Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Творчество
  3. Визуализация явления гравитационного взаимодействия с помощью языка программирования python

Визуализация явления гравитационного взаимодействия с помощью языка программирования python

Метопредметное занятия в школьном кванториуме "Наукоград" по моделированию гравитационных процессов с использованием характеристик объектов Солнечной системы с помощью языка программирования python в условиях онлайн - работы короткими сессиями; в условиях оффлайн – работы в командах.

Предметы

Творчество

Категория

Творчество
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Конспект занятия в IT-лаборатории школьного кванториума «Наукоград»

Педагог:Семенова Татьяна Викторовна, учитель физики.

Образовательная организация: муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 1 г. Черемхово».

Предмет (курс, творческое объединение): метапредметное занятие по физике, астрономии, ИКТ.

Группа учащихся: 10 учащихся 10Б класса универсального профиля, планирующих сдавать ЕГЭ по физике, информатике.

Образовательный контент занятия: механизм гравитационного тяготения планет Солнечной системы; создание 3D-анимации в среде программирования python.

Тема занятия: «Визуализация явления гравитационного взаимодействия с помощью языка программирования python»

Используемая технология: смешанное обучение («гибкая» модель). При проведении занятия с использованием «гибкой» модели смешанного обучения ученики свободно перемещаются по зонам учебного пространства:

- «Работаю Сам» (зона самостоятельного онлайн обучения);

- «Моделируем вместе» (зона групповой работы);

- «Дискуссионная площадка 1» (зона групповой работы с учителем);

- «Дискуссионная площадка 2» (зона индивидуальной работы с учителем).

Работа учеников в каждой зоне не ограничена по времени. Данная модель технологии смешанного обучения позволяет эффективно удовлетворять индивидуальные образовательные потребности как учащихся с высоким уровнем мотивации учебных достижений, так и тех, кто нуждается в коррекции знаний по изучаемой теме.

Цели занятия:

Содержательная: формирование актуальной системы знаний по использованию языка программированияpython, освоение элементов компьютерного моделирования для визуализации физических явлений, возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей старшеклассников.

Деятельностная: моделирование гравитационных процессов с использованием характеристик объектов Солнечной системы с помощью языка программирования pythonв условиях онлайн - работы короткими сессиями; в условиях оффлайн – работы в командах.

Задачи для учителя - создать условия для:

- развития познавательного интереса старшеклассников к возможностям использования языка программированияpython для моделирования;

-овладения знаниями, осознания ценности учебной деятельности для своего развития за рамками уроков;

Область актуальных знаний (физика), востребованных в пространстве занятия

Область актуальных знаний (ИКТ),востребованных в пространстве занятия

  1. III закон Ньютона для небесной механики

  2. Виды силовой динамики: взаимное силовое равновесие; лавинообразный процесс

  3. Энергетическая характеристика траектории движения небесного объекта

  4. Устойчивость орбиты – условие равенства реальных сил, приложенных к телу, находящемуся в отдельно взятой точке орбиты

  5. Гравитационный магнит

  1. Ввод и вывод данных на языке программированияpython

  2. Арифметические вычисления на языке программированияpython

  3. Циклические алгоритмы на языке программированияpython

  4. Работа с библиотекой визуализации vpython языка программирования python

- осуществления деловой коммуникации (как внутри образовательного пространства, так и за его рамками);

- развития информационной компетентности учащихся.

Задачи для учащихся

  1. Развитие умений в области:

- решения учебных задач, направленных на использование инструментов языка программирования python и создание собственных продуктов в освоениимеханизма гравитационного взаимодействия планет Солнечной системы;

- поиска, анализа, преобразования, применения информации для разрешения учебных проблем.

  1. Обеспечение готовности конструировать и реализовывать образовательную траекторию, определяющую собственную успешность и конкурентоспособность в будущем.

Развиваемые УУД:

Познавательные:

- умение самостоятельно осуществлять отбор и интерпретацию информации, полученной из разных источников;

- умение преобразовывать материальный объект в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

Коммуникативные:

- умение осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий.

Технические условия (используемое программное обеспечение, наличие локальной сети, скорость интернет и др.): компьютеры с выходом в интернет (использование сервисов платформыgoogle, кроссплатформенная система мгновенного обмена сообщениями telegram), скорость сети интернет до 100Мбит/с.; установленное обязательное программное обеспечение: ОС Windows, интернет–браузеры pythonIDE.

Ресурсы к занятию:

На этапе подготовки к уроку:

-компьютеры, подключенные к сети Интернет;

- мобильные устройства (смартфоны, планшеты и др.) для организации коммуникации и организации совместной работы на платформе Google;

- ресурсы видеохостинга YouTube (видеоурок «Планеты земной группы. От Меркурия до Марса»);

- электронная версия научно-популярного журнала «Как и почему?»;

- большая российская энциклопедия (статья «Планеты»);

- интерактивный учебник языка программированияpython;

В образовательном пространстве занятия в IT-лаборатории школьного кванториума «Наукоград» предусмотрено:

- моделирование пространства для организации свободного индивидуального и группового продвижения в реализации своих образовательных потребностей;

- обращение к рекомендованным источникам информации:

https://aboutspacejornal.net/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/(небесная механика и некоторые её задачи. Наиболее простой задачей небесной механики является гравитационное взаимодействие двух точечных или сферических тел в пустом пространстве. Эта задача в рамках классической механики решается аналитически в замкнутой форме. При увеличении количества взаимодействующих тел задача резко усложняется.)

https://sergf.ru/tg.htm(гравитация (всемирное тяготение, тяготение) — фундаментальное взаимодействие в природе, которому подвержены все тела, имеющие массу. Главным образом, гравитация действует в масштабах космоса.)

http://physlg.net/Phystube/Katyushik.pdf(небесная Механика изначально базируется на предположении, что подобное взаимно уравновешенное силовое взаимодействие небесных тел на силах притяжения возможно и имеет место быть в природе. И если предполагать, что таковое силовое равновесие на силах притяжения действительно имеет место в природе, то к взаимному расположению тел в пространстве предъявляются довольно строгие правила)

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/969131 (гравитация (всемирное тяготение, тяготение) (от лат. gravitas — «тяжесть») — дальнодействующее фундаментальное взаимодействие в природе, которому подвержены все материальные тела. В рамках ньютоновской механики гравитационное взаимодействие является дальнодействующим. Гравитационные явления следует рассматривать в рамках плоского пространства Минковского, в котором однозначно выполняются законы сохранения энергии-импульса и момента количества движения)

https://spacegid.com/gravitatsiya.html(Эйнштейн более точно описал гравитацию, как явление, а также объяснил ее действие не только в классической механике, но и в квантовом мире. Его общая теория относительности описывает способность такой силы, как гравитация, влиять на пространственно-временной континуум, а также на траекторию движения элементарных частиц в пространстве. К примеру, явление гравитации в области Гудзонова залива в Канаде проявляется слабее, чем в других регионах земного шара)

https://pythontutor.ru/

(онлайн интерактивный учебник. Питонтьютор работает из браузера. Присутствует пошаговый отладчик, который переводит сообщения об ошибках на русский язык и объясняет их. В учебнике больше сотни задач разной сложности. Когда вы решите задачу, вам продемонстрируют другие варианты решения, чтобы вы смогли изучить разные подходы к ее решению)

- мобильный класс (10 устройств с выходом в интернет);

- интерактивная панель Smart;

- экспресс-анкета для определения у старшеклассников степени сформированности познавательных и социальных мотивов изучения возможностей языка программированияpython для моделирования;

- образовательная лоция занятия - персонифицированные маршруты (базовый/продвинутый);

- интерактивный учебник языка программированияpython.

Время, мин

Элементы методической структуры урока (занятия)

Наглядный дидактический материал (ссылки на используемые цифровые ресурсы)

Содержание этапов занятия

Ожидаемый результат использования дидактического материала (ИКТ, учебно- лабораторное оборудования и др.) на каждом этапе урока (занятия

Ссылка или скриншот

Методический комментарий

Действияпедагогов

Действия обучающихся

Подготовительный этап

Цель:организация серии встреч-консультаций по темам: «Python. С чего начать?»; «Небесная механика и некоторые ее задачи».

Использование интерактивного учебника языка программирования python помогает выполнять ряд важнейших педагогических функций, может использоватьсяобучающимися в качестве:

- учебника для самостоятельного изучения языка программирования python или совместно с педагогом;

- тренажера, для решения задач.

На консультативных встречах данный ресурсиспользуется как дополнительный источник информации о языке программирования python.

Данные электронные ресурсы дают возможность организовать продуктивную деятельность старшеклассников по поиску сущностных характеристик:

- угловая скорость движения небесных объектов;

- сила гравитационного взаимодействия между двумя объектами Солнечной системы;

- физические константы;

- условие равенства реальных сил, приложенных к телу, находящемуся в отдельно взятой точке орбиты.

На данном этапе Анастасия Александровна организовывает деятельность, направленную на первичное знакомство с языком программирования python. Итогом встреч-консультаций «Python. С чего начать?» стало знакомство старшеклассников с основами синтаксиса языка программирования python: типы данных, условия, вычисления, циклы; осознание того, что данный язык является современным и универсальным языком программирования, который решает множество задач.

Шаг 0:

-на официальном сайте Школьного кванториума размещено обращение к старшеклассникам (Приложение 1)

ВстречаI

- анкетирование учащихся, желающих стать участниками занятия в IT - лаборатории с помощью сервисаgoogle-формы (Приложение 3) с целью определения образовательных потребностей группы старшеклассников – участников образовательного события и создания лоции для персонифицированного продвижения учащихся;

- презентация интерактивного учебника по языку программирования python, его возможностей; работа с разделами «Типы данных», «Математические операции», «Условный оператор», «Циклы».

ВстречаII:

- изучение возможностей языка программирования python для визуализации физических процессов и явлений.

ВстречаIII:

- актуализация знаний по теме «III закон Ньютона для небесной механики»

Шаг 1

  1. Осуществляют выбор и принимают решение стать участниками образовательного события в IT-лаборатории Школьного кванториума.

http://schoolkvant38.ru/

  1. Проходят анкетирование по ссылкеhttps://forms.gle/XohSBGTwefd7QrjJ8

3) Регистрируются на сайте интерактивного иучебника языка программированияpython

4)Осуществляют решение задач: «Электронные часы», «Парты», «Шнурки», «Шахматные задачи», «Математические вычисления», «Лесенка», «Последовательности»

5) Размещают в кроссплатформенной системе мгновенного обмена сообщениямиtelegram результаты выполненных задач.

Будет создано реальное/виртуальное пространство занятия, позволяющее организовать коммуникацию в системах «педагог-ученик», «продвинутый ученик-ученик», «мотивированный ученик-ученик».

Учащиеся получат возможность познакомиться с областью актуальных знаний (физика, ИиИКТ) по теме «Визуализация явления гравитационного взаимодействия с помощью языка программирования python».

На основе результатов анкетирования участников занятия в IT – лаборатории будет получена контекстная информация о персонификации деятельности учащихся.

5 мин.

Фаза мотивации

Цель:определение смысла своей деятельности, формулирование личной цели — планируемого результата.

Предполагаемая зона работы – «Дискуссионная площадка I»(зона групповой работы, где ученики работают вместе с учителем)

https://youtu.be/b193u0OXO04 - активная ссылка

Данный видеофрагмент позволит учащимся эмоционально прикоснуться к содержанию занятия, создаст условия для активного их участия в определении персонифицированных целей образовательного занятия.

Создают мотивационное поле для активного погружения учащихся в предстоящую образовательную деятельность.

Знакомятся с образовательной лоцией занятия и осуществляют выбор границ изучения темы:

- на базовом уровне;

- на продвинутом уровне.

Учащимися будут определены личные цели — планируемые результаты и возможные варианты их достижения.

30 мин.

Фаза деятельности

Цель:организация деятельности учащихся в 4 зонах:

- «Работаю Сам» (зона самостоятельного онлайн обучения)

-«Моделируем вместе»(зона групповой работы)

- «Дискуссионная площадка 2» (зона индивидуальной работы с учителем)

-«Дискуссионная площадка 1» (зона групповой работы с учителем)

Учащиеся самостоятельно осуществляют выбор зоны и определяют количество времени, которое они потратят (max 30 минут) для реализации личных целей в пространстве занятия с возможностью самоконтроля.

https://www.python.org/downloads/ - ссылка на скачивание среды разработки языка программирования python

https://spacegid.com/gravitatsiya.html - ссылка на электронный ресурс для организации самостоятельной работы в процессе решения задач

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/969131

http://physlg.net/Phystube/Katyushik.pdf(небесная Механика)

Данные образовательные ресурсы позволяют организовать пространство занятия для самостоятельной работы учащихся виндивидуальных местах для работы – мини-офисах (10 ноутбуков с установленной средой разработки python IDE).

В зоне работы «Дискуссионная площадка 2» учащиеся могут индивидуально консультироваться с педагогом в случае возникновения проблем; соотнести полученный результат с возможным вариантом решения задачи.

В зоне работы«Дискуссионная площадка 1» у учащихся есть возможность группового взаимодействия при решении задач с учителем.

В зоне работы «Работаю Сам» учащиеся самостоятельно продвигаются в пространстве занятия.

В зоне работы «Моделируем вместе» у учащихся есть возможность группового взаимодействия при решении задач без помощи учителя.

В классной комнате произведено зонирование пространства для реализации гибкой модели смешанного обучения. Педагоги предлагают учащимся осуществить выбор одной или нескольких из предложенных учебных задач

Задача 1: написать программу на языке программирования python для визуализации

гравитационного взаимодействия в системе «Планета - Солнце»

Задача 2: написать программу на языке программирования python для визуализации

гравитационного взаимодействия в системе «Земля - Луна - Солнце».

Задача 3: написать программу на языке программирования python для визуализации

гравитационного взаимодействия в системе «Планета I - планета II - планета III -Солнце».

Задача 4: написать программу на языке программирования python для визуализации гравитационного взаимодействия в Солнечной системе.

  1. Учащиеся начинают работу в мини-офисах, определяясь, с какой зоны начать свою работу.

  2. Коммуницируют в системах «педагог-ученик», «продвинутый ученик-ученик», «мотивированный ученик-ученик».

  3. Свободно перемещаются в пространстве кабинета, выбирая зону работы с учетом реализации образовательной потребности.

Будет смоделирована визуализация явления гравитационного взаимодействия в Солнечной системе с помощью языка программирования python; приобретён навык работы с библиотекой программирования vpython.

Учащиеся получат первичный опыт решения задач моделирования физических явлений с помощью языка программирования python.

5 мин.

Рефлексия

Цель: определить уровень продвижения каждого ученика в образовательном пространстве занятия и реализацию личных целей — планируемых результатов

Приложение 1

Электронная образовательная лоция предоставляет возможность каждому ученику определить для себя степень соответствия «желаемого» и «действительного» в реализации личных целей – планируемых результатов.

  1. Педагоги поддерживают в учениках высокие

ожидания, где каждый ученик идёт к своей высокой цели и продвигается в своем темпе.

  1. Совместно с учащимися формируется проблемное поле вопросов – препятствий, с которыми учащиеся не смогли справиться в пространстве занятия.

  2. Каждый ученик выбирает способ разрешения проблемных вопросов:

- самостоятельно (в форме домашнего задания);

- индивидуально с учителем;

- в составе группы учащихся.

  1. Работают с образовательной лоцией занятия. Отвечают на вопросы:

- какие задачи были решены успешно?

- какие препятствия не позволили успешно решить учебные задачи?

- какие способы решения проблемных вопросов для вас актуальны?

  1. Самостоятельно определяют границы домашнего задания.

  2. Совместно с педагогами обсуждают время групповых и индивидуальных встреч по коррекции затруднений.

  3. Осуществляют эмоциональную рефлексию собственной образовательной деятельности.

Учащиеся смогут определить для себя, испытывают ли они интерес в дальнейших занятиях в IT-лаборатории.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Тип урока: урок открытия нового знания Цели урока: • Образовательная: изучение конвекции как вида теплопередачи, определение направления воздушных потоков в зависимости от температуры. • Деятельностная: моделирование реального физического процесса (конвекционного потока) с использованием возможностей виртуальной лаборатории. Задачи для учителя: • Познакомить учащихся с понятием конвекционного потока • Развивать у учащихся умения находить нужную информацию и перерабатывать ее в соответствии с учебной задачей • Развивать навыки учебного сотрудничества в процессе групповой работы по моделированию реального физического процесса • Развитие у учащихся способности осуществлять содержательную рефлексию собственной учебной деятельности Задачи для учащихся: • Усвоить сущностные характеристики понятия «конвекционный поток» • Осваивать метод моделирования реального физического процесса (конвекционного потока) с использованием возможностей виртуальной лаборатории • Развивать способность осуществлять содержательную рефлексию собственной учебной деятельности
0 ₽
Развитие читательской и естественнонаучной грамотности на уроках естественнонаучного цикла посредством использования моделей смешанного обучения. Цели образовательного занятия: 1. Содержательная: формирование системы знаний об источниках электрического тока и потребителях, физическом смысле понятия «Электродивижущая сила», о закономерности процессов в замкнутой электрической цепи. 2. Деятельностная: развитие у учащихся навыков смыслового анализа текста, умения самостоятельно осуществлять отбор и интерпретацию информации, полученной из разных источников для описания и понимания процессов, протекающих в замкнутой электрической цепи.
0 ₽
Метопредметное занятия в школьном кванториуме "Наукоград" по моделированию гравитационных процессов с использованием характеристик объектов Солнечной системы с помощью языка программирования python в условиях онлайн - работы короткими сессиями; в условиях оффлайн – работы в командах.
0 ₽