План–конспект урока по физике
Организационная информация
Тема урока: Изучение воздушных конвекционных потоков
Предмет: Физика
Класс:8
Автор урока: Семенова Татьяна Викторовна, учитель физики
Образовательное учреждение: МОУ Школа №1 г.Черемхово
Методическая информация
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока:
Образовательная: изучение конвекции как вида теплопередачи, определение направления воздушных потоков в зависимости от температуры.
Деятельностная: моделирование реального физического процесса (конвекционного потока) с использованием возможностей виртуальной лаборатории.
Задачи для учителя:
Познакомить учащихся с понятием конвекционного потока
Развивать у учащихся умения находить нужную информацию и перерабатывать ее в соответствии с учебной задачей
Развивать навыки учебного сотрудничества в процессе групповой работы по моделированию реального физического процесса
Развитие у учащихся способности осуществлять содержательную рефлексию собственной учебной деятельности
Задачи для учащихся:
Усвоить сущностные характеристики понятия «конвекционный поток»
Осваивать метод моделирования реального физического процесса (конвекционного потока) с использованием возможностей виртуальной лаборатории
Развивать способность осуществлять содержательную рефлексию собственной учебной деятельности
Необходимое оборудование: персональный компьютер, локальная сеть, мультимедийный комплекс, Интернет-ресурсы (единая коллекция ЦОР)
Подробный конспект урока
Продолжительность этапа | Структурный элемент урока | Приемы | Деятельность обучающихся | электронный адрес ЦОР | Примечание |
1мин. 3 мин. | I Мотивационно-целевой Целеполагание и мотивация на процесс деятельности и результат Знакомство с критериальной базой для осуществления оценочной деятельности в пространстве урока | Подводящий проблемный диалог, «эффект любопытства» Знакомство с оценочным листом | Принимают цели занятия и мотивационно готовятся к деятельности. Выставляют в оценочном листе прогностическую оценку. | Оценочный лист (приложение №1) | |
20 мин. | II. Организационно–деятельностный
| Тестовые задания он–лайн | Выполняют задания теста, осуществляют самоконтроль | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b34b7e27-a59d-40af-901e-bc875107e2e8/common/shell.htm?veheatconv#0http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b34b7e27-a59d-40af-901e-bc875107e2e8/common/assessment.htm | Вариант теста (приложение №2) |
| Повторение основных вопросов с расширением знаниевой базы раздела «Молекулярная физика». Введение понятия конвекционного потока | Знакомятся с понятием конвекционного потока в интерактивном режиме | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b34b7e27-a59d-40af-901e-bc875107e2e8/common/lesson.htm |
| Моделирование конвекционного воздушного потока | Моделируют реальный физический процесс заполняют рабочий журнал | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b34b7e27-a59d-40af-901e-bc875107e2e8/common/shell.htm?veheatconv#0 | Вариант рабочего журнала (приложение №3) | |
Представление результата решения учебной задачи Коллективная мыследумание. Анализ представленных результатов | Групповое обсуждение и выработка совместного решения, резюмирование и презентация Резюме | В группах обсуждают результаты экспериментальной деятельности, готовятся к публичному представлению результатов эксперимента, представляют результаты экспериментальной деятельности (ответы на вопросы в рабочем журнале) | |||
10 мин. | III Оценочно-результативный
| Соотношение целей и полученного результата Райтинг Массив (каждый выбирает столько, сколько сможет сделать) | Выставляют в оценочных листах ретроспективную оценку. Осуществляют содержательную рефлексию собственной учебной деятельности. Знакомятся с предлагаемыми вариантами д/з | Оценочный лист (приложение №1) Вариативное домашнее задание (приложение № 4) |
Приложение №4
Домашнее задание
Используя ресурсы сети интернет найти тестовые задания раздела «Молекулярная физика», где рассматриваются вопросы теплопередачи
Используя ресурсы сети интернет найти интересные качественные задачи по теме «Теплопередача» представить их возможное решение
Приложения
Приложение №1
Оценочный лист учащегося
Вид учебной деятельности: моделирование реального физического процесса
Ф.И._учащегося:_____________________
Критерий оценивания | Я смогу | У меня получилось | Отметка учителя |
Знаю понятие «конвекционный поток» | |||
Понимаю и умею формулировать причины его возникновения | |||
Могу объяснить направление конвекционного потока в зависимости от разности температур | |||
Могу экспериментально подтвердить учебную гипотезу в условиях виртуальной лаборатории |
При оценке деятельности по критериям используйте следующие значения:
«2» - понимаю, могу объяснить и экспериментально подтвердить самостоятельно
«1» - испытываю затруднения
«0» - трудно, многое не получается
Приложение №2
Тест
В холодный зимний день хозяева дома оставили открытой наружную дверь. Какой способ теплопередачи играет главную роль в охлаждении комнаты?
Конвекция
Теплопроводность
Излучение
В чем причина формирования конвекционных потоков воздуха через открытую дверь помещения.
Разница плотности холодного и теплого воздуха
Разница давлений холодного и теплого воздуха
Разный химический состав холодного и теплого воздуха
Какой воздух имеет большую плотность?
Холодный
Теплый
Из перечисленных ниже процессов выберите такие, в которых наибольшую роль играет конвекция
Неотапливаемая комната зимой охлаждается
Комната нагревается солнечными лучами через закрытое оконное стекло
Нагревается вода в чайнике
В большом ведре нагревают воду, поместив кипятильник в верхних слоях воды
Приложение №3