Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма организации учебной деятельности:фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.
Формируемые УУД:
Регулятивные:
1. По заголовкам, по заданиям (словесным и наглядным) понимать, принимать и сохранять в памяти учебную задачу.
2.Осознавать границы собственных знаний.
3. Выполнять различные УД, пользоваться разными способами помощи
4. Оценивать правильность выполнения, вносить необходимые коррективы
5. Контролировать и оценивать свои действия
Коммуникативные:
1.Всупать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнеру по общению
2. Объяснять лексическое значение слов
3.Участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слышать собеседников, стараться понять мысли другого.
Познавательные:
1.Дать представление об имени существительном как части речи.
2.Распознавать И.С. среди других частей речи.
3.Группировать их по лексическому значению.
Личностные
1. Способствовать смыслу учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
2.Осознать практическую значимость материала, ценность совместной деятельности.
3.Выходы из спорных ситуаций;
4. Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат
Планируемые результаты:
Знание, что такое имя существительное
Умение находить его в предложении
Знание, что слова способно назвать все в окружающем мире.
Формы организации урока
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Оборудование- компьютерная презентация, учебник, доска, наглядный материал
Оборудование:
а) для учителя: учебник «Русский язык»; карточки; презентация;
б) для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть).
Этапы Методы и приёмы | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин | Учитель: Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Тут затеи и заданья, Игры, шутки, всё для вас! Я желаю вам удачи – За работу, в добрый час! Садитесь, дети! | Приветствовать учителя | Р: |
Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя, ответы на вопросы Практич.:словарная работа, самопроверка | 5 мин | - Ребята, готовы вы к уроку? (Да) На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший, дружный класс Всё получится у нас. И сейчас внимание, Необычное задание. Какая тема урока у нас? Разберемся мы сейчас. Учитель:Давайте соберём пословицу, которая будет девизом сегодняшнего урока.(Пословица разбита на слоги) Повторение - мать учения. Учитель:Как вы понимаете смысл этой пословицы. (Повторение - мать ученья это пословица, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Слово мать – как начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья) Учитель:Эта пословица сегодня – девиз урока. Значит чем будем заниматься? (повторять, обобщать). Учитель:А что именно мы сегодня будем повторять и обобщать, нам поможет отгадать Рита, прочитав стихотворение. Есть много интересных слов, Их знаете давно. Вот, например, собака, стол, Часы, жираф, кино. И долго можно говорить Про разные предметы. Возьмем слова утюг, пенал, Котенок и конфеты И будем с ними мы дружить, Писать, читать, произносить. Ах, какие же слова восхитительные! Называются все они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!(хором) | Оценивать свои возможности грамотного написания слов. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П: выполнять учебное действие Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров |
III. Постановка учебной задачи и ее решение Практич.:запись словарных слов Словессн.:ответы на вопросы, фронтальная | 1 мин | - Итак,тема нашего урока : Обобщение знаний об имени существительном. Учитель: -Так что же это за слова такие имена существительные? -Как их отличить от других слов ? -Какие признаки они имеют? - Очень хочется, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка. _А чтобы нам было всё понятно и интересно, давайте будем выполнять все задания по порядку. -Для того что-бы наш почерк был ровным и красивым,нужно выполнить небольшую разминку : Этот пальчик –дедушка, Этот пальчик –бабушка, Этот пальчик-папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик я, А это вся моя семья. -Давайте оформим рабочую страницу в тетради, спишите с доски данную запись. 1задание: Словарная работа. Учитель: -Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки, От слов кусочки откусили, И в свои норки утащили. Дети, помогите вернуть все буквы.(У детей в тетрадях вклеены карточки.Они должны вставить пропущенные орфограммы) -Почему эти слова называются словарными?( В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить) -Назовите имена существительные. | Определять тему и ставить цель урока Записать словарные слова в столбик Поставить слова во мн.ч. и записать их Ответы детей | Р: целеполагание К: участвовать в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью. |
IV.Решение частных задач Словесн.: устное выполнение, чтение правила, фронтальная Игровой метод, фронтальная | 33 мин | 2задание Составление кластера «Части речи» На доске размещены отдельные карточки с частями речи и их грамматическими признаками.Дети по очереди должны выходить к доске и выкладывать части речи и соответствующие им признаки. Так учитель подводит детей к закреплению имени существительного. -Дети,почему не все части речи получили свои признаки? Вы заметили,что и у имени существительного тоже не все грамматические признаки выложены на доске? Почему? -Потому что мы их пока не изучали и нам еще предстоит с ними познакомиться на следующих уроках. 3 задание Ребята, я прекрасно знаю, что Вы любите животных, сейчас нам предстоит за ними поухаживать. Нужно накормить щеночка и котёнка.С этими персонажами вы сейчас снова встретитесь.(Включить мультфильм ) Проводится игра «Кто сказал Гав?» На доске размещены картинки с животными и сосиски.Дети должны из покормить ,распределив на признаки:Одушевлённые и неодушевлённые. После этого задания выполняется закрепление на карточках. -Вы на карточки взгляните Что нам делать, подскажите? Раздать детям карточки с заданием «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» После проводится проверка.Дети читают вставая, другие проверяют. Учитель: -В одном классе между одноклассницами произошел спор. Катя утверждала, что слово ЛИСИЧКИ – неодушевленное, а Света говорит, что это имя существительное одушевленное. Кто из них прав и почему?(Можно разыграть сценку между девочками) Учитель:От чего зависит признак слова ЛИСИЧКИ? (от значения) Включить слайд с лисичками. 4задание Учитель: Закрепление знаний о собственных именах существительны -И опять нужно внимание, Снова важное задание. Прочитайте предложение, Примите важное решение. Посмотрите, что и как, Что–то здесь, друзья, не так. Включить слайд НАШ ПËС ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК. Учитель:Что интересного вы заметили? (В предложении есть одинаковые слова.) Учитель:Какое из одинаковых слов имя собственное, а какое нарицательное? Учитель:Какие имена существительные пишутся с большой буквы? (Правило) Проверка. Закрепить задание на карточках, дети на партах видят карточки, на которых должны закрасить первую букву в словах собственное или нарицательное. Самопроверка с экрана. | Устно выполнять упражнение. Читать правило. Узнавать новую информацию. Ответы учащихся Участвовать в процессе игры Дети говорят,что нужно списать слова в два столбина-одушевлённые,неодушевлённые. | П: выполнять действия по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П: строить речевое высказывания П: выполнять учебное действия П: строить высказывание в устной форме Р: контроль, коррекция ошибок; выполнять пробное учебное действия; контроль, коррекция |
Динамическая пауза | Физминутка | Повторять движения | Р: сохранять и принимать учебную задачу | |
Практич.: выполнение упражнения с комментированием Практич.: самостоятельное выполнение упраж., фронтальная | 6.Изменение имён существительных по числам. Как изменяются имена существительные? (правило в группах) Сделать упор на наглядность с котиками) Игра «Найди существительное единственного и множественного числа» Дети у меня на слайде вы видите различные картинки имён существительных. Вам нужно найти существительные и определить у них число. Игра на закрепление «Построй дом» Дети выходят к доске и подбирают кирпичики с написанными словами. Формируются 2 домика: единственное и множественное число. Закрепление на карточках. Выдать детям карточки с заданием «Раскрась по цветам существительные» 5 задание Дети,сейчас у нас будет следующее испытание,вам нужно внимательно посмотреть и по схете ниже пройти таким же путем по филфорду. Какая пословица там спрятана ? «Зачем клад, когда в семье лад» -А помните ли вы ребята,чему посвящён 2024 год по указу президента Российской федерации Путина В.В.? -Правильно, году семьи. -А в чем заключается понятие этой пословицы? ( Смысл этой поговорки в том, что главное в семейной жизни не материальное благополучие (клад), а любовь, уважение чужих интересов, взаимовыручка и взаимопонимание, готовность пожертвовать своими планами или интересами ради своих близких родных людей (т.е. лад, умение уступать, ладить друг с другом). ДАВАЙТЕ НАЙДЁМ В НЕЙ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ОПРЕДЕЛИМ ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ. | Читать правило. Выражать свое мнение. Выполнить самостоятельно упражнение | П: выполнять действий по алгоритму П: выполнять учебные действия Р: самоконтроль | |
Домашнее задание | 1 мин | Раздать карточки ,вклеить и указать признак существительного. | Записывать домашнее задание | |
V. Итог урока Рефлексия Словесный: слово учителя Наглядный: презентация | 2 мин | Давайте подведем итоги урока. Итак, ребята чем мы занимались сегодня на уроке? Мы вспомнили все об имени существительном? Ребята, а сейчас оцените свою деятельность, давайте зажжём наши огоньки знаний и посмотрим,какой у нас получится костёр ! Если всё у вас получалось и было интересно,то возьмите красный огонёк,если не всё запомнил и есть недопонимание-синий,ну а если вам было скучно и ничего не понятно,то зажигаем зелёный огонёк. Итак урок окончен,но нас с вами ждут новые знания и много интересной ,познавательной работы.Спасибо за работу! | Подводить итоги урока | П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности |
Техническое обслуживание: проектор, экран.
Оформление доски: число, вид работы, тема урока.