль/л

название

формула

Циановодородная

кислота

HCN

7* 10-10

Кремниеваякислота

H2SiO3

10-10

Сероводородная

кислота

H2S

6* 10-8

Угольнаякислота

H2CO3

4,5* 10-7

Уксуснаякислота

CH3COOH

2* 10-5

Азотистаякислота

HNO2

4* 10-4

Фтороводородная

кислота

HF

7* 10-4

Ортофосфорнаякислота

H3PO4

8* 10-3

Сернистаякислота

H2SO3

2* 10-2

Гидратаммиака

NH3*H2O

2* 10-5

Задание5.Используянижеприведенныетеоретическиесведения,составьте таблицу «Гидролиз солей»

№случаягидролиза

Составсоли

Покакомуионуидет гидролиз

Реакция среды

Сила

основания

Сила

кислоты

1.

Сильное

Сильная

Неидет

Нейтральная

2.

3.

4.

Взаимооценка(ответынаслайде)

Критерии оценки:4 балла - нет ошибок;2балла-3-4ошибки;

3балла-1-2ошибки;1балл5иболее

ошибок.

(Полученныебаллывыставитьвоценочнуюкарту)

Задание6.Изпредложенногосписка:KI,AlBr3,K2SO3,(NH4)2SO4, NaCN,SrCl2,Al2S3 выпишите

1 вариант

соли,которыеподвергаются гидролизу по катиону

2 вариант

соли,которыенеподвергаютсягидролизу

3 вариант

соли,которыеподвергаются гидролизу по аниону

Взаимооценка(ответынаслайде)

Критерии оценки:3 балла - нет ошибок;2балла-1ошибка;1 балла - 2 ошибки.

(Полученныебаллывыставитьвоценочнуюкарту)

Задание7.Какуюреакциюсредыбудутиметьсоли:

1 вариант

Zn(NO3)2,K2SO4,Na2S

2 вариант

K2CO3,FeCl2,Ba(NO3)2

3 вариант

KNO3,Fe(NO3)2,Na2SO3

Взаимооценка(ответынаслайде)

Критерии оценки:4 балла - нет ошибок;2балла-2 ошибки;

3 балла-1ошибка;1балл3

ошибки.

(Полученныебаллывыставитьвоценочнуюкарту)

Задание8.Используяданнуюинструкционнуюкарту,напишите уравнение реакции гидролиза предложенной соли в молекулярном и ионном виде:

1 вариант

Na2S

2 вариант

FeCl2

3 вариант

Na2SO3

Самооценка(ответынаслайде)

Критерии оценки:4 балла - нет ошибок;2баллаошибка в 2 уравнениях;

3 балла – ошибка в 1 уравнении;1баллошибкав 3 уравнениях.

(Полученныебаллывыставитьвоценочнуюкарту)

Оценочная карта

Фамилия,имя обучающегося

задания

1

2

4

5

6

7

8

Всего

баллов

Итоговая

оценка

Критерииитоговых оценки:24– 26 баллов«5»;

19 – 23 балла«4»;

14 – 22 балла«3».

(Подсчитатьполученныебаллывыставитьотметкувоценочнуюкарту)

ЭтапIII.Рефлексия

  1. Какиевыводыпоурокувыможетесделать?(Обобщениематериала. Можно задание выполнять в парах)

  2. Укажитенакакомостровепоитогамурокавыоказались?


ИЛИпредложитьследующеезадание«Однимсловом»

Обучающимся предлагают высказать, какие задания были легкие, какие не совсем понятны ии др.

  1. Можнопредложитьсказать,какиеоценкиобучающиесяполучилизаурок по оценочным листам.

Домашнеезадание:

  1. По презентации или информации из учебника составить таблицу «Гидролиз солей».

  2. *Выполнитьодноиззаданийпо выбору:

А) Найти в Интернете информацию о значении гидролиза органических и неорганических веществ.

Б) На этикетках различных средств (моющих, парфюмерных, косметических и т.д.)найдитеинформацию об их составе и попытайтесь определить реакцию среды (универсальную индикаторную бумагу взять у учителя). Нарисуйте знаки на этикетки, какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с этими средствами.

  1. Подумайтеи напишитекакиефакторы (условия)необходимо изменить, чтобы усилить либоподавить реакцию гидролиза?

  2. Провести мысленный эксперимент. Написать уравнения совместного гидролиза сульфида калия и сульфата железа (III) в молекулярном и ионном видах.

  3. *РешитьзадачуизоткрытогобанкаданныхЕГЭ:

Смесь сульфида алюминия и алюминия обработали водой, при этом выделилось 6,72л(н.у.) газа. Если эту же смесь растворить в избытке раствора гидроксида натрия, то выделится 3,36л(н.у.) газа. Определите массовую долю алюминия в исходной смеси. (для обучающихся, сдающих ЕГЭ)

Можнопредложитьрешить тест.

Гидролизсолей(таблица,заполняемаядома)

Составсоли

Пример

Способностьк гидролизу

Уравнениереакции

Реакциясреды

катион

анион

1

2

3

4

5

6

Сильное основание

Сильная кислота

Хлорид натрия NaCI

Негидролизуется

Na++CI+Н++ОН

↔Na++CI+Н2О

а) все ионы остаются в растворе, они не могут объединяться, так как при этом не образуются слабыеэлектролиты–гидролиз

Нейтр альна я

непроисходит;

б) среда раствора нейтральная (РН = 7), так как концентрации ионов в растворе равны, как в чистой воде.

Слабое основание

Слабая кислота

Ацетат аммония NH4(CH3COO)

Гидролизуется

NH4++CH3COO++ОН

↔CH3COOH+NH3·Н2О

а) катион слабого основания связывает ион ОН

измолекулыводы,образуя слабое основание;

анион слабой кислоты связывает ионы Н+из молекулы воды, образуя слабую кислоту;

б) реакция растворовэтих солей может быть нейтральной, слабокислойилислабощелочной, это зависит от констант диссоциации.

Нейтр альна я

Сильное основание

Слабая кислота

Карбонат натрия Na2CO3

Гидролизуется

2Na++CO32-++ОН

2Na++HCO3+OH

Shape35Shape36

а) в растворе есть свободные гидроксид- ионыOHи концентрацияихбольше,чемв чистой воде, поэтому раствор соли

Na2CO3имеетщелочнуюсреду(рН > 7);

б)вреакциисводойучаствуют анионыCO32- ;

вэтомслучаегидролизидетпоаниону

Щело чная

Слабое основание

Сильная кислота

Хлорид алюминия AICI3

Гидролизуется

AI3++3CI+Н++ОН

Shape37

AIOH2++3CI+Н+

а) в растворе есть свободные ионы водородаН+

Shape38

их концентрация больше, чем в чистой воде, поэтому раствор соли имееткислую среду (РН<7);

б) в реакции с водой участвуют катионы алюминияAI3; в этом случаегидролизидет

покатиону

Кислая

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Представлен материал для изучения темы "Гидролиз" в 9 классе. Данная разработка -совместное сотрудничество наставника и наставляемого педагога-учителя химии. В разработке проанализированы все возможные варианты гидролиза солей, представлены примеры, проанализирована запись уравнений гидролиза в молекулярном и ионном виде.
0 ₽