Тема: «Клетка и ее открытие. Цитология – наука о клетке»
5 класс
Нечипорук Ирина Семеновна, учитель биологии
Цель:
Обучающая: изучить историю открытия клетки, познакомиться с наукой цитологией.
Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, использовать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.
Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток;
– дать понятие о том, что живые клетки обладают свойствами живого: дышат, питаются, растут, размножаются.
– учить анализировать, создавать образ и понятия.
Планируемые результаты учебной деятельности:
Предметные:
- знать историю открытия клетки;
- различать методы изучения клетки;
- познакомиться с наукой, изучающей клетку;
- уметь отличать одноклеточные и многоклеточные организмы.
Метапредметные:
- регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать своё мнение, интересоваться чужим;
- коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать одноклассников и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
- личностные:
- проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с текстом учебника.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать одноклассников и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение, интересоваться чужим.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы и приёмы обучения: частично-поисковый, проблемный, наглядный: просмотр презентации; методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.
Средства обучения:информационно-коммуникативные технологии, компьютер, мультимедийная презентация, учебник.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится.
2. Актуализация знаний.
-Что мы знаем об организме?
-Какие бывают организмы в зависимости от наличия ядра? (ответы учеников6прокариоты и эукариоты. Приводят примеры организмов)
3. Мотивационный этап.
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы повторим знания, полученные на предыдущих уроках, которые нам понадобятся для того, чтобы сформулировать тему сегодняшнего задания. Сейчас предлагаю вам выполнить задание у себя в тетрадях.
Задание.
1. Назовите оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, неразличимых простым глазом предметов. (МИКРОСКОП – выделяем 3 букву)
2. Назовите самый простой увеличительный прибор. (ЛУПА – выделяем 1 букву)
3. Что помогает направлять свет? (ЗЕРКАЛО – выделяем 2 букву)
4. Что поднимает и опускает зрительную трубку микроскопа? (ВИНТ – выделяем последнюю букву)
5. Какая часть микроскопа расположена на нижнем конце тубуса? (ОБЪЕКТИВ – выделяем 5 букву)
6. Что служит для прикрепления тубуса и предметного столика, для удобства установки? (ШТАТИВ – выделяем 3 букву)
Ключевое слово – «Клетка»
Учитель:Итак, ребята! Элементарной единицей живого организма -это … (клетка). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Какие цели и задачи нам предстоит решить? (версии детей)
Как мы можем связать тему нашего урока и то, что мы повторили строение микроскопа? (варианты ответов)
Запись темы урока (на доске и на слайде) в тетрадях обучающимися.
Изучение нового материала.
Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте еще раз повторим пройденный материал.
Рассмотрите эти объекты. Как вы можете доказать, что они являются увеличительными приборами?(слайд 1)
Повторим строение микроскопа. Учитель показывает части микроскопа, дети называют их. (слайд 2)
Повторим, для чего нужна каждая часть микроскопа. Проводим элемент смыслового чтения. Дети по очереди читают каждое понятие и объясняют его значение. (слайд 3)
Часть микроскопа | Для чего она нужна |
Объектив | Обеспечивает увеличение, которое можно определить по цифрам на оправе (8,15,20,40). |
Окуляр | Увеличивает изображение, которое получено от объектива. Увеличение можно определить по цифрам на оправе (7,10,15,40) |
Тубус | Соединяет окуляр и объектив |
Винт | Поднимает и опускает тубус, позволяет добиться четкого изображения. |
Предметный столик | Служит для размещения на нем объекта исследования. Имеет отверстие для прохождения света через объект исследования. |
Зеркало | Помогает направить свет в отверстие на предметном столике |
Штатив | Служит для крепления тубуса, для удобства установки. |
Немного математики.Как определить общее увеличение микроскопа? (ответы учащихся….)
Задание: на доске посчитать во сколько раз увеличивают наши школьные микроскопы?
Что мы должны сделать? Перемножить значение на окуляре со значением на объективе.
Учитель пишет несколько примеров
Iмикроскоп 8*7=
IIмикроскоп 15*10=
IIIмикроскоп 20*15=
IVмикроскоп 40*40=
V микроскоп 8*20=
VI микроскоп 20*40=
VII микроскоп 8*40=
VIII микроскоп 15*15=
IX микроскоп 20*10=
X микроскоп 15*40=
Разгадайте кроссворд. «Устройство микроскопа»(слайд 4)
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
1.Зрительная трубка. 2. Часть микроскопа, необходимая для размещения объекта исследования. 3. Стержневая часть прибора. 4. Обязательная часть светового микроскопа. 5. Части, служащие для настройки резкости. 6. Оправа с несколькими увеличительными стеклами. 7. Верхняя часть зрительной трубы.
И ключевое слово получилось?БОТАНИКА. (слайд 5)
Ботаника наука о?..............................(растениях)Какие клетки мы с вами рассматривали на практических работах? (растительные)
Мозговой штурм:
Зоология -наука о?.......
Строение организма изучает?..........
Наследственность и изменчивость изучает?.........
Наука о взаимоотношениях организмов?..................
Что изучает функции и работу организмов?.............
Цитология наука о?......................................................
Перейдем же к теме нашего урока. (слайд 6)
- Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?
-Что нужно, чтобы составить предложение?
(слово)
-Из чего состоят слова? (буква)
– А из чего состоят тела растений, животных, человека?
(клетка)
СЛОВАРЬ. Записываем определение. Клетка- элементарная единица строения и жизнедеятельности живого организма.
Цитология–наука о клетке. Переведите слово «Цитология»
(греч. kytos — ячейка, клетка, logos – изучать)
Что у нас получается?
8). История открытия клетки. (слайд 7)
Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.
В 70-х годах XVII века нидерландский натуралист Антони ван Левенгук открыл целый мир, невидимый невооруженным глазом. Он увидел в микроскопе простейшие организмы: инфузорий, а также дрожжи, бактерии, эпидермис кожи.
В течение 50 лет он отсылал результаты своих наблюдений в Лондонское королевское общество. Поначалу они были встречены со скептицизмом, но когда комиссия ученых лично во всем убедилась и подтвердила подлинность его исследований, Антони ван Левенгук был избран действительным членом Лондонского королевского общества.
9) Цитология – наука о клетке.
Предметом ее изучения является клетка как структурная и функциональная единица жизни.
Физкультминутка 2 минуты (зарядка для глаз; правая рука вверх-название эукариот, левая-примеры прокариот)
Клетки (слайд 8)
Растительные Животные
Основные части клетки:
1)Ядро - самый важный компонент клетки, который управляет ее жизнедеятельностью
2) Цитоплазма - полужидкая масса, составляет основное содержание клетки и состоит из воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов;
3) Клеточная мембрана - «одевает» клетку и придает ей прочность
Ученики записывают в тетрадях кратко
Ядро-содержит гены (ДНК)
Цитоплазма-раствор (внутренняя среда)
Мембрана – защита
Из компонентов клетки составляют предложение-определение «Что такое клетка»
10) Работа с учебником. Параграф 10 стр. 64
Читают текст, из каждого абзаца выписывают функции клеточной мембраны, цитоплазмы, генетического материала. Тезисно, кратко, по 2-3 слова.
На рисунках клеток в тетрадях отмечают главные части клетки:
Ядро
Цитоплазму
Мембрану
Сравнивают строение растительной и животной клетки. Называют чем они отличаются.
Обобщение и заключение:
Тест
1)Плотное образование, ограничивает клетку, определяет её форму
цитоплазма
оболочка
поры
вакуоль
пластиды
2) Внутренняя среда клетки: а) ядро; б) цитоплазма; в) вакуоль, г) мембрана
3) Органелла, содержащая наследственную информацию: а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро; г) крахмал
4) Фотосинтез протекает в: а) хлоропластах; б)ядре; в)вакуоле; г) цитоплазме
5) Зеленые пластиды.
лейкопласты
хромопласты
хлоропласты
вакуоль
ядро
6) Бесцветное вязкое вещество, заполняющее клетку
цитоплазма
пластиды
вакуоль
оболочка
ядро
7.Рефлексия.
Давайте похвалим друг друга за проделанную работу. Похвалите соседа по парте, выделите то, что у него лучше всего получилось. Обратите внимание на то, над чем еще можно поработать по данной теме.
8. Домашнее задание.
Изучить теоретический материал в тетради. Параграф 10. Стр. 64-65 В тетрадях зарисовать строение клетки, подписать. Сделать модель клетки из пластилина
8.Выставление отметок.
9. Подведение итогов урока.
8