«Каждому уроку – отличную подготовку, современные методы, высокое качество».
«От повседневного совершенствования урока …
зависит культура всего педагогического процесса в школе».
В. А. Сухомлинский
Каждый русский человек должен свободно владеть своим родным язы
ком, так как это для него надежная основа в жизни, труде, творческой
деятельности. Чтобы реализовать эту цель, организован учебный процесс в школе по русскому языку.
Учебный процесс – это совместная деятельность учителя и учащихся по передаче и усвоению новых знаний и овладению умениями.
Основной формой обучения является урок. Урок – это система действий учителя и учащихся, которая подчинена выполнению поставленных целей и задач.
Учителю очень важно продумать свою деятельность и деятельность учеников в течение всего урока, подготовиться к руководству ею на каждом его этапе.
Урок для учителя – педагогическое произведение, которое он пишет всю свою трудовую жизнь.
Подготовка к урокам – важнейшая часть педагогической деятельности учителя, от которой в первую очередь зависит качество и эффективность обучения и воспитания учащихся. Она складывается из формулировки его целей, отработки содержания урока, выбора методов и средств обучения для достижения целей, определения типа и структуры его.
Нигде, кроме урока, так полно и ярко не раскрывается личность учителя – его эрудиция, методическое мастерство, умение установить правильные отношения с учащимися, творческое отношение к делу.
Хороший урок учитель проведет не только потому, что он к нему хорошо подготовился, но и потому, что он умеет создать в классе обстановку доброжелательства, взаимного уважения и доверия.
На уроке учитель стремится добиваться прочных и глубоких знаний. Повышение качества урока оказывает благотворное влияние на знания учащихся. Проведение же уроков по штампу, когда познавательная активность учащихся носит односторонний, воспроизводящий характер, упор делается не столько на осмысление изучаемого материала. Сколько на запоминание его: запомни и воспроизведи то, что в готовом виде было изложено учителем,- это все одна из причин, объясняющих изъяны в проведении уроков. Чтобы урок был результативен, необходимо выполнять ряд определенных требований к нему.
Эффективность обучения и воспитания на уроке зависит от внешних условий – педагогического мастерства учителя, рационального построения программы, методов обучения и др. Зависит она и от внутренних условий, определяющихся личностью самих учащихся, а именно: уровнем их умственного развития, их отношением к учебе, особенностями самоорганизации умственной деятельности.
Достижение целей урока возможно на основе принципов:
- деятельностного подхода,
- индивидуального подхода,
- личностного подхода.
Важно, чтобы нва уроке весь класс и каждый ученик в полной мере включились в учебную деятельность.
Главное для детской активности и творчества – иметь возможность
по – своему воспринять цель и способы ее выполнения. Мастерство педагога состоит в том, чтобы дать простор самостоятельности (но под общим руководством учителя).
Каждый ученик уникально индивидуален и неповторим. Обеспечить на уроке индивидуальный подход к каждому ученику – значит вовлечь его в учебный процесс. Это возможно, если педагог будет стремиться к непосредственному общению с каждым учащимся.
Для успешного усвоения знаний учащимися на уроке использую в своей практике развивающие технологии (методики, отдельные приемы).
Всем хорошо известно, что любой труд интересен, если он разнообразен, что чем больше новое связано с изученным ранее, тем легче оно усваивается. Учение должно быть трудным, но посильным. Но не менее важно и то, что каждый учитель должен хорошо знать своих учеников, а значит дать им возможность проявить свою индивидуальность, творчество.
Для этого в своей работе я использую динамичную систему классной, групповой и индивидуальной работы с учащимися, т. е. дифференцированное обучение. Использование этой системы предполагает знание психологических особенностей каждого ученика.
Как же строить урок, чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету?
Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся.
Чтобы определить учебные возможности класса, необходимо знать уровень его работоспособности и обучаемости.
Уровень работоспособности своих учеников каждый учитель может определить самостоятельно (по объему выполненной работы, качеству). Уровень обучаемости проверить сложнее: он связан с пониманием детьми изложенного материала. Сделать это можно на протяжении 2-3 уроков.
Конечно, дифференцированный подход в обучении дает результаты при условии систематического ее использования, что требует затрат сил и времени, но результаты налицо: дети будут работать в силу своих возможностей, овладевать знаниями, проявлять интерес к предмету и активность.
Хочу отметить, что каждый ученик справится с программным материалом, если создать для него условия работы.
Опыт показывает, что процесс обучения более эффективен при обращении к творческому взаимодействию с учащимися, которое строится на основе проблемно – поисковых форм работы на уроке. Педагогическое речевое мастерство учителя реализуется при создании действенного высказывания, особенно актуального именно на уроках русского языка.
В своей работе стремлюсь строить обучение по законам мотивационной последовательности (риторика) и учебного поиска (дидактика и конкретная методика). Этому способствует проблемно – творческий характер предлагаемых заданий.
В последнее время отношение у учащихся к учению изменилось.
Почему же чаще бывает так, что нам неинтересно учить, а им, детям, неинтересно учиться? Интерес будет при таком условии, когда учение, общение будет происходить на равных. Но, к сожалению, зачастую сталкиваемся с обратным: процесс обучения строится таким образом, что ученик – всегда фигура ведомая. Ему объясняют, что, как, в какой последовательности он должен делать и какой результат должен получить в конце. Это сводится к схеме «следуй за мной», «делай как я». Изменить такую систему обучения поможет педагогика встречных усилий, в которой процесс освоения новых знаний основывается на взаимоподдержке обеих сторон – и учителя, и ученика. Она предполагает постоянные «шаги навстречу» от учителя и наоборот. Тогда обучение становится увлекательным процессом совместного познания.
Чтобы уроки русского языка были интересными для учащихся, а знания прочными, я начала работать над проблемой комплексного подхода к изучению русского языка. В основе этой работы – комплексное планирование.
Возможность вызвать активность учащихся на всех этапах работы представляют уроки разных типов, нестандартные уроки. Они позволяют избежать схематизма, однообразия, создают творческую атмосферу, обеспечивают интенсивную работу учащихся. Чтобы такие уроки состоялись, необходимо многое: найти интересную тему, заставить класс думать и говорить. А вот эти качества закладываются черновой ежеурочной работой, экономичным и рациональным использованием учебного времени, т. е. интенсификацией процесса обучения, которую и позволяет реализовать комплексный подход к изучению русского языка.
Есть ряд задач, решение которых создает условия (предпосылки) повышения эффективности урока. Отмечу среди них те, которые имеют наибольшее значение:
Развитие у школьников интереса к предмету;
Преемственность и перспективность в учении;
Использование межпредметного материала на уроках русского языка.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку. Интеграция предметов в современной школе – это поиски новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала учителя с целью более эффективного воздействия на учащихся, развития у них широких интересов.
Я использую в своей работе межпредметные связи как средство повышения качества и эффективности обучения.
Не менее важно уделять внимание усилению практической направленности обучения русскому языку. Для этого я стараюсь организовать работу так, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания, чтобы он не только заучивал правила, но и видел орфограммы. В результате у меня на уроках появилась так называемая «цепочка грамотности», каждое звено которой – это большая практическая работа.
Хорошим подспорьем в успешном проведении уроков для меня является также и применение синтаксической пятиминутки, которую я впервые встретила в разработках методиста Г. А. Богдановой. Благодаря проведению синтаксической пятиминутки у школьников развивается вкус к языку, красивой, образной и грамотной речи.
Хочу заметить, что урок русского языка – это работа со словом. Дети должны осознать то, что слово – инструмент познания мира. Именно поэтому я с особой тщательностью отношусь к организации словарной работы на уроках.
Успех обучения русскому языку может быть достигнут лишь на основе реализации строго продуманной системы учебно – воспитательных мероприятий. Важное место в этой системе занимает внеклассная работа. Она рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках, расширения лингвистического кругозора учащихся, воспитания языкового чутья, развития творческих возможностей, повышения общей языковой культуры.
Внеклассная работа проводится в тесном контакте с уроками, создает живой интерес учащихся к учебному предмету. Я использую следующие формы ее организации: выпуск стенной предметной газеты, веду рубрику «Уголок русского языка», провожу Недели русского языка, включающие в себя конкурсы, игры, викторины. Недавно в нашей школе прошла Неделя русского языка под девизом: «Если штурмуешь познания кручи, выучи русский язык!»
Обобщая все вышесказанное, хочу сказать, что выбранная мною методическая проблема актуальна, глубока и многогранна.
Вполне очевидно, что система современного образования не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Она диктует ребенку свои условия и не оставляет места и времени для его вопросов. В результате школьник перестает их задавать, теряет интерес к окружающему миру и, соответственно, к обучению. Поэтому, обучая, необходимо воспитывать ребенка как развитую личность, активизировать его интерес. Именно к этому я стремлюсь в преподавании русского языка.