ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж им. В.И.Заволянского»
Методическиерекомендации
«Внедрениепроектнойдеятельностивучебныйпроцесскурса ОБЗР»
Разработал
преподаватель-организатор ОБЗР Трунов Александр Федорович
г.Мичуринск2024
Аннотациякметодическимрекомендациям«Внедрениепроектнойдеятельности в учебный процесс курса ОБЗР»
Внедрение проектной деятельности в учебный процесс курса ОБЗР становится все более актуальным в условиях современных образовательных стандартов. Современные вызовы, такие как увеличение числа чрезвычайных ситуаций и необходимость формирования у обучающихся навыков безопасного поведения, требуют от образовательной системы новых подходов к обучению. Проектная деятельность позволяет интегрировать теоретическиезнанияспрактическимопытом,чтоспособствуетболееглубокомуусвоению материала и развитию критического мышления у обучающихся.
С обновлениями курса ОБЗР, направленными на повышение его практической значимости, возникает необходимость применения проектного метода. Новые стандарты образованияакцентируютвниманиенаформированииуобучающихсянетолькотеоретических знаний,ноипрактическихнавыков,необходимыхдлябезопасногоповедениявразличных жизненных ситуациях. Проектная деятельность позволяет учащимся работать над реальными проблемами, что делает обучение более значимым и актуальным.
Проектный метод в преподавании ОБЗР открывает новые горизонты для образовательногопроцесса.Онпозволяетперейтиоттрадиционногоподхода,основанного на запоминании фактов, к активному обучению, где Обучающиеся становятся участниками процесса. Проектная деятельность способствует развитию навыков сотрудничества, коммуникации и критического мышления, что является важным для формирования личности учащегося. Обучающиеся учатся работать в команде, анализировать информацию и принимать обоснованные решения, что повышает их готовность к реальным вызовам.
Методические рекомендации предназначены для переподавателей ОБЗР, методистов и руководителей образовательных учреждений, заинтересованных в внедрении проектной деятельностивучебныйпроцесс.Онитакжемогутбытьполезныдля студентовпедагогических вузов, которые готовятся к преподаванию курса ОБЗР. Рекомендации помогут создать эффективную образовательную среду, способствующую формированию у обучающихся необходимых навыков и компетенций, необходимых для безопасной жизнедеятельности.
ВнедрениепроектнойдеятельностивучебныйпроцесскурсаОБЗРявляетсяважным шагом к созданию современного, практикоориентированного образования, способствующего подготовке обучающихся к реальным жизненным ситуациям.
Основы безопасности жизнедеятельности и защиты Родины (ОБЗР) являются важным предметом в современном образовании, особенно в контексте растущих рисков и угроз, с которыми сталкивается общество. ОБЗР - это новое название предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в российских школах. Актуальность ОБЗР обусловленанеобходимостьюформированияуобучающихсянавыковбезопасногоповеденияв различных жизненных ситуациях, таких как чрезвычайные происшествия, дорожно-транспортные происшествия, угрозы здоровью и экологическая безопасность.
Курс ОБЗР направлен на развитие у обучающихся критического мышления, умения принимать решенияи действоватьвэкстремальныхусловиях.Онтакжеспособствуетвоспитаниюответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих. В условиях современного мира, где риски становятся все более разнообразными инепредсказуемыми, ОБЗР приобретает особую значимость как предмет, обеспечивающий комплексную подготовку обучающихся к жизни в быстро меняющемся мире.
ОсновныетемыкурсаОБЗР:
Безопасность жизнедеятельности. Основы личной безопасности, действия в чрезвычайных ситуациях, основы первой помощи.
Патриотизм.Формированиепатриотическихценностей,знаниеисторииикультуры своей страны, понимание важности защиты Родины.
Правовая безопасность. Знание прав и обязанностей граждан, основы правовогоповедения.
Экологическая безопасность. Вопросы охраны окружающей среды и устойчивогоразвития.
Информационная безопасность. Основы работы с информацией, защита личных данных и безопасное поведение в интернете.
Курс ОБЗР направлен не только на обучение основам безопасности, но и на формирование у студентов патриотических и правовых знаний, что подчеркивает его актуальность в современных условиях.
С введением нового курса «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) с 1 сентября 2024 года, преподаватели-организаторы ожидают несколько значительных изменений в своей деятельности.
Изменениявдеятельностипреподавателей:
Изменение названия должности. Преподаватели ОБЖ приобретут статус преподавателей-организаторов ОБЗР, что отражает более широкий спектр обязанностей и задач.
Расширениеучебнойпрограммы.Программакурсабудетвключатьнетолькоосновы безопасного поведения, но и обучение технике и тактике начальной военной подготовки (НВП), а также оказанию первой помощи. Это потребует от преподавателей углубленных знаний в этих областях и способности передавать их учащимся.
Практическая направленность. В рамках нового курса предусмотрены полевые выезды,чтопозволитучащимсяприменятьполученныезнаниянапрактике.Этопотребует от преподавателей умения планировать и организовывать такие мероприятия.
Коммуникативные навыки и адаптация методов обучения. Преподаватели должны будут развивать свои коммуникативные навыки, чтобы эффективно взаимодействовать с учениками и их родителями, а также адаптировать методы обучения в зависимости от потребностей обучающихся.
Переход на новый курс ОБЗР предполагает значительные изменения в подходах к обучению,чтопотребуетотпреподавателейкакпрофессиональногороста,такиадаптации к новым требованиям образовательного процесса.
В курсе «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) рекомендованы следующиеновые методы обучения:
Практическиезанятияиполевыевыезды
Предусмотреныпрактическиезанятия,входекоторыхстудентыбудутовладевать навыками тактической, огневой, инженерной, военно-медицинской и техническойподготовки.
Будут организованы полевые выезды, где студенты смогут применить полученные навыки на практике.
Изучениесовременныхдостиженийнаукиитехники
Студентам расскажут о возможностях применения современных достижений научно-техническогопрогрессавусловияхсовременногобоя,втомчислеспособахбоевого применения беспилотных летательных аппаратов.
Студенты начнут изучать методы противодействия беспилотным летательным аппаратам, ведения разведки местности.
Адаптацияметодовобученияподпотребностиобучающихся
Преподавателидолжныбытьготовыкадаптациииизменениюметодовобучения в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.
Новый курс ОБЗР будет включать практико-ориентированные методы обучения, такие как полевые выезды и изучение современных технологий, а также предполагает адаптацию методов под конкретных обучающихся.
Полевые выездыпозволяют обучающимся применять теоретические знания в реальных условиях, что способствует лучшему пониманию и усвоению материала. Например, обучающиеся могут посетить пожарную часть, службу спасения или экологические объекты, чтобы на практике ознакомиться с работой специалистов и используемым оборудованием. Изучениесовременных технологий, применяемых в сфере безопасности жизнедеятельности, также является важным аспектом практико-ориентированного подхода.Обучающиеся смогут познакомиться с такими технологиями, как:
Системымониторингаиоповещенияочрезвычайныхситуациях
Средстваиндивидуальнойзащиты
Робототехника и беспилотные летательные аппараты для проведенияспасательныхопераций
Технологииочисткиводыивоздуха
Альтернативныеисточникиэнергиидляавтономногоэнергоснабжения
Все это позволит сделать процесс обучения более эффективным и интересным для студентов.
Американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952) был одним из основоположников идеи «обучения через действие». Он считал, что образование должно быть связано с реальной жизнью и опытом ученика. Дьюи разработал метод проектов, который предполагал решение учениками реальных жизненных проблем.
Немецкий педагог Вильгельм Август Лай (1862-1926) развивал идею «активной школы», в которой студенты должны были самостоятельно добывать знания через практическую деятельность. Он использовал методы наблюдения, экспериментированияи проектов.
ИтальянскийврачипедагогМарияМонтессори(1870-1952)создаласистему«монтессори-материалов»-специальныхдидактическихпособий,спомощьюкоторыхдети моглисамостоятельноучитьсяиразвиваться.Ееметодосновывалсянапринципахсвободы, самостоятельности и сенсорного развития ребенка.
НемецкийпедагогГеоргКершенштейнер(1854-1932)разработалконцепцию«трудовой школы», в которой большое внимание уделялось практической деятельности обучающихся. Он считал, что через труд и практику студенты развивают свои способности и познают окружающий мир.
Практико-ориентированные методы обучения становятся все более актуальными в образовательном процессе, особенно в контексте подготовки обучающихся к реальным жизненным ситуациям и профессиональной деятельности.
Рассмотрим определение, классификацию, характеристики практико- ориентированныхметодов,ихсферуприменения,эффективностьисоотношениесдругими методами обучения.
Практико-ориентированныеметодыобучения—этоподходы,которыеакцентируют внимание на практическом применении знаний и навыков в реальных условиях. Они направлены на активизацию учебного процесса, развитие критического мышления и самостоятельности обучающихся.
Практико-ориентированные методы можно классифицировать на несколькокатегорий:
Методыпроектирования:
Метод проектов: Обучающиеся работают над реальными проектами, что позволяет им применять теоретические знания на практике.
Исследовательскиепроекты:Обучающиесяпроводятисследования,анализируютданные и представляют результаты.
Методыпроблемногообучения:
Проблемно-ориентированноеобучение:Обучающиесярешаютреальныепроблемы,что развивает их аналитические способности.
Методысимуляции:
Ролевыеигры:Обучающиесяпринимаютнасебяроливсмоделированныхситуациях,что помогает развивать навыки взаимодействия и принятия решений.
Симуляции: Моделирование реальных процессов или ситуаций для практическогообучения.
Методыпрактическихзанятий:
Лабораторные работы: Обучающиеся проводят эксперименты и исследования в контролируемых условиях.
Полевыевыезды:Практическоеприменениезнанийвреальныхусловиях,например, экскурсии на предприятия или в природные зоны.
Охарактеризуемкаждыйизпредставленныхметодов:
Метод проектов. Стимулирует креативность, развивает навыки работы в команде и самостоятельности. Обучающиеся учатся планировать и организовывать свою работу.
Проблемно-ориентированноеобучение.Развиваеткритическоемышлениеиумение находить решения в сложных ситуациях. Обучающиеся учатся анализировать информацию и делать выводы.
Ролевые игры и симуляции. Позволяют учащимся развивать коммуникативные навыки, учат работать в команде и принимать решения в условиях неопределенности.
Лабораторные работы и полевые выезды. Обеспечивают практическое применение теоретических знаний, что способствует лучшему усвоению материала.
Эффективность практико-ориентированных методов обучения заключается в ихспособности:
Повышатьмотивациюобучающихся.
Способствоватьглубокомуусвоениюзнаний.
Развиватьнавыки,необходимыедлябудущейпрофессиональнойдеятельности.
Формировать у обучающихся уверенность в своих силах и способность принимать решения.
Практико-ориентированные методы обучения дополняют традиционные методы. В то время как традиционные методы часто акцентируют внимание на передаче знаний, практико-ориентированные подходы фокусируются на их применении. Комбинирование этих методов позволяет создать более разнообразный и эффективный учебный процесс, который учитывает разные стили обучения и потребности обучающихся.
Практико-ориентированные методы обучения представляют собой важный инструмент в современном образовательном процессе, способствующий развитию обучающихся и подготовке их к реальным жизненным ситуациям.
Метод проектов начал развиваться в начале XX века как ответ на традиционные подходы к обучению, которые акцентировали внимание на запоминании фактов и теоретических знаниях. Одним из первых сторонников этого метода был Джон Дьюи, который подчеркивал важность обучения через практический опыт и активное участие обучающихся в учебном процессе. Дьюи считал, что обучение должно быть связано с реальной жизньюипроблемами,скоторымисталкиваютсястуденты.Стехпорметодпроектовполучил широкоераспространениевразличныхобразовательныхсистемахисталосновойдлямногих современных подходов к обучению, включая проблемно-ориентированное и практико- ориентированное обучение.
В Советском Союзе проектная деятельность начала активно внедряться в образовательный процесс в 1960-1970-х годах, когда акцент на практическое обучение стал важной частью педагогической концепции. В рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) проекты стали использоваться для формирования у обучающихся навыков безопасного поведения в различных ситуациях.
Проектная деятельность в СССР была направлена на решение актуальных социальных и экологических проблем, что способствовало развитию у студентов критическогомышленияипрактическихнавыков.Например,обучающиесямоглиразрабатывать проекты по охране окружающей среды, безопасности на дорогах и первой помощи.
После распада СССР в России продолжилось развитие проектной деятельности вобразовательнойсистеме.В1990-хгодахиначале2000-хгодовакцентнапроектноеобучение сталчастьюреформыобразования.ВрамкахкурсаОБЖпроектнаядеятельностьстала
использоваться для активизации учебного процесса и повышения интереса обучающихся к предмету.
СвведениемновыхстандартовобразованиявРоссии,проектнаядеятельностьстала обязательной частью учебного процесса. Обучающиеся начали работать над проектами, связанными с безопасностью, экологии, здоровым образом жизни и другими актуальными темами. Это способствовало не только усвоению теоретических знаний, но и их практическому применению.
За рубежом проектная деятельность в образовании имеет долгую историю. В США и странах Западной Европы проектноеобучение стало популярнымс начала XX века, когда педагоги,такиекакДжонДьюи,началиподчеркиватьважностьобучениячерезпрактическийопыт. В рамках курсов по безопасности и здоровью, Обучающиеся работают над проектами, связаннымисреальнымипроблемами,чтопозволяетимразвиватькритическоемышлениеи практические навыки.
В странах, таких как Финляндия и Норвегия, проектное обучение активно используется в образовательных системах для формирования у обучающихся навыков сотрудничества и самостоятельности. Проекты могут включать в себя темы, связанные с безопасностью, здоровьем и экологией, что делает их актуальными и значимыми для обучающихся.
Внедрение проектной деятельности в уроки ОБЖ в СССР, России и за рубежом прошлочерезнесколькоэтапов,отражаяизменениявобразовательныхподходахиакцентна практическое обучение. Проектная деятельность способствует формированию у обучающихся навыков безопасного поведения, критического мышления и сотрудничества, что делает ее важным элементом современного образования.
Преимуществаметодапроектов:
Развитиекритическогомышления.Обучающиесяучатсяанализироватьинформацию, делать выводы и принимать обоснованные решения.
Креативность и инновации. Метод проектов способствует развитию креативных способностей, позволяя учащимся генерировать новые идеи и подходы.
Навыкиработывкоманде.Проектычастовыполняютсявгруппах,чторазвивает навыки сотрудничества и коммуникации.
Практическоеприменениезнаний.Обучающиесяприменяют теоретическиезнания в реальных ситуациях, что способствует лучшему усвоению материала.
Мотивацияивовлеченность.Работанадпроектамиделаетобучениеболее увлекательным и значимым для обучающихся.
Недостаткиметодапроектов:
Временныезатраты.Проектымогутзаниматьмноговремени,чтозатрудняет покрытие всего учебного материала.
Необходимостьвресурсах.Дляуспешноговыполненияпроектовтребуются дополнительные ресурсы, такие как материалы, оборудование и время.
Разныеуровнивовлеченности.Вгрупповыхпроектахмогутвозникатьпроблемы с неравномерным распределением нагрузки между участниками.
Сложностьоценки.Оценкарезультатовпроектнойработыможетбытьсубъективной и трудоемкой.
Эффективностьвразличныхконцепциях
Метод проектов показал свою эффективность в различных образовательных концепциях, включая:
Проблемно-ориентированноеобучение.Метод проектовпозволяетучащимсярешать реальные проблемы, что способствует развитию критического мышления и аналитическихнавыков.
Интегрированное обучение. Проекты могут объединять несколько предметов, что помогает учащимся видеть взаимосвязь между различными областями знаний.
Кросс-культурноеобучение:Проектымогутвключатьсотрудничествосучащимися из других стран, что развивает межкультурные навыки и понимание.
Несмотрянасвоипреимущества,методпроектовимеети ограничения:
Необходимостьпредварительнойподготовки.Обучающиесядолжны иметьопределенные знания и навыки для успешного выполнения проектов.
Зависимостьотгруппы.Успехпроектачастозависитотвзаимодействияисотрудничества между участниками, что может быть проблематично.
Необходимостьвподдержкесостороныпреподавателя:Преподавательдолженактивно поддерживать и направлять обучающихся в процессе выполнения проекта.
Технологическаякартапримененияметода:
Определениетемыпроекта.Выборактуальнойиинтереснойтемы,котораябудет связана с учебной программой.
Планирование. Обучающиеся разрабатывают план работы, определяют задачи и распределяют роли в группе.
Исследование. Сбор информации и материалов, необходимых для выполнения проекта.
Разработкапродукта.Созданиеконечногопродуктапроекта (презентация,отчет, модель и т.д.).
Презентация результатов. Обучающиеся представляют свои проекты классу, что способствует развитию навыков публичного выступления.
Оценка. Проведение оценки проекта, как со стороны преподавателя, так и со стороны сверстников, что позволяет получить обратную связь и выявить сильные и слабые стороны работы.
Метод проектов является мощным инструментом в образовательном процессе, способствующим развитию критического мышления, креативности и навыков сотрудничества у обучающихся, несмотря на свои ограничения и недостатки.
ВпроектахпоОБЗР(ОБЖ)внастоящеевремяиспользуютсяразличныетехнологии и оборудование, которые помогают учащимся эффективно осваивать материал и развивать практические навыки. Основные категории технологий и оборудования, применяемых в проектной деятельности:
Интерактивныетехнологии
Интерактивные доски и проекторы. Используются для презентаций и визуализации информации, что помогает учащимся лучше усваивать материал.
Образовательныеплатформы.Платформыдлясовместнойработы,такиекакGoogle ClassroomилиMicrosoftTeams,позволяютучащимсяобмениватьсяинформациейиработать над проектами в режиме онлайн.
Технологиимоделирования
Симуляторы. Используются для моделирования различных ситуаций, например, дорожных происшествий или чрезвычайных ситуаций, что позволяет учащимся отрабатывать навыки реагирования.
3D-моделирование. Применяется для создания моделей объектов, связанных с безопасностью (например, план эвакуации здания).
Оборудованиедляпрактическихзанятий
Комплекты для первой помощи. Обучающиеся могут изучать и отрабатывать навыки оказания первой помощи на практике.
Пожарное оборудование. Используется для обучения действиям в случае пожара, включая использование огнетушителей и эвакуацию.
Технологиисбораианализаданных
Анкетирование и опросы. Обучающиеся могут проводить опросы среди сверстников и родителей для сбора данных о безопасности в колледже или на дороге.
Статистические программы. Используются для анализа собранных данных и представления результатов в виде диаграмм и графиков.
Презентационные технологии
Программноеобеспечениедлясозданияпрезентаций.Обучающиесямогутиспользовать PowerPoint или Canva для подготовки презентаций своих проектов.
Видеокамеры и средства записи. Используются для создания видеороликов о правилах дорожного движения или других темах, связанных с безопасностью.
Использование различных технологий и оборудования в проектах по ОБЗР (ОБЖ) способствует более глубокому пониманию обучащимися тем, связанным с безопасностью, и помогает развивать практические навыки, необходимые для их повседневной жизни. Проектнаядеятельностьстановитсяболееувлекательнойиэффективной,чтовсвоюочередь повышает уровень подготовки обучающихся к реальным ситуациям.
Учебныйпроект-этоформаорганизацииучебнойдеятельности,котораянаправлена на решение конкретной проблемы или задачи через активное участие обучающихся в исследовательской,творческойилипрактическойдеятельности.
Врамкахучебногопроекта Обучающиеся работают над созданием продукта или решения, что позволяет им применять теоретические знания на практике, развивать навыки критического мышления и сотрудничества.Проектможетвключатьвсебяразличныеэтапы,такиекакпланирование, исследование, реализация и презентация результатов. Учебные проекты способствуют углубленному пониманию учебного материала, повышают мотивацию обучающихся и формируют у них навыки, необходимые для успешной жизни в современном обществе.
Существует несколько классификаций проектов в зависимости от различных критериев:
Подоминирующемувидудеятельности:
Исследовательскиепроекты-направленынапроведениеисследований,анализ данных и представление результатов.
Творческие проекты – предполагаютсозданиеоригинальныхпродуктов,выступлений, мероприятий.
Игровые/ролевыепроекты-участникипринимаютнасебяопределенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Информационныепроекты-направленынасборинформацииокаком-тообъекте, явлении, ее анализ и обобщение фактов.
Практико-ориентированныепроекты-нацеленынавыработкурекомендацийдля решения конкретных проблем.
Попредметно-содержательнойобласти:
Монопредметныепроекты-реализуютсяврамкаходногопредмета.
Межпредметныепроекты-объединяютнесколькопредметов.По характеру координации:
Непосредственные-координацияосуществляетсяоткрыто,участникизнаютдругдруга.
Скрытые-координацияосуществляетсячерезспециальноподготовленные
печатные и другие материалы.
Похарактеруконтактов:
Внутренние-участникинаходятсяводнойстране,городе.
Международные-участникиизразныхстран. По количеству участников:
Личностные-выполняютсяиндивидуально.
Парные-выполняютсявпарах.
Групповые-выполняютсягруппами.По продолжительности:
Краткосрочные-на1-2урока.
Среднейпродолжительности-на1-2недели.
Долгосрочные-нанесколькомесяцев.
Проекты могут различаться по многим параметрам, что позволяет гибко использовать метод проектов в образовательном процессе в зависимости от поставленных целей и задач.
Проектная деятельность на уроках ОБЗР (ОБЖ) представляет собой важный инструмент для формирования у обучающихся практических навыков, необходимых для безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. В данном эссе мы рассмотрим ключевые аспекты проектной деятельности, ее преимущества и недостатки, а также примеры реализации проектов в рамках курса.
Проектная деятельность позволяет обучающимся не только усваивать теоретические знания, но и применять их на практике. Это особенно важно в контексте курса ОБЗР, где речь идет о безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся могут работать над проектами, связанными с правилами дорожного движения, первой помощью, экологической безопасностью и другими актуальными темами.
Проекты могут быть разнообразными и охватывать различные аспекты безопасности:
Проект по правилам дорожного движения. Обучающиеся исследуют дорожные знаки, разрабатывают буклеты с правилами безопасности на дороге и представляют свои работы одноклассникам.
Проект по первой помощи. Обучающиеся изучают основные навыки оказания первой помощи и проводят мастер-классы для своих сверстников.
Экологическая безопасность. Обучающиеся могут провести исследование о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье человека и разработать рекомендации по улучшению экологической ситуации в своем районе.
Проектная деятельность на уроках ОБЗР (ОБЖ) может быть эффективным инструментомдляразвитияуобучающихсянавыковработывкоманде.Вотнесколькопримеровпроектов, которые могут способствовать формированию этих важных компетенций:
Проект«Безопасность в колледже»
Обучающиесяработаютвкомандах,чтобыпровестиаудитбезопасностисвоейшколы.
Они оценивают состояние пожарной безопасности, освещения, состояние зданий и территории.
Командыготовятотчетсрекомендациямипоулучшениюбезопасностиипрезентуют его администрации школы.
Проект«Перваяпомощь»
Обучающиесяделятсянакомандыиготовятмастер-классыпооказаниюпервойпомощи при различных травмах и состояниях.
Команды разрабатывают наглядные пособия, готовят презентации и отрабатывают практические навыки.
Мастер-классы проводятся для других классов, что помогает развить навыки публичных выступлений и работы в команде.
Проект«Безопасность на дороге»
Обучающиесяобъединяютсявкомандыдляразработкипланабезопасногомаршрута
«дом-школа».
Командыпроводятисследованиеопасныхучастков,разрабатываютрекомендациии создают наглядные материалы.
Результатыпроектапредставляютсянародительскомсобранииивместнойадминистрации.
Проект«Экологическаябезопасность»
Обучающиесяработаютвкомандах,чтобыпровестиисследованиеэкологической ситуации в своем районе.
Команды собирают данные, анализируют их и готовят предложения по улучшению экологии.
Результатыпроектапубликуютсявшкольнойгазетеинасайте.
Проектная деятельность на уроках ОБЗР (ОБЖ) позволяет создать условия для развития навыков работы в команде, таких как коммуникация, сотрудничество, распределениеролейирешениезадачсообща.Этоважныекомпетенции,которыепомогут учащимся в будущей профессиональной деятельности.
ПримерныетемыпроектовпокурсуОБЗР(ОБЖ)поразличнымвидам: По доминирующему виду деятельности
Исследовательскиепроекты
Изучениепричинипоследствийбытовыхтравм:Анализстатистикитравматизма в домашних условиях и разработка рекомендаций по их предотвращению.
Исследованиевлиянияэкологическихфакторовназдоровьечеловека:Оценка воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье жителей региона.
Творческиепроекты
Созданиеинформационногобуклетапопервойпомощи:Разработканаглядного пособия с основными действиями при оказании первой помощи.
Постановкатеатрализованногопредставлениянатемубезопасности:Созданиеи исполнение спектакля, посвященного правилам безопасности в различных ситуациях.
Игровые/ролевыепроекты
Ролеваяигра«СитуациянаЧС».Моделированиедействийвслучаечрезвычайной ситуации, где Обучающиеся принимают на себя роли спасателей, пострадавших и свидетелей.
Симуляцияработыслужбыспасения:Участникиразыгрываютсценарииспасательных операций, обучаясь взаимодействию в команде.
Информационныепроекты
Созданиевидеороликаоправилахдорожногодвижения:Съемкаимонтажвидео, объясняющего основные правила безопасности на дороге.
Разработкапрезентацииопожарнойбезопасности:Подготовкаматериаловотом, как избежать пожара и что делать в случае его возникновения.
Практико-ориентированныепроекты
Организацияучебнойтревогившколе:Планированиеипроведениеучебной тревоги, обучение обучающихся действиям в случае реальной чрезвычайной ситуации.
Созданиепланаэвакуациидляшколы:Разработкаивизуализацияпланаэвакуации, который будет использоваться в случае пожара или другой опасности.
Попредметно-содержательнойобласти Монопредметные проекты
Изучениеосновпервойпомощи:Проект,посвященныйметодамоказанияпервой помощи при различных травмах.
Межпредметныепроекты
Экологическая безопасность: Проект, объединяющий знания из биологии, географии и ОБЖ для изучения воздействия человека на природу и меры по охране окружающей среды.
Похарактерукоординации Непосредственные
Групповая работа по разработке рекомендаций по безопасности на школьном дворе: Обучающиеся работают в группах, обсуждая и предлагая меры по улучшению безопасности.
Скрытые
Исследование безопасности в общественном транспорте: Обучающиеся собирают информацию о правилах безопасности, не сообщая об этом пассажирам, чтобы оценить уровень информированности.
Поколичествуучастников
Личностные
Личныйдневникбезопасности:Обучающиесяведутдневник,вкоторомфиксируют свои наблюдения за безопасностью в повседневной жизни.
Групповые
Созданиегруппыпооказаниюпервойпомощившколе:Формированиекоманды обучающихся, обучающихся навыкам первой помощи и готовых помочь в экстреннойситуации.
ПопродолжительностиКраткосрочные
Мини-проектпоправиламдорожногодвижения:Проведениеопросасреди сверстников о знании правил дорожного движения и подготовка отчета.
Среднейпродолжительности
Проектпоизучениюбезопасностивинтернете:Исследованиеисоздание материалов о безопасном поведении в сети.
Долгосрочные
Разработка программы по повышению безопасности в школе: Долгосрочный проект, включающий анализ текущей ситуации и предложение мер по улучшению безопасности.
Этитемыпроектовмогутбытьадаптированывзависимостиотуровняобучающихсяи конкретных целей учебного процесса. Приведемпример одного такогопроекта, который легко реализовать в ходе уроков по ОБЗР (ОБЖ).
СценарийреализациипроектапоправиламдорожногодвижениянаурокеОБЗР
Темапроекта:«Безопасностьнадороге:правиладорожногодвижения»
Цельпроекта:Ознакомитьобучающихсясосновнымиправиламидорожногодвижения, развить навыки безопасного поведения на дороге и повысить уровень осведомленности о дорожной безопасности.
Продолжительностьпроекта:2-4часа Урок 1: Введение в тему
Введение(3 минуты)
Учительприветствуетобучающихсяиобъявляеттемупроекта.
Обсуждение:«Почемуважнознатьправиладорожногодвижения?»Обучающиеся делятся своими мыслями.
Лекция(7минут)
Учительпроводиткраткуюлекциюоправилахдорожногодвижения,включая:
Основныедорожныезнаки.
Правилапереходадороги.
Безопасноеповедениепешеходовиводителей.
Статистикадорожно-транспортныхпроисшествий.
Разделениенагруппы(3минуты)
Обучающиесяделятсянагруппыпо4-5человек.Каждойгруппеназначаетсятема для дальнейшего изучения:
Группа1:Дорожныезнаки.
Группа2:Правиладляпешеходов.
Группа3:Правиладляводителей.
Группа4:Безопасноеповедениенадороге.
Исследование(20минут)
Каждаягруппаработаетнадсвоейтемой,используяучебники,интернети другие ресурсы.
Группыготовятпрезентации,плакатыилибуклетыпосвоейтеме.
Урок2:Презентацияпроекта
Подготовкакпрезентации(7минут)
Обучающиесяобсуждают,каконибудутпредставлятьсвоиматериалы.Учитель помогает с организацией и структурированием информации.
Урок2.Презентацияиобсуждение
Презентациягрупп(25минут)
Каждаягруппапредставляетсвоюработуостальнымучащимся(по5-7минутна группу).
Обучающиесямогутиспользоватьплакаты,презентацииилидажеролевыеигрыдля демонстрации своих знаний.
Обсуждениеивопросы(5 минут)
ПослекаждойпрезентациидругиеОбучающиесямогутзадаватьвопросыи обсуждать представленный материал.
Учительподводититогиивыделяетключевыемоменты.
Заключительнаячасть(10минут)
Учительпроводиткраткийтестиливикторинупоправиламдорожного движения, чтобы проверить усвоение материала.
Обсуждение:«Какмыможемприменятьполученныезнаниявповседневнойжизни?»
Дополнительныеактивности
Созданиебуклетов:Обучающиесямогутсоздатьбуклетыпоправиламдорожного движения, которые будут распространяться в школе или в своем районе.
Визуализация:Обучающиесямогутнарисоватьплакатысдорожнымизнакамии правилами, которые затем можно повесить в классе или коридоре.
Экскурсия:Организацияэкскурсиикместнымдорожнымслужбамилив автошколу для более глубокого понимания темы.
Оценкапроекта
Оценкаможетвключатькаксамооценкуобучающихся,такиоценкусостороныучителя.
Критериимогутвключать:
Качествопредставленныхматериалов.
Уровеньвовлеченностивпроект.
Способностьработатьв команде.
Знаниеипониманиеправилдорожногодвижения.
ПроектпоправиламдорожногодвижениянаурокеОБЗР(ОБЖ)позволяетучащимся не только узнать важные правила, но и развить навыки работы в команде, критического мышления и презентации.
Проектная деятельность на уроках ОБЗР (ОБЖ) является эффективным способом обучения, который способствует развитию у обучающихся практических навыков и критического мышления. Несмотря на некоторые недостатки, преимущества проектной деятельности делают ее важным элементом образовательного процесса. Внедрение проектов в учебный процесс позволяет учащимся не только усваивать знания, но и применять их в реальной жизни, что является ключевым аспектом формирования безопасного поведения.
Основы безопасностижизнедеятельности (ОБЗР) представляют собой важный компонентобразовательнойпрограммы,направленныйнаформированиеуобучающихся навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Практик ориентированностькурсазаключаетсявтом,чтооннетолькодаеттеоретические знанияо безопасности, но и акцентирует внимание на их практическом применении. В условияхсовременногомира,гдеобучающиесясталкиваютсясразличнымирисками иугрозами, особенноважно, чтобыони могли применятьполученные знанияна практике. Проектнаядеятельность врамкахОБЗРпозволяет учащимсяисследовать реальныепроблемы,связанныесбезопасностью,иразрабатыватьрешения,которые могутбыть применены вих жизни. Проекты могутвключать изучение правил дорожного движения, оказание первойпомощи, экологическую безопасность и другие актуальные темы. Этосоздает условиядля активного вовлечения обучающихся впроцесс обученияи способствует развитию их критического мышления.
Метод проектов является одним из наиболее эффективных практик ориентированныхметодовобучения,применяемыхнаурокахОБЗР.Онпозволяет учащимсянетолькоусваиватьтеоретическиезнания,ноиразвиватьнавыки,необходимые для их применения в реальной жизни. Проектная деятельность активизирует учебный процесс, делая его более интересным и значимым для обучающихся.
Эффективностьметодапроектовзаключаетсявтом,чтоонспособствуетразвитиюу обучающихся таких ключевых компетенций, как критическое мышление, умение работать в команде, коммуникация и самостоятельность. Обучающиеся учатся анализировать информацию, ставить цели и достигать их, что является важным аспектом их личностного и профессионального роста.
Проектная деятельность на уроках ОБЗР представляет собой важный инструмент, способствующий всестороннему развитию обучающихся. Она обладает множеством преимуществ, которые делают обучение более эффективным и значимым.
Во-первых, проектная деятельность способствуетразвитию практических навыков. Обучающиеся получают возможность применять теоретические знания на практике, что значительно улучшает усвоение материала. Например, изучая правила дорожного движения, Обучающиеся могут разрабатывать проекты, связанные с безопасностью на дороге, что позволяет им не только понять теорию, но и увидеть, как эти знания работают в реальной жизни.
Во-вторых, работа над проектами повышает мотивациюобучающихся. Проектная деятельность делает обучение более увлекательным и значимым. Обучающиеся становятся активными участниками учебного процесса, что вызывает у них интерес к предмету. Они видят, что их работа имеет практическое применение и может принести пользу не только им самим, но и их окружению.
Третьим важным аспектом является развитиенавыков работы в команде. Проекты часто выполняются в группах, что способствует развитию навыков сотрудничества и коммуникации. Обучающиеся учатся делиться идеями, слушать мнения других и совместно принимать решения. Эти навыки являются важными не только в учебе, но и в будущей профессиональной деятельности.
Проектная деятельность способствуетформированию критического мышления. Обучающиеся учатся анализировать ситуации, делать выводы и принимать обоснованные решения. Они сталкиваются с реальными проблемами и учатся находить решения, что развивает их аналитические способности и уверенность в своих силах.
Проектная деятельность на уроках ОБЗР представляет собой мощный инструмент, способствующийразвитиюпрактическихнавыков,повышениюмотивации,формированию навыковработывкомандеикритическогомышления.Этипреимуществаделаютпроектное обучениеважнымэлементомсовременногообразовательногопроцесса,которыйпомогаетподготовитьобучающихсякреальнымвызовамиугрозам,скоторымионимогутстолкнутьсявжизни.
Проектная деятельность на уроках ОБЗР является эффективным инструментом для достижения значимых образовательных результатов. При системном применении проектного подхода можно ожидать ряд положительных изменений в развитии обучающихся. Однимизключевыхрезультатовстанетуглубленноепониманиетембезопасности.Работая надпроектами,связаннымисразличнымиаспектамибезопасности,Обучающиесябудутлучше осознавать важность соблюдения правил безопасности в повседневной жизни. Они не только усвоят теоретические знания, но и научатся применять их на практике, что сформирует более глубокое понимание значимости этих тем. Кроме того, проектная деятельность будет способствовать развитию навыков самостоятельного поиска информации.Обучающиесябудутвовлеченывпроцессисследованиятем,чтопотребуетотних самостоятельности и ответственности. Они научатся находить и анализировать информацию из различных источников, критически оценивать ее достоверность и актуальность. Это повысит их уровень ответственности за собственное обучение и сформирует навыки, необходимые для успешной учебной и профессиональной деятельности в будущем. Еще одним важным результатом станетформирование умений работатьвкоманде.Проектычастовыполняютсявгруппах,чтопозволитучащимсяразвить навыки сотрудничества, коммуникации и принятия совместных решений. Они научатся слушатьмнениядругих,аргументироватьсвоюточкузренияинаходитькомпромиссы.Эти умениябудутполезнынетольковучебе,нои вбудущейпрофессиональнойдеятельности, где командная работа является ключевым фактором успеха. Системное применение проектной деятельности на уроках ОБЗР приведет к повышению уровня готовности обучающихся к реальным ситуациям. Работая над проектами, связанными с безопасностью, Обучающиеся будут лучше подготовлены к действиям в экстренных ситуациях. Они научатся принимать решения, действовать в условиях неопределенности и оказывать помощь другим. Это повысит их уверенность в своих силах и готовность к реальным вызовам, с которыми они могут столкнуться в жизни.
Системное применение проектной деятельности на уроках ОБЗР позволит достичь значимыхрезультатоввразвитииобучающихся.Онибудутлучшепониматьтемыбезопасности,самостоятельно исследовать их, работать в команде и быть готовыми к реальным ситуациям. Эти результаты являются важными составляющими всестороннего развития личности и подготовки обучающихся к успешной жизни в современном мире.
Проектная деятельность на уроках ОБЗР (ОБЖ) представляет собой мощный инструмент для формирования у обучающихся практических навыков и критического мышления. Практикоориентированность курса, эффективность метода проектов и его преимущества делают проектную деятельность важным элементом образовательного процесса.Системноеприменениепроектнойдеятельностипозволитдостичьзначительных результатов в обучении, подготовив обучающихся к реальным вызовам и угрозам, с которыми они могут столкнуться в жизни.
Коваленко,С.А.Проектнаядеятельностьвобразовательномпроцессе:методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2020, 180 с.
Петрова,Н.В.Методпроектоввобученииосновамбезопасностижизнедеятельности. – СПб.: Феникс, 2021, 200 с.
Сидорова,Т.И.Проектнаядеятельностькаксредствоформированиябезопасного поведения. – М.: Учебная литература, 2022, 150 с.
Морозов,А.И.ИнновационныеподходыкобучениюОБЖ:проектнаядеятельность. -СПб: Речь, 2021, 220 с.
Лебедев,И.С.Проектныетехнологиивобученииосновамбезопасностижизнедеятельности. – М.: Наука, 2022, 175 с.
Григорьев,А.В.МетодпроектоввпреподаванииОБЖ:практическоеруководство.
-СПб.:Академия,2020, 160с.
Фролова,Е.Н. Проектнаядеятельность наурокахОБЖ:отидеи дореализации.- М.: Оникс, 2021, 190 с.