ХХI век – век технологий. Изменения в мире задали педагогу новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов и применения в своей работе новых технологий.
Какими же умениями и качествами должен обладать ученик 21 века? Какие задачи перед собой должен ставить учитель, готовясь к уроку.
На первое место мы выдвигаем требование: обучающийся должен быть грамотным и непросто грамотным, а функционально грамотным.
Под грамотностью обычно понимается уровень владения конкретным человеком его родным языком – навыками письма на нём, чтения, разговорной речи. Но в современном мире данное понятие более обширное, поэтому данное выше определение не совсем верно.
Выделяют две основные формы грамотности:
Общая. Это систематизированные знания, в основе которых – понимание окружающей реальной действительности, её адекватное восприятие.
Функциональная. Способность эффективно выполнять специфические, профессиональные действия, применять на практике профильные знания. Это некий социальный феномен, который в большой степени определяет характер налаживания взаимодействия между человеком и окружающим его обществом, а также способность реализовать жизненные планы, интересы.
Иными словами, грамотность общая – это способности умственные, интеллектуальные. А функциональная включает деятельностные возможности. Общая и функциональная формы грамотности в реалиях жизни не всегда совпадают. Иногда человек достаточно много знает, но не может использовать информацию на практике, применять её для эффективных действий.
Что такое функциональная грамотность
Данный термин впервые был употреблён в 1965-м году. Восьмого сентября под эгидой ЮНЕСКО проходил Всемирный конгресс, на котором собрались министры просвещения из разных государств. Изначально повышение уровня функциональной грамотности осуществлялось с целью увеличения числа людей, которых затрагивает общее образование. Но сегодня под термином понимается способность конкретного человека использовать жизненный опыт и приобретённые знания, чтобы решать широкий диапазон возникающих в процессе жизни задач.
Почему так важно быть функционально грамотным? Обстановка в Российской Федерации и во всём мире стремительно меняется. Люди сталкиваются с экономическими, социальными, экологическими, политическими, финансовыми изменениями. Взрослым людям крайне важно адаптироваться к переменам, оставаться востребованными.
Функционально грамотными обязательно должны быть выпускники институтов и университетов, осваивающие профессии. Сегодня самые востребованные – специалисты с возможностью быстрого реагирования на вызовы, освоения новых навыков и их применения для решения текущих и внезапных проблем.
Прививать функциональную грамотность нужно с детского возраста, ещё до обучения в школе. Многое зависит от воспитания, поведения родителей. Оценка метапредметных результатов получения знаний показывает, что акцентирование внимания на развитии функциональной грамотности вовлекает детей в познавательные процессы, прививает интерес к учёбе, позволяет изучать и сегментировать освоенную информацию, делать выводы, а также применять изученные материалы в разных образовательных направлениях. Это повышает успеваемость каждого ученика и всего класса, помогает детям привыкать к взрослой жизни.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Общая грамотность: написать сочинение, реферат, считать без калькулятора, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подбор слов, написать заявление, заполнить какие - либо анкеты, бланки.
Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Деятельностная грамотность: проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Финансовая грамотность: знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Естественно-научная грамотность: способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:
1.Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
3.Способностью строить социальные отношения.
4.Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности. На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлены все учебные предметы.
Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках в начальной школе необходимо соблюдать следующие условия:
обучение должно носить деятельностный характер;
учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
применять такие образовательные технологии, как: проблемно диалогическая технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Книга – вот лучшее учение, но правильная работа с книгой дает знания вдвойне. Очень важно уделять внимание развитию осознанности чтения.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Проверяется и грамотность чтения, это осуществляется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста. Изучение навыков чтения находится на контроле по итогам каждой четверти. Ведение читательских дневников, подготовка уроков–отчетов по прочитанным произведениям помогают в этом. А как любят дети походы в библиотеку! Интерактивные программы, викторины, выставки книг – все это позволяет прививать любовь к чтению, вызывает интерес к книге, а значит, помогает формировать функциональную грамотность.
Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным.
Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника –математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учебный предмет «Математика» предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся, и основным средством её формирования являются уроки математики. Главная задача уроков математики – интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни. На уроках окружающего мира и занятиях внеурочной деятельности у ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием («Как приготовить пирожное «картошка» в домашних условиях и сколько это будет стоить?», «Дороже или дешевле приготовить пирожное самим или купить в магазине?», «Сколько стоит собрать ребенка в школу?» и др.).
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде цветка. Как любому цветку необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Заботясь об этом цветке, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, мы получим результат – замечательные, достойные восхищения распустившиеся бутоны (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.
МБОУ «Комсомольская СОШ№3»
Доклад
«Виды функциональной грамотности обучающихся формируемые на уроках»
Подготовила:
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории Ховатова Е.В.
р.п. Комсомольский 2024