Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Экология
  3. ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО КРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО КРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА»

0 подписчиков
• Познакомить учащихся с целебными свойствами рас¬тений, познакомить с некоторыми из них, учить прави¬лам сбора, сушки, хранения, правилам использования и применения. • Развивать память, мышление, воображение, речь уча¬щихся. • Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к растениям, к природе.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Экология

Категория

Экология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Нутрякова С.В.

учитель начальных классов

МБОУ « СОШ № 14

имени А.М. Мамонова

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО КРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

НА ТЕМУ:

«ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА»

Цели:

  • Познакомить учащихся с целебными свойствами рас­тений, познакомить с некоторыми из них, учить прави­лам сбора, сушки, хранения, правилам использования и применения.

  • Развивать память, мышление, воображение, речь уча­щихся.

  • Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к
    растениям, к природе.

Оборудование:

  • Рисунки детей по теме;

  • Выставка книг «Лекарственные растения»;

- Загадки о лекарственных травах;

- Гербарии или образцы различных трав.

Планируемые результаты

Предметные

Знания:

  • знать лекарственные растения и их свойства,

  • понимать значение лекарственных растений в жизни людей и необходимость бережного к ним отношения,

  • применять полученные знания на практике.

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • использовать учебник и другие источники информации;

  • описывать лекарственные растения и их свойства;

  • приводить примеры использования лекарственных растений в жизни;

  • оценивать информацию и проверять её достоверность.

РегулятивныеУУД:

  • понимать суть проблемы, принимать и сохранять учебную задачу;

  • осваивать способ решения проблем;

  • оценивать результат деятельности;

КоммуникативныеУУД:

  • отвечать на вопросы учителя;

  • осуществлять совместную работу;

  • допускать возможность существования различных точек зрения.

Личностные:

  • осознание ответственности человека за общее благополучие,самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Ход занятия

I.Вступительное слово учителя

- Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о наших друзьях - лекарственных растениях. В настоящее время насчитывается более 600 видов растений, которыеиспользуются в медицине. Лекарственные растения можно встретить в лесу, в поле и даже по обочинам дороги. Сегод­ня мы поговорим о наиболее распространенных растениях, о тех, что мы встречаем каждый день и даже не догадыва­емся, насколько они полезны.

II.Сообщения детей

1-й ученик:

Давно подметил человек, что некоторые растения изле­чивают от недугов. Он подсмотрел, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные дляних. Из поколения в поколение передавали сведения о це­лебных свойствах растений. Постепенно знания о них стали собираться в книге - «травники». В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуньи, шаманы. Они окружи­ли свое ремесло тайной и всячески отпугивали желающих заняться сбором целебных трав. Готовя лекарства, знахарь обычно бормотал заклинания и разные непонятные слова. Конечно, все это предпринималось для того, чтобы повы­сить цены на снадобья из трав и заставить людей отказать­ся от самостоятельного их сбора.

2-й ученик:

Народные травознание за тысячи лет сумели накопитьмножество сведений о полезных свойствах растений. Ив наших аптеках среди многих современных препаратов за­нимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе. Заглянем в страну Лечебных трав. А вот и первая жительница этой страны. О ней существует очень много загадок.

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же (крапива)!

Вы, конечно же, знаете, как она выглядит. Людям есть, за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить мно­жество полезных и вкусных блюд. Из крапивы получают зеленую, желтую краску, которую используют в пищевой промышленности. Это растение используют и для времен­ного хранения пищевых продуктов. Но самым важным является то, что в крапиве содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь. А если взять сырую крапиву, потолочь и приложить к свежей ране, то рана очистится и быстро заживет. Крапивой также хорошо укреплять волосы.

3-й ученик:

Послушайте загадку и определите, о каком растении в ней говорится:

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(Подорожник)

Найдите подорожник в нашем осеннем букете.Почему это растение так называется? Кто из вас пользовался подорожником? Для чего вы это делали?

Подорожник очень быстро размножается. Посмотрите,сколько у него семян. Каждое семя обволакивается слизью, и поэтому его семена легко приклеиваются к колесам, к но­гам. Так подорожник путешествует по свету. Американцы называют подорожник «следом белого человека». Может быть, потому, что его листья напоминают след ступни че­ловека.

4-й ученик (продолжает рассказ о подорожнике):

В Америке он никогда не рос, пока его не завезли евро­пейцы. Медицинские свойства этого растения были извест­ны более 3 тысяч лет назад. Это было самое широко приме­няемое лекарственное средство в средние века.

Подорожник используется при болезнях желудка, это не только хорошее ранозаживляющее и кровоостанавливаю­щее средство, но и его применяют для лечения простуды. При этом используют сок подорожника.

Русская легенда рассказывает о том, что однажды, когда две змеи грелись на солнце посреди дороги, одну из них пе­реехала повозка. Вторая змея тотчас принесла ей Целебный лист подорожника. С тех пор люди и узнали о целебных свойствах этого растения.

5-й ученик

Мне хочется рассказать еще об одном удивительном растении – это тысячелистник.

Посмотрите на это растение. Как вы думаете, почему оно так называется?

Каждый листик этого растения многократно рассечен на множество узких долек, сосчитать которые невозможно. Тысячелистник используют при заболеваниях желудка, ки­шечника. Это растение хорошо останавливает кровь, улуч­шает аппетит. А если размять листья и приложить к ране кашицу, то рана быстро заживет.

6-й ученик:

О каком следующем растении пойдет рассказ, вы узнае­те из загадки:

Выпускает он листы

Широченной ширины.

Держатся на ветках крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдешь –

На себе их все найдешь.

И действительно! Какое из растений может быть навяз­чивее лопуха-репея!

Не только плоды этого растения липнут к человеку, и но и сам он растет поближе к жилью человека. Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Но они съедобны на первом году жизни. В Японии и Китае лопух возделывается как овощ. Если измельчить корень и варить его в течении двух часов, то получается приятное на вкус повидло. От­вар из корней лопуха рекомендуется для укрепления волос. Свежий сок растения с маслом хорошо лечмт раны.

7-й ученик:

Догадайтесь, что это за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Правильно, это одуванчик. Одуванчик – это тоже лекарс­твенное растение. Его так и называют ученые - «одуванчик лекарственный». Цветет одуванчик весной. Ярко-желтыецветы красочно оживляют природу. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витамин­ного салата. В некоторых странах их даже готовят впрок, заквашивая как капусту.

Одуванчик применяют при лечении многих болезней:желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения ап­петита. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. Отвары сухой травы и кор­ня нужно пить, если болит живот.

Учитель:Возле наших домов очень много лекарственныхрастений. Вы все их встречали не раз. Посмотрите на выставку!

Это ромашка аптечная (используется при простуде, вос­палении слизистой оболочки рта ,как успокаивающее и боле­утоляющее средство).

Мать-и-мачеха(используется при кашле, выжатый сок из свежих листьев прикладывают к язвам, ранам, нары­вам).

Пустырник(применяется как успокоительное средство, при болезнях сердца).

Но настоящая кладовая лекарственных растений растет в лесу. Послушаем рассказы ребят.

8-й ученик:

В тени деревьев, среди густой травы растет ландыш. У ландыша два остроконечных листа, а между ними не­сколько маленьких колокольчиков. У ландыша тонкий, приятный запах. Ландыш является сырьем для лекарства, которое выпускают для лечения сердечных заболеваний, заболеваний нервной системы. Ландыш - охраняемое рас­тение, оно занесено в Красную книгу, поэтому заготовкой ландыша могут заниматься только специальные организа­ции.

9-й ученик:

Высоко оценил человек полезные свойства медуницы. Медуница применяется при лечении бронхита, при воспа­лении верхних дыхательных путей, при недостатке витами­нов.

Есть в лесу и другие лекарственные растения.

Малина(при ангинах и простудах).

Земляника(для улучшения состава крови)

Брусника(при авитаминозах - ягоды, при заболеваниях почек - листья).

10-й ученик:

Немало лекарственных трав в поле и на лугу.

Василек.Используется как жаропонижающее средство; при болезнях мочевого пузыря; в виде примочек при забо­леваниях глаз. На Руси существует легенда, согласно кото­рой прекрасный юноша Василий был погублен русалкой и превращен в цветок - василек. В Древней Греции считали, что сок василька способен быстро заживлять раны.

Пастушья сумка. Останавливает кровотечение, исполь­зуется при заболеваниях почек, печени, мочевого пузыря, как противорвотное средство.

Валериана лекарственная применяется при нервных за­болеваниях, бессоннице, при заболеваниях сердца, желудоч­но-кишечного тракта.

Учитель:Но чтобы эти растения могли помочь нам и про­явить свои чудесные свойства, их нужно правиль­но заготавливать, хранить и применять. Необхо­димо при этом придерживаться строгих правил.

Чтобы собирать растения, их нужно хорошо знать, т. е. отличать от других; знать, когда их нужно собирать(в этом помогут календари для сбора растений), и какая часть рас­тения необходима для лечения. Собирать растения можно только в сухую погоду, лучше сразу после росы. Нельзя со­бирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, рас­тущие вблизи дорог, автомобильных шоссе. Укладывать растения при сборе нужно в просторные корзины, не ут­рамбовывая, так как они могут начать гнить. Сушить толь­ко в тени, в хорошо проветриваемом помещении, а не на солнце. Растения нужно разложить тонким слоем на кар­тоне, материи и не менее 2 раз в сутки переворачивать. Не вырывать растения с корнем, не собирать все растения до последнего, ни в коем случае не собирать растения, кото­рые занесены в Красную книгу.

Помните:многие лекарственные растения очень ядо­виты. При сборе нельзя мять растения в руках, не трогать грязными руками лицо, губы, глаза, нос, чтобы не занести ядовитый сок на слизистую оболочку. Если все же произой­дет отравление, и у нас начнутся головная боль, тошнота, слабость, нужно срочно вызвать рвоту и промыть желудок, употребляя много кипяченой воды.

Хранить высушенные травы лучше всего в картонныхкоробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани.

III. Викторина

А сейчас проверим, запомнили ли вы то, о чем мы сегод­ня говорили. Перечислите лекарственные растения, кото­рые вы запомнили.

Какое лекарственное растение самое «прилипчи­вое»?

Листья какого растения иссечены на множество долек?

Какое лекарственное растение называют «следом бе­лого человека»?

Какие растения заживляют раны?

Как правильно собирать, хранить сырье?

IV. Конкурс загадок

А теперь проведем конкурс загадок:

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки.

(Земляника)

Белые звоночки.

Белые горшочки на зеленой ножке.

(Ландыши)

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

(Ромашка)

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

Белая корзинка –

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

На хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(Ромашка)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

Кто ни прикасается, -

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(Репейник)

V.Итог

Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Ле­карственных трав. Закончить наш разговор хотелось бы такими строками:

Василька срывать не стану,

И ромашки золотой,

Лучше сразу всю поляну

Увезу к себе домой.

Прихвачу тихонько поле,

И в росе блестящий луг.

Поселю их в нашей школе,

Подарю тебе, мой друг!

И когда чуть-чуть взгрустнется,

Снег весь мир заполонит,

Одуванчик улыбнется,

Колокольчик зазвенит.

Не завянет медуница,

Не погаснет мой букет,

Наше лето сохранится

На рисунке много лет...

VI.Домашнее задание

Собрать материал о любом лекарственном растении и оформить книжку-

малышку.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

• Познакомить учащихся с целебными свойствами рас¬тений, познакомить с некоторыми из них, учить прави¬лам сбора, сушки, хранения, правилам использования и применения. • Развивать память, мышление, воображение, речь уча¬щихся. • Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к растениям, к природе.
0 ₽