Тема. Правописание глаголов
Цель урока: Формировать грамматическое умение и осознанный способ решения орфографической задачи при написании безударных личных окончаний глагола.
Формировать у учащихся навыки разбора глагола по составу.
Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль учащихся.
Воспитывать коммуникативные навыки.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – научатся объяснять и писать окончания глаголов.
Регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке
Коммуникативные- учиться работать в паре,группе.
Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
1.Организационный момент
Прочитайте эпиграф нашего урока:
«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении» Марсель Ашар- это писатель. Где мы встречаемся с писателями? На страничках книг и журналов. Что нужно сделать чтобы произведение писателя увидело свет? Над книгой и журналом работают дюди разных профессий. Редакторы, художники. Предлагаю провести наш урок в форме Заседания редакционного совета журнала «Начальная школа» У журнала есть главный человек редактор, есть помощники редактора.
Итак, сегодня нам предстоит создать странички журнала Нам предстоит много работать отвечать размышлять анализировать.
́Редакторктор — тот, кто работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет содержание в у нас работают 3 отдела писем, информации, публикации
2.Актуализация опорных знаний
-Какое название будет у нашей 1странички в журнале?
–Послушайте и отгадайте загадку, отгадка и будет названием нашего рубрики.: Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придет: Летит ракета, люди строят зданья и рожь в полях растёт. – О какой части речи говорится в загадке? – Почему вы так решили? -Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? Ответьте на вопросы: - Что такое глагол? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает? Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не всё. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам Сегодня мы закрепим наши знания и умения. Открывается плакат «Глагол» |
-Рассмотрите минутку чистописания. тся ться ть чь ти ишь ешь -О чём говорят вам написанные сочетания букв? -Как вы думаете, почему я взяла эти сочетания на наш урок? -О каких орфограммах глаголов вы можете сказать? Назовите их. Какая же тема сегодня на уроке? Какие цели и задачи мы должны достигнуть и выполнить? Глагол. Правописание глаголов. |
А сейчас внимание. От редактора поступило задание для отдела публикаций: построить предложения для новой статьи. На столах лежат карточки с заданием. Внимательно прочитайте все неоконченные предложения, подумайте и запишите ответ. Статья должна быть готова в срок.
1.Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени (по родам)
2.Не с глаголами пишется (отдельно)
3.Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать?, что сделать?)
4.В предложении глагол является (сказуемым).
5.Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
Прочитайте какие предложения у вас получились.
В статье должна отражаться только достоверная информация Работа для отдела информации.
- Что я держу в руках? (словарь фраз.) А какие еще словари вы знаете?
Журналисты часто используют для написания статей фраз. Прочитайте фразеологизм.
Не ударить в грязь лицом.
– Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом.)
Назовите глагол в этом выражении. (Не ударить)
Назовите грамматические признаки глагола. (нач. форма, сов. вид, 2 спряжение)
Назовите орфограмму глагола. (не с глаголами) Вывесить плакат.(не с глаголами)
Раскрой скобки, запиши правильно.
(Не)навидеть, (не)бывает, (не)хочу, (не)годовать, (не)сберегли, (не)выучил, (не)останется, (не)доумевать, (не)взлюбить, (не)плакать. (на доске написать)
Возвращаемся к чистописанию.-ишь ешь
Что это за соединения?
Как называются эти окончания? (Личные)
– Почему? (Глаголы изменяются по лицам.) У каких личных глаголах пишется ь? В каких еще глагольных формах после шипящих пишется ь?
- От чего зависит написание безударных окончаний глаголов? (от спряжения)
-Как определить спряжение? Вывесить плакат спряжение
На адрес нашей редакции приходит много корреспонденции от школьников, которые просят правильно вставить пропущенную букву в окончание.
помочь им разобраться в тех или иных вопросах:
Надо разобраться.
У вас на столах листы, на которых написаны глаголы с пропущенными буквами:
танцу. м, рису . м, отдыха . шь, стел . шь,
мечта . шь, дыш . те, друж . м, чист . м, жале. м
А чтобы не допустить ошибку вы вспомните правило. Какое?
Итак, чтобы написать окончание глагола, необходимо определить спряжение.
Вспомните, с какими особыми глаголами мы познакомились? Это глаголы - исключения. Назовите их.
1вариант на ать - гнать, держать, дышать, слышать,
2 вариант на еть - смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, терпеть, зависеть, вертеть
Запишите эти глаголы в форме 3лица, ед числа. Назовите окончания глаголов.
Гонит, держит, дышит, слышит,
Смотрит, видит, обидит, ненавидит, терпит, зависит, вертит.
Верно ответили на письмо.
Один из пощников редактора по неосторожности перепутал карточки с верным и неверным написанием слов. Надо помочь.
Умница, мчица,(мчится) красавица, курица, останеца, (останется), одеваеца,сахарница, поёца (поётся),удивляца (удивляться), улыбаца (улыбаться)
- О какой орфограмме вы вспомнили? Тся ться ца
Чтобы закончить работу над публикацией журнала просим собраться на редакционный совет, чтобы подвести итоги нашей сегодняшней работы.
– Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+». Если не согласны, то знак «–».
1.Все три глагола имеют неопределенную форму:
гореть, учить, лечит.
2.В слове листа..шь безударная гласная И.
3.Все данные слова – глаголы-исключения:
гнать, держать, писать, дышать.
4.Глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени.
5.Глагол встречаете – 1-го лица.
6.Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь.
7.Во множественном лице глаголы 2-го лица имеют окончание
-ут, -ют.
8.Все данные глаголы I спряжения: мечтает, учит, стирает.
10.Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.
Вывод. Какие орфограммы глагола мы сегодня повторили?
Итог урока
Оцените свою работу на уроке в виде смайлика и прикрепите его к тому фразеологизму, который отразит вашу работу. На доске фразеологизмы: «ШЕВЕЛИТЬ МОЗГАМИ», «ХЛОПАТЬ УШАМИ», «РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА».
Оцените работу в корзину плохое, в чемодан хорошее.