Тема:«Гидролизсолей» Класс: 11
Типурока:изученияновогоматериала,комбинированный.
Планируемыерезультаты:
Предметныерезультаты:
сформулироватьпонятие«Гидролиз»,
изучитьвидыгидролиза,раскрытьмеханизмгидролизасолей,
научитьсяписатьуравненияреакцииразличныхвидовгидролизасолейвмолекулярном и ионном видах,
продолжить развитие умения проводить химический эксперимент, наблюдать, описывать и делать выводы,
создаватьминипроекты;
Метапредметныерезультаты:
Познавательные:
обобщатьполученнуюинформацию;
проводитьнаблюдение;
прогнозироватьситуацию;
Регулятивные:
выполнятьучебноезаданиевсоответствиисцелью;
соотноситьучебныедействиясизвестнымиправилами;
Коммуникативные:
формулироватьвысказывание;
согласовыватьпозицииинаходитьобщеерешение;
Выполнятьразличныероливпарахигруппах,сотрудничатьвсовместном решении проблемы.
Личностные:
аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Средстваобучения:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме «Гидролиз солей», инструктивные карты с заданиями и алгоритмами,
Реактивы и оборудование для проведения эксперимента: растворы Na2CО3, FeCl3, ВaCl2, Na3РО4, универсальная индикаторная бумага, планшетки для проведения реакций капельным методом, штатив с пробирками, рН-метр, шкала рН.
Этап I. Практический. (На основании вывода по химическому эксперименту сформулировать проблемный вопрос).
Задание1.Цель:ОпытнымпутемопределитьрН –средувпредложенных солях: хлориде бария, хлориде железа (III), фосфате натрия.
Перед выполнением лабораторного опыта вспомните правила техники безопасности! Осторожно,хлорид барияядовит! Все опыты проводите на лабораторном подносе. Руками реактивы не трогать!
Инструкциякпроведениюлабораторногоопыта.
В разные ячейки планшетки поочередно накапайте несколькокапель растворов солей BaCl2, FeCl3, Na3PO4.
Смочитеразныекусочкиуниверсальнойиндикаторнойбумажкиврастворах этих солей.
СравнитепошкалерН–средыцветуниверсальнойиндикаторнойбумажкии определите примерный водородный показатель каждой соли.
ПорН–шкале,либоспомощьюрН-метраопределитьреакциюсредысолей.
Полученныеданныезанеситевтаблицу.
Формуласоли | Цветуниверсальнойиндикаторной бумажки | рН- среды | Реакция среды |
BaCl2 | |||
FeCl3 | |||
Na3PO4 |
Проблемнаяситуация:Почемусолиимеютразнуюреакциюсреды?
Самооценка по критериям
Критерии оценки:3баллов–л/овыполненбезошибокссоблюдением правил т/б;
2балла-л/овыполненсошибками,соблюдались
правилат/б;
1балл-л/овыполненсошибками,без
соблюденияправилт/б.
(Померевыполнениязаданийбаллывыставляютсявоценочную карту)
Цель:формированиеуобучающихсяпонятияогидролизесолей.Рассмотреть особенности гидролиза солей.
Учитель:На основании результата химического эксперимента как мы можем сформулировать цель урока? (Обучающиеся формулируют цель урока)Вопросыдляобучающихся(обсуждениевпарах):
Чтообозначаетслово«гидролиз»?
Сформулируйтеопределениегидролизасолей.
«Гидролиз» («гидро» - вода, «лизис» - разложение). Т.о. «гидролиз» - это реакция обменного разложения вещества под действием воды. В случаегидролиз солей - это реакция обмена ионов некоторых солей с ионами воды.
ЭтапII.Теоретический.Поискрешенияпроблемнойситуации
Задание 2. (для сильных обучающихся) Классифицируйте на группы предложенные соли: [Pt(NH3)4]Cl2;(CaOH)2CO3; KNaSO4; (NH4)2SO3; K4[Fe(CN)6];LiHS;CuOHCl;FeSO4;KHSiO3.
Задание 2. (для слабых обучающихся) С помощью схемы 1 разделите на группы предложенные соли: [Pt(NH3)4]Cl2;(CaOH)2CO3; KNaSO4; (NH4)2SO3; K4[Fe(CN)6];LiHS;CuOHCl;FeSO4;KHSiO3.
Схема 1.Классификация солей
Взаимооценка(ответынаслайде)
Критерии оценки:4 балла - нет ошибок;2балла-3–4ошибки; 3 балла - 1 – 2 ошибки;1 балл – 5 и более
ошибок.
(Полученныебаллывыставитьвоценочнуюкарту)
Задание3.Вспомните,накакиегруппыклассифицируютсякислотыи основания по силе, как электролиты (подсказка: см. таблицу 1).
Таблица1.Сильныеислабыеэлектролиты
СтепеньЭД | Кислоты | Основания | Соли |
Сильныеα>30 % | HCl, HBr, HI, H2SO4, HNO3, HIO3, HBrO3, HClO3, HClO4, HMnO4 | LiOH,NaOH,KOH,RbOH,CsOH, Ca(OH)2,Sr(OH)2, Ba(OH)2 | Всерастворимыевводесоли. Искл.:Fe(NCS)3, HgCl2,CdCl2, ZnCl2, органические соли. |
Средние3 %<α<30 % | H3PO4,H2SO3,HF, HCOOH | -- | -- |
Слабыеα<3% | H2S, H2CO3, H2SiO3, HCN, HClO, HclO2, H3BO3, H3AsO4, HPO3, H2SnO4,HNO2и органическиекислоты | [NH4OH]=NH3*H2Oи все нерастворимые гидроксиды: Zn(OH)2, Cu(OH)2,Ni(OH)2, Sn(OH)2,Co(OH)2, Pb(OH)2,Fe(OH)2, Fe(OH)3,Al(OH)3, Cr(OH)3,Mn(OH)2 и т.д. | -- |
Задание4.Изпредложенногосписка:(NH4)2SO4,Ba(NO3)2,Li2SiO3,СaCl2,K2S,CuBr2,KClO3,NiI2,CH3COONa, выполнив задание по образцу, выпишите
1 вариант соли,образованныесильным основанием и слабойкислотой | 2 вариант соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой | 3 вариант соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой |
Образец:Al2(SO4)3 Al(OH)3H2SO4
СлабоеСильная основаниекислота
Самооценка(ответынаслайде)
Критерии оценки:4 балла - нет ошибок;2балла-2ошибки;
3 балла-1ошибка;1балл–3
ошибки.
(Полученныебаллывыставитьвоценочнуюкарту)
ПоказПРЕЗЕНТАЦИИиобъяснениеновогоматериалапоней Виды гидролиза солей:
Соли,образованныесильнымоснованиемисильнойкислотой.
NaNO3
СильноеСильная основаниекислота
[OH-]≈[H+]
Нейтральнаяреакциясреды(pH=
NaNO3+H2OГИДРОЛИЗ НЕИДЕТ!!!
Соли,образованныеслабымоснованиемисильнойкислотой.
AlCl3
Al(OH)3HCl
СлабоеСильная основаниекислота
[OH-]<[H+]Кислаяреакциясреды(pH<7 )
AlCl3=Al3+ +3Cl-
HOH=H+ + OH-
ГИДРОЛИЗИДЕТПОКАТИОНУ(Kat+)!!!
AlCl3+HOH =AlOH2+ +3Cl-+ H+(обратимаяреакция)
AlCl3+ H2O =AlOHCl2+ HCl
Al3+ + 3Cl-+ HOH=AlOH2++2Cl- + H+ + Cl-
Al3+ +HOH=AlOH2++H+
Соли,образованныесильнымоснованиемислабойкислотой.
Na2CO3
H2CO3
СильноеСлабая основаниекислота
[OH-]>[H+]Щелочнаяреакция среды (pH > 7)
Na2CO3 =2Na+ +CO32-
HOH=H+ + OH-
ГИДРОЛИЗИДЕТПОАНИОНУ(An-)!!!
Na2CO3+HOH =2Na++HCO3-+OH-(обратимаяреакция)
Na2CO3+H2O =NaHCO3+NaOH
2Na+ +CO32-+HOH=+HCO3-+Na+ +OH-
CO32-+HOH =HCO3- +OH-
Соли,образованныеслабымоснованиемислабойкислотой.
Кд(основания)>Кд(кислоты)Слабощелочнаясреда(рН >7)
Кд(основания)<Кд(кислоты)Слабокислотнаясреда(рН<7)
Кд(основания)=Кд(кислоты)Нейтральнаясреда(рН≈7)
NH4NO2
[NH4OH] = NH3*H2OHNO2
СлабоеСлабая основаниекислота
[OH-]<[H+]Слабокислотнаяреакциясреды,
Кд(NH3*H2O)=2*10-5моль/л<Кд(HNO2) =4*10-4моль/л
NH4NO2=NH4++NO2-
ПОАНИОНУ(An-)!!!
HOH=H+ +OH-
ГИДРОЛИЗИДЕТИПОКАТИОНУ(Kat+),И
NH4NO2 +H2O=NH3*H2O+HNO2(обратимаяреакция)
NH4++NO2-+HOH=NH3*H2O+H++NO2- NH4+ + HOH = NH3*H2O + H+
Если хотя бы один из продуктов гидролиза уходит из сферы реакции в виде а) осадка,
б)газа,в)другогомалодиссоциируемоговещества(например,воды),то гидролиз необратим!!!
Al2S3 +6HOH=2Al(OH)3+3H2S(необратимаяреакция)
Таблица 2: Справка:Константыдиссоциациинекоторыхслабыхэлектролитов (по I стадии)
Электролит | Константадиссоциации,моль/л | |
название | формула | |
Циановодородная кислота | HCN | 7* 10-10 |
Кремниеваякислота | H2SiO3 | 10-10 |
Сероводородная кислота | H2S | 6* 10-8 |
Угольнаякислота | H2CO3 | 4,5* 10-7 |
Уксуснаякислота | CH3COOH | 2* 10-5 |
Азотистаякислота | HNO2 | 4* 10-4 |
Фтороводородная кислота | HF | 7* 10-4 |
Ортофосфорнаякислота | H3PO4 | 8* 10-3 |
Сернистаякислота | H2SO3 | 2* 10-2 |
Гидратаммиака | NH3*H2O | 2* 10-5 |
Задание5.Используянижеприведенныетеоретическиесведения,составьте таблицу «Гидролиз солей»
№случаягидролиза | Составсоли | Покакомуионуидет гидролиз | Реакция среды | |
Сила основания | Сила кислоты | |||
1. | Сильное | Сильная | Неидет | Нейтральная |
2. | ||||
3. | ||||
4. |
Взаимооценка(ответынаслайде)
Критерии оценки:4 балла - нет ошибок;2балла-3-4ошибки;
3балла-1-2ошибки;1балл–5иболее
ошибок.
(Полученныебаллывыставитьвоценочнуюкарту)
Задание6.Изпредложенногосписка:KI,AlBr3,K2SO3,(NH4)2SO4, NaCN,SrCl2,Al2S3 выпишите
1 вариант соли,которыеподвергаются гидролизу по катиону | 2 вариант соли,которыенеподвергаютсягидролизу | 3 вариант соли,которыеподвергаются гидролизу по аниону |
Взаимооценка(ответынаслайде)
Критерии оценки:3 балла - нет ошибок;2балла-1ошибка;1 балла - 2 ошибки.
(Полученныебаллывыставитьвоценочнуюкарту)
Задание7.Какуюреакциюсредыбудутиметьсоли:
1 вариант Zn(NO3)2,K2SO4,Na2S | 2 вариант K2CO3,FeCl2,Ba(NO3)2 | 3 вариант KNO3,Fe(NO3)2,Na2SO3 |
Взаимооценка(ответынаслайде)
Критерии оценки:4 балла - нет ошибок;2балла-2 ошибки;
3 балла-1ошибка;1балл– 3
ошибки.
(Полученныебаллывыставитьвоценочнуюкарту)
Задание8.Используяданнуюинструкционнуюкарту,напишите уравнение реакции гидролиза предложенной соли в молекулярном и ионном виде:
1 вариант Na2S | 2 вариант FeCl2 | 3 вариант Na2SO3 |
Самооценка(ответынаслайде)
Критерии оценки:4 балла - нет ошибок;2балла–ошибка в 2 уравнениях;
3 балла – ошибка в 1 уравнении;1балл–ошибкав 3 уравнениях.
(Полученныебаллывыставитьвоценочнуюкарту)
Оценочная карта
Фамилия,имя обучающегося | № задания | ||||||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Всего баллов | Итоговая оценка | |
Критерииитоговых оценки:24– 26 баллов– «5»;
19 – 23 балла– «4»;
14 – 22 балла– «3».
(Подсчитатьполученныебаллывыставитьотметкувоценочнуюкарту)
Какиевыводыпоурокувыможетесделать?(Обобщениематериала. Можно задание выполнять в парах)
Укажитенакакомостровепоитогамурокавыоказались?
ИЛИпредложитьследующеезадание«Однимсловом»
Обучающимся предлагают высказать, какие задания были легкие, какие не совсем понятны ии др.
Можнопредложитьсказать,какиеоценкиобучающиесяполучилизаурок по оценочным листам.
Домашнеезадание:
По презентации или информации из учебника составить таблицу «Гидролиз солей».
*Выполнитьодноиззаданийпо выбору:
А) Найти в Интернете информацию о значении гидролиза органических и неорганических веществ.
Б) На этикетках различных средств (моющих, парфюмерных, косметических и т.д.)найдитеинформацию об их составе и попытайтесь определить реакцию среды (универсальную индикаторную бумагу взять у учителя). Нарисуйте знаки на этикетки, какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с этими средствами.
Подумайтеи напишитекакиефакторы (условия)необходимо изменить, чтобы усилить либоподавить реакцию гидролиза?
Провести мысленный эксперимент. Написать уравнения совместного гидролиза сульфида калия и сульфата железа (III) в молекулярном и ионном видах.
*РешитьзадачуизоткрытогобанкаданныхЕГЭ:
Смесь сульфида алюминия и алюминия обработали водой, при этом выделилось 6,72л(н.у.) газа. Если эту же смесь растворить в избытке раствора гидроксида натрия, то выделится 3,36л(н.у.) газа. Определите массовую долю алюминия в исходной смеси. (для обучающихся, сдающих ЕГЭ)
Можнопредложитьрешить тест.
Гидролизсолей(таблица,заполняемаядома)
Составсоли | Пример | Способностьк гидролизу | Уравнениереакции | Реакциясреды | |
катион | анион | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сильное основание | Сильная кислота | Хлорид натрия NaCI | Негидролизуется | Na++CI–+Н++ОН– ↔Na++CI–+Н2О а) все ионы остаются в растворе, они не могут объединяться, так как при этом не образуются слабыеэлектролиты–гидролиз | Нейтр альна я |
непроисходит; б) среда раствора нейтральная (РН = 7), так как концентрации ионов в растворе равны, как в чистой воде. | |||||
Слабое основание | Слабая кислота | Ацетат аммония NH4(CH3COO) | Гидролизуется | NH4++CH3COO–+Н++ОН – ↔CH3COOH+NH3·Н2О а) катион слабого основания связывает ион ОН – измолекулыводы,образуя слабое основание; анион слабой кислоты связывает ионы Н+из молекулы воды, образуя слабую кислоту; б) реакция растворовэтих солей может быть нейтральной, слабокислойилислабощелочной, это зависит от констант диссоциации. | Нейтр альна я |
Сильное основание | Слабая кислота | Карбонат натрия Na2CO3 | Гидролизуется | 2Na++CO32-+Н++ОН –↔ 2Na++HCO3–+OH– ![]() ![]() а) в растворе есть свободные гидроксид- ионыOH–и концентрацияихбольше,чемв чистой воде, поэтому раствор соли Na2CO3имеетщелочнуюсреду(рН > 7); б)вреакциисводойучаствуют анионыCO32- ; вэтомслучаегидролизидетпоаниону | Щело чная |
Слабое основание | Сильная кислота | Хлорид алюминия AICI3 | Гидролизуется | AI3++3CI–+Н++ОН– ![]() ↔AIOH2++3CI–+Н+ а) в растворе есть свободные ионы водородаН+ ![]() их концентрация больше, чем в чистой воде, поэтому раствор соли имееткислую среду (РН<7); б) в реакции с водой участвуют катионы алюминияAI3; в этом случаегидролизидет покатиону | Кислая |