Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад г. Багратионовска»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «В гости к ветру» для детей подготовительной группы
Подготовила: Комарова А.Ю.
Воспитатель подготовительной
группы «Пчелки»
г.Багратионовск
2024г.
Цель: закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении;
-изготовление флюгера;
-дать представление о заповедниках Калининградской области, их назначении;
-формировать ответственное и бережное отношение к природе
Задачи:
-Образовательные:
-формировать у детей интерес к конструированию;
-расширять знания о животном и растительном мире Калининградской области;
-учить проводить несложные опыты;
Познакомить с образованием янтаря, уточнить, что смолу выделяют хвойные деревья;
-обогащать словарь детей: орнитолог, высота Эфа, «Танцующий лес»;
-закрепить умения детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы воспитателя;
- Развивающие:
-развивать познавательный интерес детей, совершенствовать желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы.
-развивать исследовательские навыки;
-закрепить знания правил поведения в природе;
-развивать речь как средство общения;
-Воспитательные:
-воспитывать самоконтроль и самооценку в процессе организованной образовательной деятельности;
-воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, уметь договариваться, работать сообща;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, разрезные картинки с изображением птиц, песочница, янтарь, стаканы с водой, соль, части флюгера, стулья, столы, билеты на каждого ребенка, микроскоп, массажная дорожка-2, фен, ноутбук, презентация, магнитная доска, магниты, аудиозапись (шум моря, шум леса, звук мотора, звук арфы).
Ход НОД
Дети входят в музыкальный зал.
(Заставка, слайд 1)
Организационный момент: Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Воспитатель: Вы догадались для чего я вас сюда пригласила?
Дети: нет
Воспитатель: Вы уже знаете, что я воспитатель группы «Пчелки» Анастасия Юрьевна мы с ребятами ежедневно на прогулке ходим на метеостанцию и наблюдаем за погодными условиями. А вчера мы заметили некоторые неполадки в работе метеостанции. А вот какие, мои ребята сейчас вам сами об этом расскажут. Они записали для вас видео сообщение.
(Воспитатель и дети смотрят видео сообщение, слайд 2)
«Здравствуйте ребята, мы подготовительная группа «Пчелки». Сегодня во время наблюдений на нашей метеостанции мы заметила, что сломался флюгер. Помогите нам собрать новый флюгер. »
Воспитатель: Помочь собрать новый флюгер нам согласились научные работники национального парка- Куршская коса. Они приглашают нас в увлекательное путешествие где приготовили для вас интересные задания за выполнение которых мы будем получать одну из деталей флюгера. нам необходимо дойти до самой высокой точки Куршской косы- высоты Эфа где мы сможем собрать и проверить исправность нового флюгера, так как там постоянно дуют ветра.
Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Да
Скажите на чем мы можем добраться до Заповедника «Куршская Коса»?
Дети: На Автобусе, автомобиле, …
( слайд 3, автобус)
Воспитатель: Правильно, но сегодня мы отправимся на автобусе. Но для того чтобы сесть в автобус нам нужны билеты. Я их приобрела для вас. Картинка на вашем билете соответствует вашему месту. Вам нужно найти вторую часть картинки и прикрепить. Занимайте свои места.
(Дети и воспитатель занимают свои места в автобусе)
Воспитатель: Все заняли свои места, пристегнулись? Отправляемся.
(Звучит музыка, слайд 4 –автобус едет, музыка)
Воспитатель: Ребята «Куршская Коса» это заповедник! Давайте с вами вспомним как нужно себя вести в природоохранной зоне.
( показать карточки)
Воспитатель: Вот мы и приехали. Отстегнулись, выходим из автобуса.
( Выходим с автобуса строимся)
(Слайд 5- Куршская коса)
Воспитатель: Куршская Коса- узкая полоска земли с одной стороны Куршский залив с другой Балтийское море. Куршская коса покрыта дюнами и лесом.
(слайд 6-тропы)
В парке есть экологические тропы по ним мы и отправимся в наше путешествие.
(слайд 7-тропы+ музыка)
Воспитатель: Слышите что-то шумит, мы подходим к морю.
(слайд 10- пляж)
Воспитатель: Посмотрите мы с вами вышли к берегу моря. Ребята наверно недавно был шторм который оставил после себя на берегу моря возможно что-то интересное. посмотрим.
(Дети подходят к песочнице находят Янтарь, ракушки, камушки.)
Воспитатель: А теперь чтобы получше узнать о наших находках предлагаю отправится в научную лабораторию. Вы согласны? Тогда отправляемся.
(слайд 11- лаборатория) (дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ракушки и камушки мы часто находим на берегу моря, а вот янтарь-это редкость.
Янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев. Сосны плакали от жары, истекая смолой. Когда смола была совсем жидкой, туда попадали насекомые вязли в ней, да так там и оставались. Поэтому внутри некоторых камней можно увидеть муху, паучка, комарика, или травинку. А еще из янтаря делали украшения.
Давайте рассмотрим янтарь по ближе, для этого нам понадобится микроскоп.
(дети и воспитатель рассматривают янтарь под микроскопом)
Воспитатель: Ребята что мы видим?
Дети: Янтарь прозрачный, плотны, разный по цвету, можно увидеть насекомое.
(на мольберт вывешиваю свойства)
Воспитатель: Ребята а вы знаете что янтарь в соленой воде не тонет, предлагаю проверить.
Воспитатель: Предлагаю проверить опытным путем. У вас на столе стаканчики с пресной водой, опустите в него янтарь. Что произошло?
Дети: Янтарь утонул.
Воспитатель: А теперь добавьте в пустой стакан соль и опустите туда янтарь. Что произошло?
Дети: Янтарь в соленой воде не тонет.
Воспитатель: Дети что мы сегодня узнали о янтаре?
Дети: Янтарь плотный, прозрачный, разных цветов, можно увидеть насекомых, не тонет в соленой воде.
Воспитатель: За прекрасную научную работу мы получаем первую часть флюгера. Мы возьмем ее с собой. отправляемся дальше.
(Слайд 12- тропа, музыка, Звуки леса)
Воспитатель: Дети послушайте! Слышите! Как вы думаете, что это может звучать?
Дети: Это лес.
(слайд 13- «Танцующий лес»)
Воспитатель: Совершенно верно, это звуки леса. Но леса непростого! Посмотрите, что в нем необычного?
Дети: Деревья изогнуты.
Воспитатель: Как вы думаете почему стволы деревьев так изогнулись?
Дети: От ветра.
Воспитатель: Может быть! Ребята-это непростой лес, а «Танцующий». Его так и назвали потому, что его стволы петляют причудливыми зигзагами. Когда-то о лесе сложили легенды, будто в незапамятные времена неподалеку от этого леса жила девочка, у которой была волшебная арфа. Звуки этой арфы были настолько прекрасны что даже деревья не смогли удержаться и пускались в пляс. Давайте с вами поиграем!
Подвижная игра «Танцующий лес»
Воспитатель: Пока звучит музыка, вы танцуете, как только музыка останавливается, вы превращаетесь в «танцующие дерево», т.е. принимаете причудливую форму.
(Под мелодию, проводится игра 2-3 раза).
(слайд 14 с музыкой)
(Дети становятся в круг, танцуют произвольно, стоя в общем кругу, на последние слова замирают, изображая изогнутое дерево)
Ветер закружится раз
Ветер закружится два
Ветер закружится три
Танцующее дерево замри
(15 без музыки, 16 с музыкой, 17 без музыки)
Воспитатель: Замечательно, молодцы. Ребята смотрите, под деревом какая-то коробка, здесь еще одна деталь флюгера. Забираем ее с собой?
Воспитатель: Продолжаем путешествие!
(слайд 18-тропа, музыка)
Воспитатель: Ребята мы с вами пришли на орнитологическую станцию. . (Слайд 19- орнитологическая станция, звуки птиц)
Здесь работают ученые орнитологи –научные работники по изучению птиц.
(фото орнитологов)
На этой станции установлены ловушки для отлова птиц.
(слайд ловушки для птиц)
Ученые вытаскивают из них птиц ежечасно и одевают на лапки пластиковое колечко, таким образом подсчитывая птиц.
(слайд 23 кольцевание)
Делают они это для того чтобы знать сколько птиц каждого вида улетает в теплые края и возвращается обратно, а также изучают причины гибели птиц.
А вот какие птицы перелетают через Куршскую Косу орнитологи предлагают нам узнать сложив разрезные картинки.
На столе перед вами лежат карточки, выберите себе четыре карточки одного цвета. Из выбранных карточек сложите картинку.
(слайд птиц ,дети под музыку складывают картинки)
Воспитатель: Ну что, давайте посмотрим какие птицы попали в ловушку?
Дети: Юрок, синичка, зяблик, сойка, дрозд, кукушка, ястреб, орлан, зарянка, зимородок.
Воспитатель: Ребята, орнитологи передали нам еще одну деталь от флюгера. Предлагаю отправиться дальше.
(слайд 25 тропа, музыка, слайд 26 Высота «Эфа»)
Воспитатель: Ребята, дует сильный ветер, это значит мы пришли на высоту «Эфа» и теперь мы можем собрать флюгер и проверить его.
(Собираем флюгер, музыка)
Воспитатель: Готово! Можно проверять.
(включаю вентилятор)
Воспитатель: Молодцы ребята, у вас все получилось.
Нам пора возвращаться в детский сад. Отправляемся в путь. (Дети построились, возвращаемся пешком к автобусу.)
(Слайд 27 тропа, музыка, слайд 28 автобус)
Воспитатель: Вот и наш автобус. Занимайте свои места согласно билетам.
Все нашли свое место, пристегнулись? Отправляемся в детский сад.
(слайд 29 автобус едет)
Рефлексия: Ребята какое у вас настроение после путешествия?
Дети: хорошее
Воспитатель: А где мы с вами сегодня были?
Дети: море, «Танцующий лес», Орнитологическую станцию, высота «Эфа»
Воспитатель: Для чего мы отправились в путешествие?
Дети: Чтобы найти детали флюгера.
(слайд 30 конец)
Воспитатель: Вот мы и приехали в детский сад. Отстегиваем ремни безопасности и аккуратно выходим. Спасибо вам за помощь. Мы с детьми сегодня на прогулке установим ваш флюгер и продолжим наблюдения за погодой. Я вам хочу подарить на память о нашем путешествии раскраски.