Усы, лапы, хвост – или арт - терапевтическая перезагрузка
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия - направление в психологии, в котором для решения психологических проблем используется творчество и искусство в самых различных проявлениях. Это может быть рисунок, танец, игра с песком, фотография, театральные постановки, лепка, изготовление кукол, рисование 3д - ручкой и др. Главной задачей арт-терапии является переход от отрицательных переживаний к положительным эмоциям. Приемы арт-терапии позволяют раскрыть внутренний потенциал человека и максимально активизировать его работоспособность.
Цель арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей.
Мои образовательные программы «Цветной тюбик» (для обучающихся от 5 до 8 лет) и «Рисуем вместе» (для обучающихся детей-инвалидов) - по изобразительной деятельности, включающие в себя тематические блоки по рисованию животных.
В моей практике очень прочно «прижилось» арт-терапевтическое направление изотерапии, так как особенности восприятия обучающихся с ОВЗ и маленьких детей требует особого внимания и контроля со стороны педагога, не позволяющее перегрузки нервной системы и переутомляемости. Особое внимание уделяется рисованию такого персонажа, как кошка.
Наверное, каждому человеку знакомы ощущения, возникающие в тот момент, когда он гладит или держит на руках любимую кошку. Это прилив нежности, а также чувство расслабления и умиротворения, ощущение психологической свободы.
Так и в рисовании, когда ребенок рисует кошку, он испытывает чувства радости, нежности, старается как можно естественнее передать эти эмоции в рисунке.
Рисование кошек в моей практике – это не только эмоциональная разгрузка, но еще и легкое восприятие материала детьми. Бытует мнение, что если ребенок научится рисовать этого персонажа, то в дальнейшем человека он нарисует и подавно.
Образы кошек с легкостью создаются детьми, которые совсем не любят и не умеют рисовать.
Приемы, которые использую я, абсолютно не новы, это:
Создание образов из геометрических форм. Для начала, самый идеальный прием рисования кошки: выделение основных фигур, их видоизменение.
Рисование на черном фоне. Черный цвет выступает в качестве одного из самых ярких цветов, на фоне которого получаются самые насыщенные цвета и оттенки.
Данный прием можно упростить и добавить ему «изюминку»: в рамку из-под фотографии А4 или А3 положить под стекло черную ткань или черный лист бумаги и выполнять рисунок по стеклу. После рисования, картинку отпечатать на белый лист. Полученную картинку можно рассматривать и дорисовывать.
Рисование черным цветом по цветному фону. Создание рисунка черным цветом требует концентрации внимания и аккуратности в работе, так как черный цвет легко может испортить картинку.
Рисование с закрытыми глазами. Один из самых любимых приемов рисования детьми. Рисунок выполняется по ощущениям. После выполнения работы, рисунок можно поправить и добавить недостающие элементы.
Рисование при помощи нетрадиционных приемов.Здесь рисование приобретает элемент игры. Разнообразные нетрадиционные приемы можно использовать как в сочетании между собой, так и по отдельности.
кляксография
грифонаж
Рисование танглов. Выполняется эскиз кошки простым карандашом, а потом разделяется на отдельные детали, которые заполняются танглами.
Танглы - это узоры из медитативного рисования Зентангл. Они могут выглядеть сложными на первый взгляд, но все они состоят из простых элементов и легко рисуются.
Рисование на основе игры «Фоторобот». Для игры понадобится кубик. Лучше играть в паре или в команде, тогда результат получается еще интереснее.
к 1" /
Предложенные приемы просты в применении и могут использоваться любым педагогом как в образовательной деятельности, так и в свободное время. Так как психологическая разгрузка необходима порой, практически каждому, а проведенное время за рисованием значительно повышает эмоциональное состояние и помогает расслабиться.
Таким образом, применение арт-терапевтических приемов способствует саморегуляции, самоконтролю, так же способствуют развитию усидчивости, внимания, цветовосприятия и творчества.