МБУ ДО «Центр внешкольной работы»
Аксубаевского муниципального района Республика Татарстан
Внеклассное мероприятие художественной направленности
"Волшебная страна - театр!"
для обучающихся 5-6 классов
Методист МБУ ДО «ЦВР»
Т.В.Яремийчук
Аннотация: Занимательное и увлекательное внеклассное мероприятие про театр.
Описание: Данное мероприятие предназначено для обучающихся 5-6 классов. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продлённого дня и родителям. Оно позволяет весело провести время с детьми и решить рад педагогических задач.
Форма проведения: Театрализованная программа с творческими номерами и конкурсами.
Технические средства: Компьютер, музыкальное оформление, реквизит для театральных миниатюр, карточки с творческими заданиями.
Материалы и оборудование: конспект занятия, ширма, презентация о театре,одежда для театральной постановки.
Участники: обучающиеся 5-6 классов, педагог дополнительного образования.
Цель: Создать и сформировать информационное и творческое пространство дляобучающихся в области театрального искусства, дать элементарные представления о театре и правилах поведения в театредля достижения воспитательного потенциала.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о том, что такое театр.
Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей
Развивающие:
Совершенствовать исполнительские умения детей.
Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Учить создавать творческие группы для подготовки и проведения спектакля.
Воспитывающие:
Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театральные представления.
Корректировать агрессивное и пассивное поведение детей.
Планируемый результат: участники получают универсальные умения, которые позволяют им быть успешными в реальной жизни (умение вести диалог, умение работать в команде, умение управлять своими эмоциями, умение быть гибким и другие).Дети осваивают приёмы актёрского мастерства.
План проведения:
Подготовительный этап
Определение планируемых результатов
Определение форм и методов проведения и оценивания
Разработка расписания деятельности каждого участника
Подготовка презентации, наглядного материала.
Основной этап
Формирование команд
Распределение ролей в команде
Продумывание и последовательное выполнение основных этапов работы: декораций, реквизита.
Фиксация на фото или видео учащихся во время работы
Рефлексивный этап
Фото и видео съемка мероприятия (обучающиеся 5-6 класса)
Ведущий: (педагог дополнительного образования)
Ход мероприятия:
Ведущий: Звучит музыка Раймонда Паулса – из к/ф «Театр».
Добрый день, ребята!
Прежде, чем начать наш праздник, я хочу загадать вам загадку:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно... (ТЕАТР)
Показ слайда с изображением театра.
Да, ребята! Верно!
Театр - это особый мир, мир сказки, фантазии, чудес. Много веков уже живет театр и радует, и восхищает, и удивляет зрителей, ради которых актеры выходят на сцену. И очень важно, каким пришел зритель, каким он должен быть: восторженным, внимательным, сопереживающим, эмоциональным. Ведь от вас, от зрителей, зависит успех спектакля.
Слово «театр» - греческого происхождения и означало место для зрелищ. С народных игр и обрядов начинался театр. В 9 веке в России появились первые бродячие актеры-комедианты – звали их скоморохи. А любимым героем у зрителей был веселый и озорной Петрушка. (Показ слайда с изображением Скоморохов)
Сегодня нашими артистами будете именно вы!
Знаете ли вы, что, хлопая в ладоши, вы исполняете один из древнейших ритуалов связи с высшим миром. А в наше время ученые утверждают, что хлопанье в ладоши оказывает благотворное влияние на весь организм. Так что, почаще хлопайте – это полезно и всегда поднимает настроение! Давайте еще раз похлопаем!
Ведущий:Хлопки и есть наша особая актерская разминка, ведь настоящий актер любое действие может превратить в творчество. Вот и мы с вами сегодня будем хлопать не просто, а творчески. Для этого мы будем бить левой ладонью по правой. Вот так. При этом ладони как бы скользят друг по другу. При этом, правая рука – направляющая, выходит вперед, а левая идет назад. Это «выстрел». Давайте попробуем. А теперь поменяем руки.
– Отлично! Сейчас мы с вами снова устроим перестрелку, но теперь обязательно вкладываем в свой выстрел какую-либо эмоцию. Например, если это гнев, вы увидите это в моей мимике, моем положении тела, в силе моего хлопка. Я могу выстрелить в вас так (гневно), а могу так (радостно).
Итак, сейчас я буду в вас стрелять с разными эмоциями, вы стреляете в них с той же эмоцией, но … не копируйте ведущих, а лишь возвращайте тоже чувство. У кого-то радость такая, а у кого-то такая.
Ну что ж давайте попробуем, ваши ведущие будут вам помогать.
Наша первая эмоция – Гнев!– Испуг!
–Печаль!
–Радость!
Это было здорово, ребята! Теперь я порошу всех отправить нашу последнюю эмоцию прямо на эмоцию
– Счастье!
Все наполняемся самой большой радостью, счастьем от того, что мы собрались здесь сегодня, что у нас впереди еще много интересных испытаний, что праздник продолжается, что всех нас здесь объединил Его Величество Театр. Итак, эмоция счастье. Приготовились! Ручки подняли, стреляем громко на счет три. Раз! Два! Три! (хлопок)
Молодцы! Отлично! Ладоши еще не болят? Тогда похлопали себе еще разок! Спасибо вам.
Ведущий: Как замечательно! Какие вы молодцы! Какие талантливые и артистичные!
Ребята, а кто из вас выступал на праздниках?
А что вы делали? (пели, читали стихи), а может кто-то из вас танцевал?
А кто участвовал в сценках?
Сколько у нас артистов!
Кто-нибудь раньше посещал театр?
Нужно ли подумать о своем внешнем виде при посещении театра?
Думали ли вы заранее, как и за какое время сможете добраться до театра?
За какое время до начала спектакля нужно приходить?
Ведущий:О правилах поведения в театре сейчас мы узнаем подробнее.
Стихи:(Рассказывают обучающиеся)
1. В кассе куплены билеты,
Нарядно зрители одеты.
Культурно иди по залу,
Не опоздай к началу.
2. Проходя на своё место,
К людям повернись лицом,
И скажи: “Прошу прощения” -
Будешь просто молодцом.
3. Нужно сесть и не болтать
На спектакле детям.
И артистам не мешать,
И своим соседям.
4. Вот спектакль позади.
Будет некрасиво
Сразу к выходу идти,
Не сказав спасибо.
После спектакля немножко
Актёрам похлопай в ладошки.
5. Сломя голову бежать
В гардероб не надо.
В очередь там нужно стать
Уж такой порядок.
Ведущий: О чём эти стихи? Ответы детей.
Давайте ещё раз вспомним правила поведения в театре.
(Показ слайда с правилами поведения в театре)
Ведущий: Театр – это, прежде всего игра, сейчас мы с вами и поиграем.
Вы не раз бывали в самых разных театрах, видели много спектаклей. Вы, наверное, и представить себе не можете, сколько людей трудилось, чтобы спектакль появился на свет.
Давайте назовём, как можно больше профессий, встречающихся в театре. Это сложное задание. А кто назовёт профессию последним – будет объявлен победителем.
Итак, начали! (актёр, режиссёр, звукооператор, художник, рабочий сцены или монтировщик, костюмер, столяр, плотник, балетмейстер, концертмейстер, художник по свету, осветитель и т.д.)
(Показ слайда с изображением профессийвстречающихся в театре)
Ведущий: А сейчас весёлый театральный «Конкурс гримёров».(Выносятся две надувные матрёшки – головы из шаров, повязанных платками, а туловище - это палки-вешалки, на них одеты сарафаны) На сцену приглашаются 2 человека. Вот вам маркеры. Задание такое: этих двух надувных матрёшек нужно преобразить – одну в Бабу-Ягу, другую в Василису Прекрасную.(Вовремя игры звучит песня «Мы Бродячие Артисты - Веселые Ребята»)
Подведём итоги. Правда, оба портрета получились немного похожими. Чей портрет понравился вам больше – проверим аплодисментами.
Театр – это всегда чудо. Быть актером, человеком, творящим это чудо, пусть даже на маленькой скромной сцене – что может быть увлекательней? А сказка на театральной сцене – это двойное чудо. «Чудо в квадрате!» Не верите? Пожалуйста!
Конкурс «Актерское мастерство».
Приглашаю на сцену 9 человек. Выберем роли (на листочках написаны роли и что они должны делать по мере упоминания их героев).
Роли:
*Кастрюля –Зовите меня Юля (показывает язык)
*Мясо – Пойду сейчас я плясом (пританцовывает)
*Картошка –Копал меня Антошка (держит руки на животе и хохочет)
*Капуста – Без меня в огороде пусто (грустно смотрит на всех)
*Морковь – Покосило слева бровь (подмигивает)
*Холодильник – Я же не будильник (щедро раскрывает дверцы (руки).
*Вода из-под крана – Пейте меня из стакана (строит ехидную гримасу)
*Хозяйка - 100 рублей в займы мне дай-ка (протягивает руку)
*Лук – По коленке тебя стук.(стукает по коленке рядом стоящего)
Итак, войдите в роль, я начинаю читать стихотворение, а вы его обыгрываете.
«Щи»
Однажды хозяйка кастрюлю нашла,
В ней щи приготовить решила она.
Воды из-под крана в нее налила,
Мясо сложила, огонь развела.
Хотела на терке морковь натереть,
Та руку скрутила – противно смотреть,
Хозяйка решила почистить ее –
Морковка ругнулась: «Опять ё моё!»
Морковь в холодильнике нужно держать,
Она и не вздумает вас обижать.
Хозяйка взялась за картошку тогда,
Ведь щи без моркови – совсем не беда.
Картошка в лукошке в духовке жила,
Ростками покрылась картошка – и вся
Скукожилась, будто ей лет пятьдесят.
Хозяйка взглянула – ей горестно стало,
О щах без картошки она не слыхала.
Хозяйка достала вилочек капустных.
От вида капусты ей сделалось грустно.
Капуста, картошка, морковка – беда.
Хозяйка о щах уж мечтать не могла.
Но лук о котором она позабыла
(Его на балконе в коробке хранила),
Лежал и оранжевым боком светился,
Он гордый был тем, что один сохранился.
И вот он искрошен, изжарен, посолен,
В кастрюлю закинут, собою доволен.
И пусть же со щами обед провалился,
Зато вкусный луковый суп получился!
(Поклон)
Ведущий: Каждый актёр должен обладать хорошей сценической речью, дикцией. Мы сейчас проведём«Конкурс дикторов». Ведущий просит детей повторить скороговорки.
❖ Ткачи ткали ткани на платья Клаве и Тане.
❖ На дворе — трава, на траве — дрова.
❖ Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.
❖ От топота копыт пыль по полю летит.
❖ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ведущий:Каждый артист должен обладать прекрасной пластикой, чувством темпа и ритма, а также уметь изменять время, ситуацию, внешность с помощью действия, ведь действие – это основной материал в актёрском искусстве. Сейчас вам придется проявить не только актёрские способности, но и воображение в конкурсе «Сценическая пластика»! (приглашаются 6 обучающихся)
Ребята! Попробуйте изобразить походку человека:
❖ который только что хорошо пообедал;
❖ которому жмут ботинки;
❖ который неудачно пнул кирпич;
❖ у которого начался острый приступ радикулита;
❖ который оказался ночью в лесу;
❖ идущего по краю небоскреба.
Ведущий: Молодцы! Все ребята здесь прирожденные актеры!
Сегодня мы побывали в волшебной стране, имя которой - ТЕАТР. Любите театр. Он сделает вас добрее честнее, справедливее.
Театр – это всегда чудо. Быть актером, человеком, творящим это чудо, пусть даже на маленькой скромной сцене – что может быть увлекательней?
Расскажите, кем вы сегодня были в нашем театре и что делали?
Подведение итогов.
Рефлексия «Маска настроения»
В качестве подведения итогов мероприятия, обучающихся приглашают пройти в фотомастерскую на общую фотографию.
Ведущий.
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать,
Всё, что на свете человечно.
Здесь всё прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
А с ними светлый мир добра!
На этом наше занятие закончено.
Литература:
Мартынова Я.Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Игры, викторины, классные часы, праздники, материалы для газет, стендов.– Волгоград: Учитель,2006.
Ромашкова Е.И. Картотека форм воспитательной работы творческой направленности. М., 2005
Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б. внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2006.
Афанасьев С.П. Праздники в школе. – М.: Аст-Пресс книга, 2003.
Интернет-ресурсы:
https://disk.yandex.ru/d/2KHPhZn1iBrsKQ
https://rus.hitmotop.com/song/66072233
https://rus.hitmotop.com/song/62959654
https://disk.yandex.ru/i/-AGws88BZazkXQ