Ученик с ОВЗ вариант 6.1 Урок русского языка. 2 класс (учитель Павлова Ю.В.)
Тема: Состав слова. Обобщение.
Место урока в учебном курсе: Раздел « Морфемика и словообразование»
Тип урока: Урок обобщения знаний.
Цель урока:
Создать условия для успешного повторения знаний о корне, приставке, суффиксе, окончании для наблюдения над словами, у которых отсутствуют какие-либо части; оптимизировать условия для дальнейшего развития умения самостоятельно разбирать слова по составу с опорой и без опоры на информационном поле.
Продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся,
Воспитывать интерес к предмету русского языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.
Задачи:
Предметные: сформировать представление детей о частях слова как о составе слова; находить части слова; образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса; находить родственные слова.
Метапредметные:
формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия (особое внимание Вике – вариант 6.1);
Личностные
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками (с учеником с ОВЗ вариант 6.1) в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: системно-деятельностный.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Вре-мя |
Мотивация к учебной деятельности | Организационный момент Ребята обратите внимание, у нас сегодня гости. Повернитесь, поприветствуйте. Повернитесь ко мне. Улыбнитесь мне, а теперь друг другу. вот с таким настроем мы с вами и продолжим. -Садитесь. Раздвиньтесь, чтобы не мешать друг другу, проверьте свою посадку. (Контроль учащегося с ОВЗ, помощь) | Подготовка к работе | Регулятивные (саморегуляция, контроль) | 1,5 мин. |
Актуализация знаний Мин. чистописания | -Откройте тетради, положите их правильно: левый уголок смотрит в грудь, вниз две строки, на третьей запишите 15 марта. Классная работа. - А начнем мы с минутки чистописания. Вспомним как пишутся сочетания с такими буквами как я, л, м. - Посмотрите внимательно вот сюда. (ИД-интерактивная доска) ся ол см тя ал вм - Что здесь важно? Верно, соединение птичка, как мы его называем. - Спишите красиво, а самое главное правильно один раз. - Покажите если вы готовы, ручка на локоток. Вика покажи ребятам, вдруг они забыли, как правильно держать ручку. (ОВЗ) - Вика у тебя карточка на столе. (так как зрение понижено, то сочетания букв на карточке индивидуальной, и ей необходимо обвести, а не написать) -А теперь поменяйтесь тетрадями, побудьте в роли учителя, найдите самое красивое сочетание или букву, подчеркните карандашом, поменяйтесь обратно. Поднимите руку у кого получилось? Это замечательно, значит постарались. (Обязательно найти положительное и у Виктории и отметить перед классом, так как рука плохо развита, но девочка старается и трудится с удовольствием). ОВЗ | 1,5 мин 9.53 | ||
Постановка учебной задачи Формулирование темы и целей урока (фронтально) | - Каждый из вас, хотел бы, чтобы о нем сказали, «Он знает русский язык». - Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг к достижению этой цели. На интерактивной доске написано печатными: ся ол см тя ал вм - Если в каждом сочетании первые буквы переместить сюда, то вы прочитаете главное слово нашего урока. (Вика к доске и еще двое) ученик с ОВЗ - И что получилось? Состав. | Мыслительные операции и учебные навыки Дети выходят к доске и убирают лишние буквы СОСТАВ | Коммуникативные (согласование действий с партнёром); Познавательные (общеучебные); Регулятивные Коррекция, оценка) | 1 мин 9.54 |
Формулирование темы и целей урока (фронтально) | - А состав чего мы изучаем на русском языке? - Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? - Сегодня мы действительно будем говорить о составе слов, будем наблюдать, постараемся систематизировать имеющиеся знания. - О каких частях слов вы знаете? | Регулятивные, (целеполагание) Познавательные (общеучебные, логические); Коммуникативные (построение речевых высказываний) | 1,5 9.56 |
У меня записана тема урока (суффикс, окончание, корень приставка). - А все ли так? (одного ученика попросить навести порядок) работа на интерактивной доске А вы в тетрадях карандашом тоже запишите по порядку. (Виктория расставляет порядок цифрами на карточке) ОВЗ Может ли другой порядок? | итого уже 6 мин | |||
Обобщение и систематизация знаний. | 1) С какой части начнем? Почему? -Как называются слова, у которых общий корень? Достаточно ли общего корня, чтобы назвать слова однокоренными? Два условия необходимы. Работа по учебнику. Артур, Артем и Таня откройте ноутбуки и для вас задание в Яндекс. Учебнике. Вика для тебя задание-тренажер тоже в ноутбуке -Но сначала выполним небольшую физминутку. (это необходимо так как для Вики (ОВЗ) характерно быстрое переутомление.) - Остальные ребята - бумажный учебник на с. с. 68, задание 3. - Рома прочитай вслух задание. -Значит тут несколько групп однокоренных слов. - Рома прочитай слова. -Кто изображен на иллюстрации? - Объясните значение этих слов. -Запишите Упр. 3. В столбики с маленькой буквы выпишите 1 группу, во второй другую, в третий если есть еще одну. А сколько столбиков получится мы увидим при проверке? Выделить обязательно корень. - Кто готов? 2 человека. Расположи на доске по группам. Выдели корень. Сколько групп? - Проверьте ребята, совпало ли у вас. У нас все верно. - Посмотрите, на цвет карточек. Почему по одной в каждой группе отличается? - Значит вот так будет вернее (карточку переставить вверх). (Проверка работы на ноутбуках) -А вот какое индивидуальное задание было у ребят (на доске): устно 4 лишний и мы сразу же видим как они справились, итак ребята получают следующие отметки ... - Что использовали ребята при выполнении этих заданий, какие правила? Для однокоренных слов два условия. 2) работа в парах (карточки на столе) - Поработаем в парах. (ученик рядом с Викой знает ее особенность и помогает). - Положите перед собой голубую карточку. Найдите лишнее слово и подчеркните его в карточке и в тетрадь запишите только лишние слова, в строчку. - А Вика пишет эти лишние слова на интер. доске. (писать легче на такой доске и интереснее) 3 строчки слов, чья пара готова, к доске. А теперь докажите. | 1.Близки по значению 2. Общая часть 3 человека работа в Яндекс. Учебнике. 1 человек - тренажер карточки бум. на доске слово – является целиком корнем, от него произошли все однокоренные слова | Регулятивные (коррекция, оценка); Познавательные (общеучебные, логические) Коммуникативные ( построение речевых высказыва-ний) | 6 мин 10.02 |
Физминутка для глаз. | космос | после 10-12 мин раб | ||
Обобщение и систематизация знаний. | 3) Откройте с. 66, найдите упр. 89 Арина прочитай задание. - Вероника, прочитай текст как в учебнике. - Что здесь не так? Значит что я должна добавить к корню, какую часть слова? (На доске окончание.) - Почему я решила продолжить именно этой частью слова? - Ребята в паре прямо в тексте исправляете, но аккуратно карандашом. И готовьтесь прочитать, что у вас получится. - Кто готов? (тот идет к доске и исправляет на доске) - Алеша прочитай что у тебя получилось, совпало с вариантом …. Молодец. - Сделаем вывод для чего служит окончание? | 3 мин 10.05 | ||
4) На доске появляется приставка. Что такое П? Какие вы знаете П? а 2 человека в Яндекс. Учебнике это Матвей и Маргарита (Маша)(нужно найти слова с приставками). (Остальные внимание на доску: на доске картинки слово одно и много приставок) - А почему так много картинок, ведь собачка одна и та же совершает действия? (Действия разные) - Что меняет смысл слова? - Запишите несколько слов (для ученика с ОВЗ записать достаточно три слова) с этими приставками в строчку, с красной строки с большой буквы, выделите приставку. Заканчиваем, если не дописали нестрашно. В руках ручка на локоток. -Скажите это одно и тоже слово или все-таки новые? - Давайте еще раз сделаем вывод, что такое приставка: приставка – это часть, которая образует новые слова. - А у ребят было похожее инд. задание и отметку они получают… Работа в группе. - И еще одно задание. У вас лежит вот такой цветок, в середине слово, без которого никуда, а на каждом лепестке написать новое слово и закрасить тем цветом, с помощью какой приставки оно образовано. Цвета приставок на доске. Вы работаете группой. Поворачиваетесь к той парте, где лежит цветок. Помните, в группе общаемся тихо, не мешаем другим, даем поработать каждому. Если группа готова показываем вверх вместе руки. (Для группы с учеником с ОВЗ объем меньше, чтобы ребенок успел закрасить лепестки цветка и получил положительную оценку) Чья группа быстрее справиться, выходит и выполняет на доске итерактивной. (Цветик-семицветик на доске и цвет приставок на доске) - Давайте проверим. Что за цветок получился? Сказочный, каждый лепесток – желание, которое поможет в жизни. | Работа в группе на местах. | Коммуникатив-ные(планирование учебно-го сот-рудни-чества, поста-новка вопросов, пост-роение рече-вых вы-сказыва-ний, ли-дерство и согла-сование дейст-вий с партнё-рами); Регулятивные (конт-роль, коррек-ция); Общеу-чебные (логические) | 7 мин 8 10.13 | |
Физмин. дополнит | Активная (фиксики) | 10.14 |
Обобщение и систематизация знаний. | 5) На доске появляется суффикс - Что такое суффикс? Задание: с помощью данных суффиксов образовать слова (по рядам) - Какую окраску придали эти суф словам? А слово изменилось? Значит, какой вывод? Вывод: суффикс что дел? 6)А теперь каждый в ноутбуке, Откройте ноутбуки, найдите на рабочем столе файл 15 марта, откройте, нажмите показ слайдов, начать сначала. Расселить слова по домикам. (У ребенка с ОВЗ объем меньше, чтобы успеть со всем классом (ситуация успеха)). Будьте внимательны. Выполните задания. Готовы? (пробежать проверить себе пометить). А теперь Кассия возле доски. Посмотрим, что получилось. -Закройте ноутбуки. | 3 мин 10.17 5 мин 10.22 | ||
Итог урока | - Нам необходимо разгадать шараду. Знаете что такое шарада? Загадывается определенное слово, которое нужно отгадать, пользуясь подсказками-пояснениями. Корень мой находится в цене, Вочеркенайди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке всевстречали, А окончание найдешь ты в слове слава. Вся же – в дневнике я и в журнале. Что же получилось? Напишите крупно на желтых листках. Кто готов? У доски. Поднимите их вверх. - Верно. Настало время дать оценку нашему труду. Подведем итог. -Что значит разобрать слово по составу? Какая часть слова главная? Какие части слова образуют новые слова? | |||
Рефлексия | Вы большие молодцы, - Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал. Спасибо за урок. А отметки еще поставлю за активную работу на уроке. 5 человек озвучить, самых активных на уроке тоже обязательно оценю. (Обязательно отметить работу ученика с ОВЗ). |