Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Каменск-Уральского городского округа
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов имени Владимира Петровича Шевалева»
Методическая разработка
Коллективное творческое дело
Устный журнал «Подвиг»,
посвящённый Дню Победы.
Усова Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа «№ 16
с углублённым изучением отдельных предметов
имени Владимира Петровича Шевалёва»
Каменск-Уральский Свердловской области
Каменск - Уральский
2023
Аннотация
Актуальностьданной методической разработки заключается в том, что происходит воспитание в коллективе при подготовке и проведении коллективных творческих дел. Коллективные творческие дела являются важнейшим структурным компонентом процесса воспитания, и КТД позволяет создать в школе широкое творческое поле, в процессе которого обучающиеся приобретают навыки общения, учатся работать в команде, делить успех и ответственность друг с другом.
Говоря о форме проведения мероприятия - устный журнал, следует сказать, что это одна из актуальных форм деятельности в современной школе, так как в работе по подготовке над итоговым мероприятием задействованы все учащиеся коллектива. Данный устный журнал может подготовить классный коллектив, могут подготовить участники театральной студии школы или участники Центра детских инициатив. Каждый педагог - предметник или классный руководитель может использовать форму КТД – устный журнал (или квест) в качестве внеклассного мероприятия.
Тематическое направление: патриотическое воспитание
Тема воспитательного мероприятия: Устный журнал «Подвиг», посвящённый Дню Победы.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 5 - 11 классов, родители, педагогические работники.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: данное мероприятие нацелено на приобщение учеников к духовно-нравственным ценностям, на воспитание гражданственности, на приобщение к исторической правде. Устный журнал традиционно проводится в конце апреля.
Цель: патриотическое воспитание молодого поколения, чувства национальной гордости и уважения к подвигам советского народа в годы Великой Отечественной войны ей через расширение кругозора учащихся, привлечение в исследовательскую деятельность и развитие творческих способностей в процессе подготовки к КТД.
Задачи:
1) воспитать интерес к героическому прошлому страны;
2) способствовать формированию нравственных качеств, общечеловеческих нравственных ценностей;
3) повысить уровень интереса детей и подростков к изучению истории Великой Отечественной войны, значения Победы в истории России ее влияние на формирование национального самосознания, осуществление связи поколений;
4) познакомить с литературным и музыкальным творчеством, отражающим подвиг народа в годы войны;
5) приобщить к исследовательской деятельности;
6) развить творческие способностей, выявить и поддержать талантливых детей школы;
7) способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку;
8) создать атмосферу содействия и взаимопомощи.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия предполагают следующие умения и навыки:
1) самостоятельно подбирать материалы для выступления;
2) работать с различными источниками информации;
3) работать в группах;
4) творчески подходить к представлению темы;
5) выступать перед публикой;
6) работать над созданием образа героя.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: устный журнал, состоящий из нескольких страниц: поэтическая, музыкальная, исследовательская, театральная. В данном «Устном журнале» страницы идут не по порядку, а связываются театрализованными сценами (страница «Театральная».) через монолог главного героя.
Новизна:Использование в образовательном процессе технологии коллективного творческого дела помогает решить актуальную проблему современных подростков – «публичного одиночества», поскольку представленная технология — это совокупность знаний, использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, а также эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: музейная педагогика, технология проектов, информационно-коммуникационная технология, игровая технология.
За основу работы при подготовке и проведении данного мероприятия целесообразно взять методики реализации личностно-ориентированного обучения, в том числе и исследовательского метода обучения. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать себя, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Для создания и поддержки творческой атмосферы в работе с учащимися, необходимо вовлекать школьников в решение конкретных, социально значимых для них задач. Одним из самых важных воспитательным моментом данного мероприятия является этап подготовки к устному журналу, именно ему следует уделить особое внимание.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: данная разработка может быть основой для разработок коллективных творческих дел на другие темы. Устный журнал можно наполнять любой информацией.
Социальные партнёры: Центральная детская библиотека имени П.П. Бажова, городской краеведческий музей, Музей школы № 16.
Организация пространства
Межпредметные связи | литература, краеведение, музыка, изобразительное искусство |
Формы работы | фронтальная, индивидуальная, работа в группах. |
Ресурсы | сценарий, ноутбук, мультимедиа, колонки, презентация PowerPoint декорации для инсценировки: деревья, поваленные брёвна, маскировочные сети, костюмы, автоматы, бинокль. Подготовить афишу |
Сценарий мероприятия можно увидеть по ссылке: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/187332-literaturnomuzykalnaja-kompozicija-podvig
Представление педагогической идеи в виде инфографики
Работа в команде,
воспитание ответственности
КТД Устный журнал «Подвиг»
Приобщение к исторической памяти
Развитие творческих способностей
Приобщение к исторической памяти
Воспитание литературой и музыкой
Воспитание любви к малой родине.
Основная часть. Этапы мероприятия
1 этап «Самоопределение во внеурочной деятельности» | |||
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемый результат |
Создать позитивный настрой на решение общей задачи | Педагог сообщает учащимся о предстоящем событии и предлагает провести внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов, для ветеранов войны, для детей войны, для жителей микрорайона. | Слушают учителя | Положительный настрой на деятельность. |
2 этап «Постановка цели и задач. Мотивация деятельности учащихся» | |||
Познакомить с целями и задачами мероприятия | Педагог рассказывает о форме мероприятия (устный журнал). Далее предлагает ученикам разделить классный коллектив на группы: декораторы, исследователи, актёры, чтецы, певцы, ведущие, звукооператоры, осветители – и определить задание для каждой группы. | Ребята обсуждают формы мероприятий. Распределяют обязанности, составляют план подготовительной работы. | Постановка целей и задач мероприятия.Воспитание ответственность за выполненное задание. |
3 этап. «Получение новых знаний» | |||
Введение в тему. Обеспечение первичных тематических знаний | Педагог напоминает, как работать с информацией, уточняет временные рамки каждого выступления, корректирует материал. Отдельную работу ведёт с актерами, репетируя сценки. Педагог ставит задачу декораторам и костюмерам, объясняя особенности быта уральской деревни. Обращает внимание на подбор музыкального материала, разучивание песен. | Учащиеся собирают информацию, составляют презентацию, работают с материалами музеев, учат слова для театральной постановки, учат стихи, подбирают музыкальный материал, поют песни, создают декорации, составляют плей-лист для музыкального оформления. | Умение работать с материалом (нахождение, отбор, представление).Умение работать с мультимедиа. Воспитание ответственности, аккуратности. Развитие творческих способностей |
4 этап. Использование полученных знаний на практике | |||
Актуализация полученных знаний о здоровье. | Педагог в день мероприятия настраивает учащихся на успешную работу, проводит тренинг – игру «Какой красивый мяч» или «Кресло успеха». Повторяет ход мероприятия, обращает внимание на то, ученики 5-6 классов могут по-разному вести себя во время мероприятия. | 1. Исполнение стихов о войне. 2. Инсценировка сцен из произведения Бориса Васильева «А зори здесь тихие». 3. Исполнение песен о войне. 4. Представление исследования «Город моих героев»- о земляках, ушедших на войну из деревни Байнова, на месте которой стоит наша школа, и не вернувшихся с фронта. 5. Ведущие и герои инсценировок связывают все страницы устного журнала воедино. | Развитие умения представлять изученный материал.Развитие умения слушать друг друга и работать в коллективе.Развитие навыков сценарного искусства, поведения на сцене, взаимодействия артистов и зрителей, взрослых и учащихся. |
5 этап. Рефлексия | |||
Заключительный. Подведение итогов. Рефлексия | После мероприятия педагог обязательно проводит анализ выполненной работы. Просит учащихся высказать своё мнение. Обязательно похвалить за удачные моменты, обратить внимание на недочёты и ошибки. Педагог просит участников мероприятия на Афише написать пожелание каждому члену коллектива. | Учащиеся высказывают собственное мнение Делятся впечатлениями, Рассматривают фотографии. Пишут отзывы, пожелания. | Воспитание уважения к труду выступающих, уважение к товарищам.Приобщение к исторической памяти, к подвигам советских людей, к литературному и музыкальному творчеству. Воспитание любви к малой родине. Развитие творческих способностей. Воспитание самостоятельности, умения чувствовать сопричастность к деятельности, к творческому процессу. |
Приложение
Сценарий устного журнала «Подвиг»
музыка «День Победы» громко, затем тише, выходят ведущие.
Вед 1:
Победа! Победа! Победа!
Проносится весть по стране.
Конец испытаньям и бедам,
Конец долголетней войне!
Разрушено логово зверя,
Войны очаги сметены.
И вестью в раскрытые двери
Врывается солнце весны.
Победа, добытая кровью,
Ты сердцу дороже стократ.
Ты с нами была в Подмосковье,
Ты помнишь Кавказ, Сталинград.
Ты с нами ходила в колоннах,
Вела нас в решительный бой.
Сегодня на наших знамёнах
Ты полно затмила собой.
Победа, что досталась нелегко.
Путь до неё не близок был и труден.
И как бы не был день тот далеко
Мы никогда его не позабудем…
Музыка «На безымянной высоте» сначала громко, потом тише- тише, когда читает, когда она уходит, музыка умолкает)
Вед 2: Всё дальше по времени уходят от нас незабываемые события (1418) одной тысячи четырёхсот восемнадцати дней и ночей безмерного страдания и беспредельного мужества русского народа.
Вед 1: 9 мая вновь прогремит салют Победы, а первой точкой отсчёта к Победе над фашизмом стал день 22 июня 1941 года.
Вед. Каждый советский человек встал на защиту Родины. Каждый делал в силу своих сил и даже больше. Каждый верил в Победу.
Картина 1. Тревога (театральная страница)
Осянина. Товарищ комендант!.. Товарищ старшина!..
Хлопая сонными глазами:
Васков. Что?
Осянина. Немцы в лесу!
Васков. Так... Откуда известно?
Осянина. Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках...
Васков. Команду — в ружье: боевая тревога!
Старшина метнулся в дом. Натянул сапоги, накинул гимнастерку, второпях, как при пожаре.
Васков. Ну, стройте людей.
Осянина. Построены, товарищ старшина.
Васков. Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими в лес, лови немцев с автоматами. Вольно!
Осянина. Женя, Галя, Лиза...
Васков. Погодите, Осянина! Немцев идем ловить — не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли...
Осянина. Умеют.
Васков. Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?
Гурвич. Я знаю.
Васков. Что — я? Что такое я? Докладывать надо!
Гурвич. Боец Гурвич.
Васков. Как по-ихнему — руки вверх?
Гурвич. Хенде хох.
Васков. Точно. Ну, давай, Гурвич...
Выстроились эти пятеро. Серьезные, как дети, но испуга вроде пока нет.
Васков. Идем надвое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов... по пять обойм. Подзаправиться... Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. Р-разойдись!.
Страница «Музыкальная»
Под звуки музыки из-за кулис выходят пары (парни в военной форме, девушки в ситцевых платьях), сначала вальсируют, потом исполняют песню)
ПЕСНЯ «А закаты алые – алые – алые»
Звуки леса
Картина 2. Привал
Васков.Ну что, товарищи бойцы, умаялись?
Бричкина. Умаялись...
Васков.Ну, отдыхайте покуда. Дальше легче будет: до сухой березы добредем — и шабаш.
Осянина. Нам бы помыться.
Васков.На той стороне протока чистая, песчаный берег. Хоть купайтесь. Ну, а сушиться, конечно, на ходу придется.
Четвертак. А мне как же без сапога?
Васков. А тебе чуню сообразим. Только уж за болотом, не здесь. Потерпишь?
Четвертак. Потерплю.
Гурвич.И вечный бой, покой нам только сниться…
Васков.Товарищи бойцы, я решил встретить врага и предложить ему сдаться. В случае сопротивления одного убить, а второго все ж таки взять живым.
Комелькова. Все ясненько.
Васков. А ясненько, на позициях лежать как мыши. Первым я с ним говорить буду.
Гурвич. По-немецки.
Васков. По-русски, а вы переведете, коли не поймут. Ежели вы и в бою так высовываться будете, то санбата поблизости нет и мамань тоже. Все. И не спать, вести наблюдение.
Разошлись по позициям. Васков залег и сразу задремал.
На сцене (на авансцене) появляются ведущие, читают стихи. Васков вторит им
Вед 2:На привале в полдень, перед боем,
Когда молчал войны огонь,
Пел женский голос перед строем
Про нашу русскую гармонь.
Вед1:Казалась каждому певунья
Кому женой, кому сестрой.
И вспоминалася сторонка,
Где ждёт солдата дом родной.
Васков:Я помню ночи, полные тревоги:
Во тьме кромешной не видать низги.
Я помню… по израненной дороге
Шагали молчаливые полки…
Кружила в небе коршуном война,
Вдруг песней озарилась тишина.
Запевает Комелькова, постепенно на сцену выходят девочки и исполняют песню «Тучи в голубом» в исполнении вокальной группы
Ученик читает стихотворение «Сын артиллериста»
Звуки леса
Картина 3. Ожидание
Старшина биноклем обшаривал кустарник
Васков. Чуешь? Подвела немца культура: кофею захотел.
Осянина. Почему так думаете?
Васков. Дымком тянет, значит, завтракать уселись. Только все ли шестнадцать?..
Подсчитать их придется, Маргарита, не отбился ли кто. Слушай вот что. Ежели стрельба поднимется — уходи немедля, в ту же секунду уходи. Забирай девчат, и топайте прямиком на восток, аж до канала. Там насчет немца доложишь, хотя, мыслю я, знать они об этом уже будут, потому, как Лизавета Бричкина вот-вот должна до разъезда добежать. Все поняла?
Осянина. Нет, А вы?
Васков. Ты это, Осянина, брось. Мы тут не по грибы-ягоды ходим. Уж ежели обнаружат меня, стало быть, живым не выпустят, в том не сомневайся. И потому сразу же уходи. Ясен приказ?
Васков. Что отвечать должна, Осянина?
Раздался крик
Осянина. Ясен…
Васков. Вроде Гурвич крикнула?..
Осянина. Нет, Показалось.
Васков. Комелькова, за мной. Остальным здесь ждать.
Музыка без слов «Эх, дороги», на фоне музыки звуки стрельбы и взрывов , Васков читает стихи
Васков. Я в бой отправил лучшие войска
Любовь, Надежду, Доброту и Волю.
Какое счастье, что они еще пока
Согласны выходить со мною в поле.
Они пойдут, как смертники, вперед,
За переделку мира тщетно биться,
Но ВСЕ СТО ЛЕТ я знаю наперед
В каком порядке, что потом случится.
звуки стрельбы и взрывов, девушки стоят в ряд, смотрят выше голов зрителей.
Бричкина: ….. первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд. Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее.
Гурвич: Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова. Четвертак: У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре.
Осянина: Риту Осянину ранило гранатой, и она, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.
Комелькова: Женя Комелькова погибла, отводя от Риты немцев.
МУЗЫКА – звучит фортепьяно, под которую уходят девушки…..
На сцену выходит хор, исполнят песню «Идёт кино», в финале песни выходят девушки в военной форме.
Зенитчица:Время – лекарь,
И эту роль повторяет оно со всеми.
Но бывает людская боль,
Над которой не властно время.
Зенитчица: Как порой взрастает из побега
Малая берёза по весне,
Так взрастала яростно Победа
Наша на крови и на огне.
Зенитчица:К тебе мы шли в пылающем огне,
Мы кровь свою и жизни не щадили.
И в самой разрушительной войне
Врагов отечества и мира победили.
Зенитчица:Мы знамя кровью пропитали,
Чтоб над поверженным врагом,
Оно победой полыхало
И славой наш венчало дом.
Зенитчица :Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо, опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Звучит музыка «Здесь птицы не поют…», выходит ученик, рассказ о жителях деревни Байново, погибших на полях сражений
или Видеоролик «Город моих героев»-https://vk.com/video/@id64167508?section=uploaded&z=video64167508_456239035%2Fpl_64167508_-1
Вед 1:Мы счастья всей земле хотим
И сердцем и душою.
К высотам мы за ним летим,
Нам надобно большое.
Вед. 2:Оно чтоб встало в полный рост,
Увенчанное страстью,
Оно достало чтоб до звёзд,
Доступных только счастью!
Вед. 1: Весь мир избавило б от бед,
Всю землю б затопило,
Такое, чтоб на целый свет,
На все века хватило!
Поющие дети выходят из зала, подходят к сцене и начинают петь -Песня «Аист на крыше»
Стихотворение «Базар»
Вед 1: Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
Вед 2: За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам –
Вед 1: Нашим дедам и отцам.
Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей Отчизны,
В честь наших солдат!
Выходят все участники устного журнала на сцену под музыку «Мы дети твои Россия» и исполняют песню «Я, ты, он, она – вместе целая страна»
Памятник во дворе школы № 16