Сочинение-описание по картине
Фёдора Александровича Васильева
«Мокрый луг»
(Урок русского языка в 8 классе)
Цели:
1.развивать умение писать сочинение в определенном жанре, выбирать соответствующий тип речи;
2.формировать умение правильного употребления и составления безличных предложений;
3.повторить особенности категории состояния как части речи;
4.развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.Слайд2
Эпиграф: слайд3
Как я хочу вдохнуть в стихотворенье
Весь этот мир, меняющий обличье:
Травы неуловимое движенье,
Мгновенное и смутное величье
Деревьев, раздраженный и крылатый
Сухой песок, щебечущий по-птичьи,-
Весь этот мир, прекрасный и горбатый,
Как дерево на берегу Ингула.
Там я услышал первые раскаты
Грозы. Она в бараний рог согнула
Упрямый ствол, и я увидел крону -
Зеленый слепок грозового гула.
А дождь бежал по глиняному склону,
Гонимый стрелами, ветвисторогий,
Уже во всем подобный Актеону.
У ног моих он пал на полдороге.
Арсений Тарковский
Словарная работа.слайд 4
Ингул – река, впадающая в Чёрное море, протекает по территории Украины.
Актеон – сын бога Арестея, охотник, превращённый богиней Артемидой в стройного оленя.
Пейзаж – это картина природы, созданная художником, композитором, писателем.
Слово учителя.На одной из выставок висел написанный Иваном Николаевичем Крамским портрет молодого человека с опушенным мягкой бородкой округлым лицом и красивыми большими глазами, во взгляде которых сочетались зрелый ум с озорной мальчишеской веселостью.
Это был портрет Фёдора Васильева, девятнадцатилетнего юноши, поражавшего всех своим талантом
Чудо-мальчик, весельчак и насмешник , казался всем, кто его видел впервые, родившемся в сорочке счастливцем.
Кто же мог предположить тогда, что среди самых трагических судеб русских художников трагедия Федора Васильева окажется едва ли не самой жестокой?.Но нельзя найти художника, который, не прожив 23-х лет, оказал бы такое глубокое и серьезное влияние на целую отрасль живописи, как Васильев.
Слово о художнике. Слайд 5
Фёдор Васильев родился 10 февраля 1850 года в городе Гатчина (ныне Ленинградская область) Был добрачным сыном мелкого почтового чиновника из Петербурга. Семья постоянно бедствовала и уже в двенадцатилетнем возрасте мальчик был отдан на службу в главный почтамт. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. В 1865 году поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П.К.Соколова. По окончании учёбы Васильев уже познакомился с рядом художников и стал своим в их среде. оОсобенно близкими были отношения с И.Н.Крамским, взявшим его под заботливую опеку, и с И.И.Шишкиным, с которым он постоянно работал на натуре.
Шишкин учил Васильева зарисовывать природу так, чтобы не пропадала ни одна травинка, и главное - правильно видеть небо и воду. Каждый вечер художник наблюдал за тем, как за озером садилось Солнце, представляя собой огненную феерию, а озеро все это послушно отображало. И Васильев по-новому открыл для себя эти две стихии – онувидел, что «небо живет своею собственной жизнью, в то время как вода лишь покорно его отражает, во всем ему повинуясь». Перед его холстом, особенно когда он писал или переписывал облака, в изумлении останавливались и Крамской, и Репин.
Слайды 6-9
Талант его развивался необычайно быстро, и уже в 1868 году он создает вполне зрелые картины «Деревенская улица», «После грозы»,»Возвращение стада», в которых отчетливо проступилотяготение художника к лирическому восприятию природы. ПроизведенияВасильева проникнуты любовью к простым людям, емупонятен и близок их мир, их жизнь
. Очень уж нравилось ему то, чем возмущался его любимый писатель Гоголь, - пресловутое российское бездорожье: Богом забытые проселки, ухабы, овраги, лесные дебри, в землю вросшие деревеньки.) Трудился Васильев самозабвенно, делая бесконечные этюды и зарисовки, пытливо изучая природу
В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых, этапные, – «Вид на Волге. Барки» и «Волжские
лагуны». Слайды – 10-11 Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Взошла короткая, но изумительная заря совершенно нового, ярчайшего явления в русской пейзажной живописи.
Васильев, предпочитавший писать природу, изредка изображал и Петербург, с которым был связан большую часть жизни. Слайд 11 Художник ищет в городе не социальную проблему, а красоту - и его Петербург приобретает романтические черты, напоминая нам не реальный город, а видение иного мира. Излюбленными мотивами художника становились исключительно пограничные состояния природы: перед грозой и после дождя, рассветы и закаты, наполненные то легкой грустью, то тревожным настроением.
Слайд.12 1871 год оказался поворотным в судьбе молодого художника.В начале этого года в течение месяца он написал знаменитую «Оттепель». Картина сразу же привлекла внимание – не только зрелым мастерством автора и необычным для того времени выбором мотива, но и впервые так сильно проявившимся в ней настроением смутной тревожности и унылой безнадежности.
…Просторы России, заснеженные просторы без конца и края под хмурым облачным небом. Разъезженная дорога, сырые проталины, ржаво-коричневые пятна кустов. Две фигуры, двое идущих – мужик с котомкой и мальчик. Куда же они бредут этим неласковым днем?
В этой картине с дивной простотой было прописано все – сырой воздух, размокший снег , убогая изба, оледенелые бревна, а особенно –дорога, уводящая в бесконечную даль.
«Оттепель» была увидена, запечатлена. Её авторское повторение, в более тёплых тонах, чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872г. в Лондоне.
- После поездки на Волгу Федор сильно простыл на катке в Петербурге. К весне его одолел кашель, началась чахотка. С трудом удалось выехать в Крым, в Ялту. В Ялте было солнечно, тепло, ярко цвели пышные южные цветы. Васильев был весел, радушен, хотя надежд на выздоровление оставалось все меньше.
Но он не намерен сдаваться, он должен жить наперекор беде. Крым казался ему настолько чужим, что он стал работать, вдохновляясь воспоминаниями о природе Центральной России, по которой бесконечно тосковал. В Крыму Васильев написал свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Картины эти написаны по старым этюдам и всегда живым и волновавшим художника воспоминаниям о милом севере. " Слайд 19
Только почти через два года Васидьев взялся за изображение Крыма. Картина «В крымских горах»(1873) оказалась значительным произведением.Слайд 20-21
Читать слайд 22
Когда Крамской увидел присланную Васильевым в Петербург картину»Мокрый луг, он был потрясен. Слайд 23Всев ней: и весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду в зарастающем русле реки, и невидные капли дождя на влажной листве деревьев – все говорило о художнике необыкновенно чутком к «шуму и музыке природы» и способном не только передавать, что он видит, но и улавливать «общий смысл предметов, их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека» писал Крамской Васильеву.
Васильев так и не получил официального звания художника, т.к. для этого надо было вернуться в сырой Петербург для сдачи экзамена. Это было равносильно самоубийству.Однако жизнь его угасала. Осенью этого же года он умер в возрасте 23 лет. Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.
Как раз в это время его картины украшали русский отдел Всемирной выставки в Вене. Сделанного им хватило, чтобы попасть в ряд крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.
Беседа по картине и работа в тетрадиСлайд 23. С
Написанная не с натуры, а а на основе зарисовок, сделанных в разных местах и в разное время, она поразила современников свежестью живописи, точностью воссоздания атмосферы, и, более всего, исходящим от неё ощущением неясной томительности
Слайд. 25
1.Что изображено на картине?(В глубине широкой низины высятся два развесистых дерева. Далеко за ними в сизой дымке проступает полоса леса. Вдоль низины тянется обрывистый косогор, а впереди, почти в центре, блестит заводь с топкими берегами. Бурное небо полно еще грозовой силы, но правая часть его уже посветлела и успокоилась. По влажной земле скользит легкая тень от пробежавшей тучки. Только что прошла гроза, все чисто, умыто, напоено.Воздух свеж и прозрачен.)
2.Какое настроение у вас вызывает картина?(Картина вызывает умиротворенное настроение, т.к. радует глаз сияние омытого дождем луга. Ощущение чистоты и свежести)
3.Что прежде всего бросилось в глаза (весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду в зарастающем русле реки, и невидные капли дождя на влажной листве деревьев
4. Как вы думаете, в какое время дня написана картина?(на картине изображен теплый весенний вечер. Уже темнеет, но солнце еще сияет из-за облаков. Темные свинцовые тучи уплывают вдаль. На небе золотисто-розовые облака, которые освящают последние лучи солнца. На весенней мокрой зеленой траве хорошо видны огромные темные тени туч.
5. Любите ли вы природу после дождя, во время дождя?(Конечно. После дождя всегда свежо, пахнут цветы и травы,. (Легкий, теплый ветерок дует из самой земли, чуть дотрагиваясь до травы и сбрасывая чистые ясные капли дождя.
6.Как вы думаете, дождь на картине "еще идет" или "уже закончился"? (Дождь только что закончился. . Луг написан в ту минуту, когда тень уходящих облаков скользит по влажной траве, по глади реки, пробившийся сквозь тучи солнечный луч то вспыхивает, то угасает, а вода отражает бледное утреннее небо. Композиция построена таким образом, что взгляд зрителя спокойно и неторопливо вовлекается в глубину картины: от травы, на которой, кажется, дрожат капли дождя, к спокойной реке, деревьям и затянутой дождем дали.)
7.Какие растения написаны на переднем плане картины? Узнаете ли вы их? Как вы думаете, радуются ли они дождю?( на переднем плане изображена молодая весенняя трава. Она изображена с ботанической точностью – это осока. Конский щавель
8. Как, по вашему мнению, художник относился к природе?(художник воспринимает природу лирически. В этом пейзаже создатель картины выразил всю свою любовь к России и русской природе. Немного печальная, скромная, но такая искренняя и любимая нашими сердцами матушка Русь!В картине он выразил свои чувства, всю любовь свою - все, что бережет память сердца.
9. Какова композиция (построение) картины?(Композиция "Мокрого луга" проста и непринужденна, и в то же время трудно представить себе более продуманное произведение. В картине легко различить композиционный центр, к которому сходятся основные линии пейзажа - очертания косогора, берега заводи, тропинки, границы света и тени на лугу, полоса леса. Зрительным центром, организующим всю картину, является темный силуэт двух могучих деревьев.
10. Колорит картины? Какие краски использовал художник?(Чистыми, насыщенными красками засиял омытый дождем луг. Васильев не знал равных в остроте восприятия цвета.) слайд
Записываем в тетрадь словосочетания:
Спокойное зеркало реки; нежно - розовое небо; косматые тяжёлые облака; разбуженная ветерком рябь воды; шевелятся травинки; умытая дождём природа; сочный зелёный цвет; прекрасный чистый воздух; зловещие тучи; обрывистый косогор; болотистая заводь; топкие берега; развесистые деревья; клубящиеся облака; отголоски бури…Слайд. 26
11. Какое состояние природы и человека передано художником на этом полотне?((Немного грустно, усталость после грозного ливня, хочется отдохнуть, стряхнуть с себя тревогу, тяжесть)
12. Какая часть речи помогает передать состояние природы и человека? (категориясостояния)
13. В каких предложениях используется категория состояния?В чем особенность этих предложений?(это безличные предложения.)
Записываем в тетрадь:
Легко и свободно дышится, светлеет, приятно смотреть на колышущиеся травы, хочется радоваться зелёной весне, на лугу свежо, тепло, уже темнеет, не удастся подышать, хочется верить, в картине легко различить…
14. Почему художник рисовал в Ялте не прекрасную крымскую природу, а обычный луг после дождя? Он тосковал по Родине, потому что очень любил её
15. Какой смысл вкладывает художник в словоприрода?( . Природа у Ф. Васильева никогда не представляется "холодной, вечной и равнодушной". Он непрестанно искал в ней гармонию, чистоту, художник согрел и одухотворил ее глубоко поэтическим чувством, )
16. Какие типы речи будем использовать в сочинении?(описание).
Работа с учебником. Выполнение упражнения №287
Возможное начало
1)."Нет у нас пейзажиста-поэта,- говорил Крамской.- И если кто может и должен им быть, то это только Васильев".
2).Пейзажи пишут многие русские живописцы, но у каждого получается по-своему. «Мокрый луг» - это олицетворение самой сути творчества Федора Васильева.
3).Репин всегда восхищался той лёгкости,с какой Васильев создавал свои полотна. Всего несколько мазков - и под рукой творца могло появиться облако, на создание которого у другого художника уйдут часы.
4).У Фёдора Васильева – пейзаж - стихотворение. Он не только показывает то, что видит. Он умеет передать поэзию природы, чувство, которым она наполнила его.
Возможный план.Слайд 27
I. Ф.А. Васильев – талантливый пейзажист.
II. Описание картины «Мокрый луг».
1. Общее состояние природы.
2. Передний план картины (луг, трава, цветы, болотце).
3. Что изображено на картине слева и справа?
4. Небо.
5. Колорит картины.
III. Какое настроение создаёт картина и какие мысли вызывает?
.Слайд. 28
Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище. Слайд. 29
7. Заключительное слово учителя
- Изображение на холсте – это зримое отражение того, что звучит в душе художника. Возможно, мы с вами с помощью краски не сможем передать наши настроения и чувства так, как это сделал художник, но написать об этом мы попробуем
Написание сочинения