Классный час
ко Дню науки.
Подготовила
учитель начальных классов
Цели и задачи:
активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
развитее творческих способностей учащихся;
расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной науки;
повышение уровня знаний и совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся;
организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Ведущий: (Максим)
Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас в школе отмечают День науки.
Ведущий: (Алина)
А мы-то здесь причём? Мы ведь не учёные! Мы еще маленькие!
Ведущий: (Максим)
А дело в том, что первая встреча с науками происходит как раз в стенах школы, поэтому можно смело утверждать, что День науки – это праздник и всех школьников тоже.
Ведущая: (Алина)
Вот я бы хотела быть настоящим учёным!
Ведущий: (Максим)
У тебя не получится, ты – девчонка. Настоящий учёный носит очки и галстук. (показывает на себя)
Ведущая: (Алина)
Скажешь тоже! Учёные бывают разными. И есть много женщин учёных. Дело не в одежде! Настоящий учёный должен много знать и уметь, быть образованным человеком.
Т.Н. А вы ,ребята, с кем согласны? (ответы детей)
Ведущий:
Всё правильно! Но самое важное даже не знания и умения. Главное то, что настоящий учёный умеет думать самостоятельно и у него очень большая скорость мысли. Именно этому мы должны научиться в школе – нашей первой в жизни Академии наук. И именно этому посвящён наш сегодняшний классный час!
Ведущий: Девиз нашего кл часа.
(Илья)
Орешек знанья тверд,
Но все же мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его помогут
Упорство и стремление все знать!
Ведущий: (София)
Говорят, что чудес не бывает!
Не волшебники мы – только учимся!
Но уж твердо верим и знаем –
У ученых и чудо получится.
Ведущий: (Замир)
Мы – наследники мудрых гениев,
Но шагаем путями своими!
Пусть мы юные, тем не менее –
Мы любые преграды осилим!
Т.Н. А знаете, каким годом объявил наш президент 2021 год? Годом науки, образования и технологий.
- А что такое наука? (ответы детей)
Нау́ка — область человеческой деятельности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, анализ
Жизнь не стоит на месте, она тесно связана с техническим прогрессом, с внедрением новых изобретений и открытий. Есть устаревшие технологии, которые уже давно стали историей; есть открытия, так и не ставшие ими по-настоящему; другие не были по достоинству оценены современниками и ждали своего признания и применения сотни лет.
Немало и таких открытий и изобретений, которые нужны были человеку, чтобы выжить, равноценных им нет до сих пор. Несмотря на то, что прошли тысячелетия, и наука давно ушла вперед, эти открытия остаются для нас самыми важными и значительными. Давайте мы с вами попытаемся составить первую тройку открытий человека. Как вы считаете? (ответы детей).
1 место- огонь
-Что вы знаете об огне?
Долгие тысячелетия люди пользовались "домашним огнем", поддерживали его из года в год в своих пещерах, прежде чем научились добывать его сами при помощи трения.
2 место-колесо
Все началось с... Отгадайте загадки:
Меня спроси,
Как я тружусь.
Вокруг оси
Своей кружусь. (Колесо.) расскажет Максим
Колесо используется в разных сферах. Наши прабабушки использовали колесо на прялках.
3 место- письменность
Различные способы передачи и хранения информации: с помощью определенным образом сложенных ветвей, стрел, дыма костров и тому подобных сигналов. Из этих примитивных систем оповещения позже появились более сложные способы фиксирования информации. Например, древние инки изобрели оригинальную систему "записи" с помощью узелков. Для этого использовались шнурки шерсти разного цвета. Их связывали разнообразными узелками и крепили на палочку. В таком виде "письмо" посылалось адресату.
Самым древним видом письма считается пиктографическое. Пиктограмма представляет собой схематический рисунок,
иероглифическое письмо. Впервые оно возникло в Древнем Египте.
только в конце 2 тыс. до Р.Х. древние финикийцы изобрели буквенно- звуковой алфавит, который послужил образцом для алфавитов многих других народов.
-Сейчас вы получите пиктограммы. Попытайтесь их прочитать.
Отгадайте загадку:
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомобили.)
Изобретатели мечтали о машине, подвластной приказам человека. Конечно, потребовалось много десятков лет, чтобы автомобиль превратился в незаменимый вид транспорта. Сегодня миллионы красавцев автомобилей бегают по дорогам всех стран.
Слово «автомобиль» греческого происхождения. В Древней Греции слово «сам» обозначалось словом «аутос», а слово «подвижный» на латинском языке звучало как «мобилос». Вот и сложилось новое название «авто-мобильный», т. е. самодвижущийся.
Чтобы делать изобретения. Открытия ученные трудятся в разных сферах, изучают разные науки.
-Какие науки вы знаете? Расставьте слоги каждой строки по порядку, прочтите что получилось.
ка зи фи (физика)
те ма ма ка ти (математика)
сто рия и (история)
стро но а ми я (астрономия)
цы ме ди на (медицина)
та бо ни ка (ботаника)
гра гео фи я (география)
Какую науку называют царицей? А что изучает астрономия? Если заболели, поможет…Какая наука помогает узнать прошлое нашей страны? Растения изучает… Страны моря океаны материки…
А какой науки я вас не спросила (физика) Физика изучает.. Чтобы сделать открытия нужно много проводить опытов экспериментов. Хотите побыть ученными физиками? (Делаем опыты по физике)
Т.Н. Российская наука дала миру много великих имен и открытий. М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, Э.К. Циолковский, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, С.П. Королев — эти ученые известны всему миру. Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, в которой были разработаны основы биосферы, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
- О каких ученых узнали вы?
(Алина) Михаил Васильевич Ломоносов родился более 300 лет назад в семье рыбака на берегу Белого моря…
Сосед очень рано научил его читать и писать (а в то время грамотных людей было очень мало)…
Чтобы иметь возможность учиться ,а в то время для детей бедняков школ не было, сбежал из дома и отправился пешком в Москву…
Учился в школе усердно, деньги тратил только на бумагу, чернила и книги…
За пять лет постиг школьные науки…
Как лучшего ученика школы его отправили учиться в академию.
Т.Н М.В Ломоносов сделал открытия во многих областях науки: физике, математике. ..
(Рома) Д.И. Менделеев Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. В 1869 г. открыл периодический закон химических элементов — один из основных законов естествознания. Также. Менделеев является автором исследований по физике, метрологии, воздухоплаванию, сельскому хозяйству, экономике. Организатор и первый директор Главной палаты мер и весов.
(Показываю систему Менделеева)
(Замир)Э.К. ЦиолковскийКонстантин Эдуардович Циолковский русский ученый и изобретатель, основоположник космонавтики и теории освоения космического пространства. Автор десятков трудов по космонавтике. Автор идей о космическом лифте и поездах, движущихся на воздушной подушке.
(После болезни еще в детском возрасте он оглох.
(Галя)С.П. Королев Сергей Павлович Королёв выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Основоположник практической космонавтики.
(Участвовал в создании ракеты, на которой в космос полетел Ю.А.Гагарин)
(София)Николай Коперник ученый-астроном. Коперник привел доказательства того, что наша планета за сутки поворачивается вокруг своей оси . И вместе с тем, Земля движется вокруг солнца, совершая оборот за 1 год.
- Почему важно знакомиться с жизнью и творчеством великих людей, великих творцов? Потому что у этих людей есть, чему поучиться. Кто-то из них не сдавался, когда было трудно, кто-то из безвыходной ситуации смог найти решение.
Наука не стоит на месте. Люди создали роботов. На многих производствах роботы уже заменили человека. Роботы умеют собирать машины, натирать в доме пол, даже играть в футбол.
- А есть ли что-то, где робот не сможет заменить человека?
- Умение думать – это очень важный навык, не подвластный роботам.
- То есть человеку остаётся хорошо думать, что-то созидать, изобретать, придумывать. А для этого нужно тренировать мозг.
- Если есть у человека знания, то это хорошая база, основа, на которой он может размышлять и изобретать. Но никто насильно вам в голову поместить знания не сможет, получение знаний зависит от вас самих.
- А что вы можете тренировать, развивать в себе сами? (Воображение; можем тренироваться решать задачи; можем получать знания.)
- В этом Вам помогут уроки математики, русского языка, окружающего мира,
- И, конечно, свои знания надо показывать. Для этого мы сегодня проведём интеллектуальный марафон. И пробежимся мы по всем изучаемым предметам.
Школьники делятся на 4 команды примерно по 7 человек. Каждая из команд получает по флажку своего цвета и отправляется в гости к разным наукам.
Окружающий мир.
Игра «Угадай-ка»
Запасливый грызун с защёчными мешками. (хомяк)
Пресмыкающееся, умеющее менять окраску в зависимости от внешних условий и настроения (хамелеон)
Самый быстрый зверь. (гепард)
Когда европейцы приплыли в Австралию, то спрашивали аборигенов: «как называется это прыгающее животное с сумкой»? В ответ аборигены говорили: «не понимаем!». С тех пор мы так и зовём это животное. Как в переводе с австралийско-аборигенского языка «не понимаем»? (кенгуру)
Атмосферные осадки, которые бывают такими большими, что могут уничтожить посевы, сделать вмятины на автомобилях и даже травмировать людей. (град)
Этих птиц еще в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния. Что это за птицы? (голуби)
Допиши географические названия:
Тихий _________________
Каспийское ____________
___________________ Америка
___________________ Медведица
Математика.
Найди 2 числа, если их сумма равна 15 и одно из них на 3 больше другого. (6 и 9)
В корзине лежит несколько яблок. Их меньше десяти. Сколько яблок лежит в корзине. Если все их можно раздать поровну двум или трем детям? (6)
Мы нашли 2 сыроежки, 5 лисичек и 3 шишки. Сколько мы нашли грибов? (7)
Лестница состоит из 7 ступенек. Какая ступенька находится на середине лестницы? (четвёртая)
Литература.
Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33)
Как звали домомучительницу Малыша? (Фрекен Бок)
Назовите имя и отчество Пушкина . (Александр Сергеевич)
Главной героине известной сказки Г.-Х. Андерсена в столице Дании Копенгагене поставлен памятник у самого берега моря. Как зовут героиню этой сказки? (Русалочка)
Ведущий:
- Давайте дадим клятву самим себе, своим родителям, своей школе:
пытаться узнать и понять окружающий мир (Клянусь)
учиться черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала наука (Клянусь)
своими знаниями, успехами и достижениями укреплять авторитет своей школы (Клянусь)
овладевать и усовершенствовать те знания, которые дают вам учителя (Клянусь)
побольше читать, интересоваться, узнавать (Клянусь)
Учитель:
- Наш праздник подходит к концу. Завтра будет новый день, Вы пойдёте по новым дорогам за знаниями, и, я надеюсь, желание учиться не угаснет в Вас никогда.