«Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников».
Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.
Ученым доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач, а это препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим.
Речь – это прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких либо пусть и не ярких выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.
Обращая внимания на развитие речи общества, речь сочеталась с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.
В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется а объяснении, помогает себе жестами. В то время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Вопросами взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и снимают умственную усталость. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать кА орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором стимулирующее речевое развитие ребенка.
Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.
Мелкую моторику рук развивают: пальчиковая гимнастика, упражнения с массажным мячом, игры с конструктором, мозаикой, пазлами, игры со счетными палочками, рисование пальчиками, ладонью, игры с предметами домашнего обихода (макаронными изделиями, крупой, прищепками, резинками, бусами, заколками). Упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты. Игры с песком и водой.
При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:
Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем.
Начинать нужно с более легких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
Чередуйте новые и старые игры и упражнения
Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными
Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.